Копия
Дело № 2-5054/2022
24RS0048-01-2021-019004-66
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего
судьи Чудаевой О.О.,
при секретаре Свининой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцева Дмитрия Викторовича к администрации г. Красноярска о возложении обязанности заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Казанцев Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Красноярска об обязании заключить договор социального найма, в котором просит возложить на ответчика обязанность заключить с Казанцевым Д.В. договор социального найма на жилое помещение – квартиру, площадью 53,1 кв.м., по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес> с указанием в качестве членов семьи нанимателя Казанцевой Н.Н., Казанцевой В.Д.
В обоснование исковых требований истец указал, что проживает в спорном жилом помещении с 2010 года на основании типового договора найма служебного жилого помещения № <адрес>. Совместно с нанимателем в данное жилое помещение были вселены жена Казанцева Н.Н., дочь Казанцева В.Д. Жилое помещение, расположенное по указанному адресу находится в муниципальной собственности. Истец исполняет обязанности, возложенные на него договором (оплачивает коммунальные услуги, поддерживает помещение в пригодном состоянии, обеспечивает его сохранность). Поскольку договор социального найма в письменном виде с истцом не заключался, ответчик отказался в его заключении, просит в судебном порядке возложить на администрацию г. Красноярска заключить с истцом договор социального найма жилого помещения.
Представитель третьего лица администрации Советского района в г. Красноярске Свешникова Е.М. (по доверенности) в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве на иск. Также указала, что в настоящее время Казанцев Д.В. не состоит на службе в правоохранительных органах, что является основанием для его выселения.
Истец Казанцев Д.В., представитель ответчика администрации г. Красноярска, в зал суда не явились, о месте и времени слушания дела были уведомлены должным образом, о причинах неявки суду не сообщили.
От представителя ответчика ранее в материалы дела поступил отзыв, в котором просят отказать в удовлетворении требований в полном объеме, в том числе в связи с привлечением администрации города Красноярска в качестве соответчика по настоящему делу. Администрация города Красноярска не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду и было предоставлено истцу на основании договора найма служебного помещения. Спорная квартира не утратила статус служебной в силу закона, и к ней не может применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Согласно статьям 3, 10 указанного Кодекса жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.
В силу ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда наряду с иными относятся служебные жилые помещения.
На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.
В соответствии со ст.93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципатьным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которым предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Предоставление служебных жилых помещений в г. Красноярске регулируется Положением о служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда города Красноярска, утвержденным Постановлением администрации г. Красноярска от 14.08.2015 № 539.
В соответствии с пунктом 5 Положения №539 служебные жилые помещения предоставляются в связи с характером трудовых отношений следующим категориям граждан: работникам муниципальных учреждений, предприятий - водителям автомобилей органов администрации города, а также работникам краевых государственных учреждений системы здравоохранения, переданных в государственную собственность Красноярского края из муниципальной собственности города Красноярска, выборным должностным лицам органов местного самоуправления, муниципальным служащим; руководителям территориальных органов Министерства обороны, прокуратуры, Следственного комитета, ФСБ, МВД. ФСС"П Российской Федерации, назначенным в установленном действующим законодательством порядке для службы в городе Красноярске.
В соответствии с пунктом 6 Положения № 539, служебные жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в пункте 5 настоящего Положения. Для определения очередности граждан, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, ведется учет граждан, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений. Ведение учета осуществляется по месту работы (службы).
Исходя из положений статей 14, 92 ЖК РФ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров наймов специализированных жилых помещений», вопрос установления или изменения статуса служебного жилого помещения относится к компетенции собственника жилищного фонда (органа местного самоуправления) и не может в рассматриваемом споре, с учетом, установленных по делу обстоятельств, расцениваться как нарушение прав или законных интересов истца.
В судебном заседании установлено, что на основании типового договора найма служебного жилого помещения № <адрес> от 24.05.20210 Казанцеву Д.В. было предоставлено для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. <адрес>. В качестве члена семьи указаны жена Казанцева Н.Н., дочь Казанцева В.Д.
Согласно выписки из домовой книги от 25.04.2022 на регистрационном учете по указанному адресу с 21.12.2011 состоят Казанцев Д.В., Казанцева В.Д., Казанцева Н.Н., основанием регистрации указан договор найма служебного жилого помещения.
Согласно объяснениям представителя истца Казанцев Л.В. и члены его семьи были вселены в 2010 году в спорную квартиру и проживают в ней до настоящего времени, несут бремя содержания спорного имущества, исполняют обязанности нанимателя по договору.
Обращаясь с настоящим иском в суд истец просит обязать ответчика заключить с ним договор социального найма жилого помещения, поскольку фактически жилое помещение используется им по договору социального найма, однако ответчик отказался заключить с истцом указанный договор.
Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд учитывает следующее.
Служебное жилое помещение расположенное по адресу: г.Красноярск, ул. <адрес>, площадью 53,1 кв.м, выделено истцу Казанцеву Д.В. и членам его семьи Казанцевой Н.Н. (жена), Казанцева В.Д. (дочь) как служебное в связи с характером трудовых отношений, договор № 29 от 29.05.2010 (сотрудник органов внутренних дел - участковый уполномоченный милиции). Служебное жилое помещение включено в специализированный служебный фонд, на основании распоряжения администрации города Красноярска от 29.04.2010 № 329-арх.
Согласно общедоступной информации, размещенной на официальном сайте департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска по состоянию на 27.04.2022 (http://www.admkrsk.ru/citytoday/property/Pages/MunicipalImushPost371.aspx), жилое помещение числится в реестре муниципальной собственности.
Согласно пункта 1.4 Положения о служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города Красноярска № 281 от 21.07.2009, служебные жилые помещения учитываются в Реестре муниципального жилищного фонда города Красноярска.
Спорное жилое помещение не утратило своего статуса служебного в силу закона, к нему не может применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Учитывая положения ст. 99 ЖК РФ, предоставление жилого помещения по договору социального найма возможно только после исключения его из числа жилых помещений специализированного жилищного фонда. Сведений об изменении в последующем статуса указанного жилого помещения не имеется. Правовые основания для исключения жилого помещения из числа служебных жилых помещений отсутствуют.
В силу действующего законодательства вопросы снятия статуса служебного жилого помещения и передачи в собственность нанимателей данного жилого помещения в порядке приватизации отнесены исключительно к компетенции собственника, который свободен в реализации принадлежащих ему прав собственника.
Кроме того, при принятии решения о предоставлении истцу спорной квартиры она уже имела статус служебного жилого помещения, в этом же статусе она существовала и после включения ее в состав муниципального специализированного жилищного фонда.
При предоставлении истцу служебного жилого помещения его статус им не оспаривался, что свидетельствует о том, что он знал о предоставлении ему данного жилого помещения именно как служебного и был с этим согласен.
То обстоятельство, что истец длительное время проживает в спорной квартире и несет расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг, не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку факт проживания граждан в служебном жилом помещение длительное время не изменяет статус этого служебного жилого помещения, если в установленном законом порядке такое жилое помещение не переводилось из разряда служебного.
В силу норм Жилищного кодекса РФ муниципальные жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.
Таким образом, муниципальное жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено истцу после постановки на учет в порядке очередности.
К спорному жилому помещению не подлежит применению правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поскольку сведения, подтверждающие изменение собственником здания статуса помещения отсутствуют.
Согласно ст. 92, ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения не могут быть предметом договора социального найма. Таким образом, правовые основания для предоставления истцу спорного помещения на условиях договора социального найма, отсутствуют.
Кроме того, судом стороне истца разъяснялось право на замену ненадлежащего ответчика надлежащим, вместе с тем, Казанцев Д.В. не воспользовался своим процессуальным правом.
В соответствии с пунктом 2 стати 45 Устава города Красноярска, принятым решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62. Администрация города Красноярска, реализуя установленные Уставом полномочия, осуществляет нормотворческую, распорядительную и исполнительную деятельность.
Администрация города Красноярска действует в рамках своей компетенции и не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно статье 46 Устава города Красноярска, администрация города образует самостоятельные органы местного самоуправления для реализации полномочий, возложенных на нее. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями.
Для осуществления полномочий муниципального образования в сфере управления муниципальным жилищным фондом в структуре Администрации города Красноярска создан специально уполномоченное территориальное подразделение - районная администрация (в данном случае администрация Советского района города Красноярска).
Пунктом 2.2.6 Положения об администрации района в городе Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 № 46-р. предусмотрено, что районная администрация ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также граждан, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, а также осуществляет функции наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и найма жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, поскольку полномочия администрации г. Красноярска в части заключения договоров социального найма жилых помещений, находящихся в муниципальном жилищном фонде г. Красноярска делегированы администрации районов, осуществление функции наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма относится к компетенции администрации района в г. Красноярске, а территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города, на территории которого расположено жилое помещение по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, 10 - 147, является администрация Советского района в г. Красноярске.
В этой связи и исходя из предметности компетенции администрации и органов, входящих в ее структуру, заявленных истцом требований, администрация города Красноярска не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Администрация города, руководствуясь законодательством РФ, Уставом города Красноярска, создало уполномоченное лицо в сфере управления муниципальным жилищным фондом на территории города, наделило полномочиями, указанными в Положении районной администрации, и как следствие, каких-либо незаконных действий (бездействий) не допустило, вследствие чего в иске к данному ответчику надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Казанцева Дмитрия Викторовича к администрации г. Красноярска о возложении обязанности заключить договор социального найма, отказать.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Советский районный суд г. Красноярска в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.О. Чудаева
Дата составления мотивированного текста заочного решения – 14.06.2022 года.