Дело № 2-2940/2024
УИД 47RS0006-01-2024-001677-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2024 года г. Гатчина
Гатчинский городской суд Ленинградской области
в составе председательствующего судьи Литвиновой Е.Б.,
при секретаре Бойковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, заинтересованные лица: Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Администрация Ленинградской области, МТУ Росимущества в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, Управление Росреестра по Ленинградской области,
установил:
Представитель Администрации МО «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области обратился в Гатчинской городской суд Ленинградской области с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – подводящий газопровод высокого давления, кадастровый номер №, протяженностью 1255 метров, назначение: иные сооружения производственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований представитель заявителя указал, что администрацией был выявлен объект бесхозяйного недвижимого имущества. Собственник отсутствует (неизвестен). ДД.ММ.ГГГГ указанный объект был поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. В течение трех месяцев с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил. Фактически объектом недвижимого имущества владеет Администрация МО Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области. Спор о праве отсутствует. В связи с этим у администрации как у органа, осуществляющего полномочия собственника муниципального имущества, появилось право обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на указанный объект недвижимости.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении заявления в его отсутствие (л.д. 39).
Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом, в том числе в порядке п. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, своих представителей в судебное заседание не направили.
От представителя Администрации Ленинградской области поступил отзыв (л.д. 36).
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьей 2 которого предусмотрено, что система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставки газа.
В соответствии со статьями 7, 8.2 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу данной нормы распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно Приказу Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2023 N 74831) на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества (лицами, обязанными эксплуатировать линейные объекты, указанные документы могут быть представлены по собственной инициативе); документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу ч.2 ст. 293 ГПК РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 13 Приказ Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.08.2023 N 74831), принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется путем внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ спорный объект был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости.
Доказательствами, свидетельствующими об отсутствии собственника спорных объектов недвижимого имущества, являются: ответ ПАО «Газпром» (л.д. 27), ответ АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (л.д. 29), отзыв Администрации Ленинградской области (л.д. 36 оборот).
Судом установлено, что со дня постановки данного сооружения на учет, как бесхозяйной недвижимой вещи, прошло более трех месяцев, никто не заявил своих прав в отношении вышеуказанного имущества.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что спорное недвижимое имущество числится на учете как бесхозяйный объект, правовой статус данного объекта недвижимости на момент рассмотрения дела в суде не изменился.
Обстоятельства, на которые ссылался заявитель, нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем заявленные требования подлежат полному удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за муниципальным образованием «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество: подводящий газопровод высокого давления, кадастровый номер №, протяженностью 1255 метров, назначение: иные сооружения производственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Гатчинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение составлено 05.08.2024
Подлинный документ находится в материалах гражданского дела № 2-2940/2024УИД 47RS0006-01-2024-001677-08Гатчинского городского суда Ленинградской области |