УИД 45RS0007-01-2023-000537-14 Дело № 2-469/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Катайск Курганской области 21 августа 2023 года
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего, судьи Колесникова В.В.
с участием помощника прокурора Катайского района Курганской области Моор А.С.,
представителя ответчика ГБУ «Катайская ЦРБ» Ишаевой В.Е.,
при секретаре Череваткиной К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Катайского района Курганской области, обратившегося в интересах неопределённого круга лиц, к ГБУ «Катайская центральная районная больница» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катайского района Курганской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ГБУ «Катайская центральная районная больница», в котором просит суд обязать государственное бюджетное учреждение «Катайская центральная районная больница» организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ул. Ленина, д. 29а, с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области, в соответствии с требованиями раздела II приложения № 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведены надзорные мероприятия в части исполнения государственным бюджетным учреждением «Катайская районная больница (далее также - ГБУ «Катайская ЦРБ») требований законодательства в области здравоохранения при реализации национального проекта «Здравоохранение», по результатам которой выявлены нарушения закона.
Ссылаясь на положения ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 4, 10, 32 и др. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Закон № 323-ФЗ), пп. 2, 11, 19.2 - 19.4 Приказа № 543н «Об утверждении Положения об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (далее также - Указ), Паспорт национального проекта «Здравоохранение», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию к национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16, п. 33 ст. 4, ч. 1 ст. 52 и др. Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее также - Закон № 61-ФЗ), пп. «б» п. 7, пп. «а», «б» п. 8, п. 18 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждённые Приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н (далее также - Правила), пп. «г» п. 5 Положения о лицензирование фармацевтической деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, Правила в обозначенной сфере, принятые Приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 №1093н, пп. 2.4, 2.5. Устава ГБУ «Катайская ЦРБ» (далее также - Устав) сообщает, что ответчик, являясь медицинским учреждением, осуществляет свою деятельность в структурных подразделениях, в том числе и в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в с. Верхние Пески Катайского муниципального округа по ул. Ленина, д. 29а.
Проверкой установлено, что ГБУ «Катайская ЦРБ» имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности № Л041-0114-45/00574710 от 07.09.2020, на основании которой местом осуществления указанного лицензируемого вида деятельности в том числе является с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области.
Помимо этого, медицинское учреждение имеет лицензию и на осуществление фармацевтической деятельности № Л042-01141-45/00261794 о 19.06.2020, согласно которой хранение лекарственных препаратов медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами, а также их отпуск осуществляется в фельдшерско-акушерском пункте, находящемся в с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области.
Надзорными мероприятиями выявлено, что в с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области отсутствуют аптечные и иные фармацевтические организации расстояние до ближайшего пункта реализации лекарственных средств (с учётом состояния дорожного полотна автомобильной дороги на маршруте следования) расположенного в райцентре - г. Катайск Катайского муниципального округа, составляет около 13 км.
Вместе с тем в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства, а также уставных целей ГБУ «Катайская ЦРБ» розничная торговля лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в названном фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области, не осуществляется.
До настоящего времени торговля лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в указанном фельдшерско-акушерском пункте не организована.
Истец полагает, что отсутствие в указанном ФАПе торговли свидетельствует об отсутствии со стороны больницы надлежащей организации медико-санитарной помощи жителям с. Верхние Пески, что является нарушением прав жителей данного населённого пункта и пребывающих на его территории неопределённого круга лиц на получение медицинской помощи, в том числе и использованием лекарственных препаратов.
Сложившееся положение дел существенным образом нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, противоречит основным принципам здравоохранения, влечёт возникновение значительных неудобств, временных и материальных затрат, связанных с возможностью приобретения лекарственных средств лишь в отдаленном населённом пункте, что создает реальную угрозу жизни и здоровы жителей сельского поселения, а также неопределённого круга лиц, в том числе детского населения.
Разделом II приложения № 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации о 12.10.2019 № 2406-р установлен минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, для аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, который применим к ФАПам.
В связи с этим прокурор полагает необходимо возложить обязанность на ГБУ «Катайская ЦРБ» организовать розничную торговлю в ФАПе, расположенном в с. Верхние Пески, в соответствии с требованиями вышеуказанного раздела (л.д. 4-10).
Определением Катайского районного суда от 26.07.2023 к участию по делу третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент здравоохранения Курганской области, Администрация Катайского муниципального округа, Администрация Верхнепесковского сельсовета Катайского района (л.д. 1-2).
Судебное заседание в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК Российской Федерации) проведено в отсутствие представителей третьих лиц Департамента здравоохранения Курганской области, Администрации Катайского муниципального округа (его правопредшественника Администрации Катайского района Курганской области), Администрации Верхнепесковского сельсовета Катайского района (его правопреемника Катайского территориального управления Катайского муниципального округа Курганской области), о дате и времени рассмотрения дела извещённых надлежащим образом, доказательств уважительности причин своей неявки не представивших, об отложении рассмотрения дела не просивших.
В судебном заседании прокурор Моор А.С. на исковых требованиях настаивала в полном объёме по доводам искового заявления. Выразила своё несогласие с возражениями ответчика, полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Представитель ответчика ГБУ «Катайская ЦРБ» по доверенности Ишаева В.Е. просила в иске отказать в полном объёме на основании письменных возражений, к которых сообщают об отсутствии необходимого для указанной прокурором деятельности работника у ответчика, сложности в его поиске. Также ссылались на осуществление торговли указанными медицинскими препаратами мобильными пунктами ответчика, в соответствии с представленным графиком.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района, поданные в интересах неопределённого круга лиц, к ГБУ «Катайская центральная районная больница» о возложении обязанности подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2).
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3).
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пп. 1, 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья; доступность и качество медицинской помощи.
Названные принципы предполагают необходимость оказания нуждающимся в лечении гражданам всего спектра медицинских услуг вне зависимости от каких- либо внешних обстоятельств.
Согласно пп. 1, 6 ст. 10 указанного Закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближённости к месту жительства, месту работы или обучения; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 323-Ф3 одним из видов медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь. Приказами Минздравсоцразвития России утверждены: Положение об организации таковой взрослому населению (приказ от 15.05.201 № 543н); - детям (приказ от 07.03.2018 № 92н); - гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (приказ от 22.11.2004 № 255.
В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной муниципальной и частной систем здравоохранения и их структурны подразделениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 Приказа № 543н).
Согласно пп. 19.2 - 19.4 Приказа №543н первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населённых пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (далее также - Указ) в соответствии с национальными целями разработаны национальны проекты (программы) по 14 направлениям, одним из которых являете здравоохранение.
Установлено, что национальный проект «Здравоохранение» направлен на достижение целей по обеспечению оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населённых пунктов, расположенных в отдаленных местностях медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, а также оптимизации работы медицинских организаций, оказывающих такую помощь.
Реализация указанного национального проекта в том числе направлена на решение задачи по завершению формирования сети медицинских организации первичного звена здравоохранения с учётом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численностью населения от 100 человек до 2 тыс. человек, а также с учётом использования мобильных медицинских комплексов в населённых пунктах с численностью населения менее 100 человек.
Паспортом национального проекта «Здравоохранение», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протоколом от 24.12.2018 № 16, предусмотрены мероприятия по созданию и замене фельдшерско-акушерских пунктов.
Фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации. В число основных задач его деятельности входит реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населённого пункта аптечных организаций (п.п. 2, 11 правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, утверждённых Приказом № 543н).
В силу п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее также – Федеральный закон № 61-ФЗ) деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов, именуется фармацевтической.
Из положений ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» следует, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (ст. 55 названного Федерального закона).
Пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Одним из основных принципов охраны здоровья, является приоритет охраны здоровья детей (ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 323-Ф3 государство признаёт охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ч. 1).
В силу ст. 10 Федерального закона от № 323-Ф3 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объёма медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 5).
Пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Физические лица, работающие в обособленных подразделениях медицинской организации, могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами (ч. 2 ст. 52 Федерального закона № 61-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 55 Федерального закона № 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населённых пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежаще аптечной практики.
Указанные правила утверждены приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее также - Правила).
В соответствии с пп. «б» п. 7 Правил руководитель субъекта рознично торговли обеспечивает определение политики и целей деятельности, направленных на удовлетворение спроса покупателей в товарах аптечного ассортименте минимизацию рисков попадания в гражданский оборот недоброкачественных фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов, медицинских изделий и биологически активных добавок, а также эффективное взаимодействие медицинского работника, фармацевтического работника и покупателя.
В целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента руководитель субъекта розничной торговли организует оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учёт, реализацию и отпуск обеспечение системы закупок, предотвращающей распространение фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров аптечного ассортимента (пп. «а», «б» п. 8 Правил).
В силу п. 18 Правил руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает и поддерживает в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для выполнения лицензионных требований, предъявляемых к осуществлении фармацевтической деятельности, которая в том числе включает: а) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда; б) оборудование для процессов (технические и программные средства); в) службы обеспечения (транспорт, связь, информационные системы).
Кроме того, в соответствии с пп. «г» п. 5 Положения о лицензирование фармацевтической деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, одним из лицензионных требовании осуществления фармацевтической деятельности в обособленном фельдшерско- акушерском пункте является соблюдение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
В настоящее время такие правила утверждены приказом Министерством Здравоохранения Российской Федерации от 26.08.2010 № 735н, с 01.03.2022 в силу вступили новые правила в обозначенной сфере, принятые Приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1093н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов». Указанными правилами регламентируется порядок и процедура отпуска лекарственных препаратов.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Из п. 2.4. Устава ГБУ «Катайская ЦРБ» (далее также - Устав) следует, что предметом и целями Учреждения является обеспечение права граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь, оказание первичной медико- санитарной помощи, проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности, повышение качества оказания медицинской помощи.
Согласно п. 2.5 Устава для достижения перечисленных целей больница осуществляет следующие основные виды деятельности: медицинскую деятельность; фармацевтическую деятельность, деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, фармацевтическая деятельность, иные виды деятельности.
Как следует из ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1).
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за бюджетным учреждением учредителем или приобретённых бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (п. 6).
В силу ст. 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Судом на основании представленных доказательств – искового заявления, отзыва ответчика, письменных материалов дела, пояснений участника судебного разбирательства, установлено, что Департамент здравоохранения Курганской области является учредителем ГБУ «Катайская ЦРБ», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 24.07.2023 (л.д. 17-39), п. 1.3 Устава ГБУ «Катайская ЦРБ» (л.д. 40-45).
Согласно Уставу, ГБУ «Катайская ЦРБ», в том числе, с целью обеспечения права граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь, осуществляет медицинскую деятельность в своём структурном подразделении, находящемся по ул. Ленина, 29а, в с. Верхние Пески Катайского района Курганской области (п. 2.4, 2.5, 2.6).
Здание медпункта, расположенное в с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области, находится в ведении (оперативном управлении) ГБУ «Катайская ЦРБ», что не оспаривается участниками по делу.
Согласно сообщению главного врача ГБУ «Катайская ЦРБ» прокурору от 21.02.2023 – в структурных подразделениях ответчика, кроме ФАПа в с. Верхние Пески, осуществляется реализация лекарственных препаратов для населения (л.д. 11).
Согласно сообщению Администрации Верхнепесковского сельсовета от 27.06.2023 на запрос прокурора, на территории Верхнепесковского сельсовета функционирующих ФАП нет (отсутствие медицинского работника), лекарственные средства не реализуются (л.д. 12).
Согласно выписке из реестра лицензий по состоянию на 28.06.2023 Департамента здравоохранения Курганской области, ГБУ «Катайская ЦРБ» фармацевтическая деятельность по указанным в выписке адресам, по которым данная деятельностью может осуществляться, указано в том числе структурное подразделение в с. Верхние Пески Катайского района Курганской области, ул. Ленина, 29а, где медицинская организации имеет право оказывать услуги: по отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения; розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения; хранение лекарственных препаратов для медицинского применения (л.д. 13-16).
Таким образом, материалами дела установлено, что ГБУ «Катайская ЦРБ» имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-42-01141-45/00261794 от 19.06.2020.
Никем по делу не оспаривается, что расстояние от с. Верхние Пески до г. Катайска составляет 13 км, о чём сообщает в исковом заявлении прокурор.
В ходе проведённой прокуратурой района проверки исполнения требований законодательства о здравоохранении в части обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями в деятельности ГБУ «Катайская ЦРБ» выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствие в с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области аптечных и иных фармацевтических организаций, при этом расстояние до ближайшего пункта реализации лекарственных средств на территории района, расположенного в г. Катайске Курганской области, составляет около 13 км.
Таким образом, при судебном разбирательстве дела судом установлено, что ответчик ГБУ «Катайская ЦРБ» имеет фактическую возможность в своём структурном подразделении в ФАПе, расположенном в с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области реализовывать населению необходимые медицинские препараты, в соответствии с имеющейся лицензией на осуществление медицинской деятельности, однако фактически вопреки приведённому правовому регулированию не осуществляет этого. Доводы ответчика об отсутствии необходимого работника сами по себе не являются основанием к отказу в иске прокурора, и обстоятельством, исключающем исполнение ответчиком требуемой прокурором обязанности.
С учётом приведённых норм права суд считает возможным согласиться с доводами прокурора о необходимости возложения на ответчика требуемых прокурором обязанностей, - организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ул. Ленина, д. 29а, с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области, соответствии с требованиями раздела II приложения № 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», в предложенный истцом срок. Неосуществление розничной продажи населению ответчиком необходимых медицинских препаратов нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе жителей с. Верхние Пески, с учётом отдаленности данного населённого пункта до г. Катайска, где такая продажа осуществляется.
С учётом изложенного, приводимые ответчиком в отзыве пояснения основаниями к отказу в удовлетворении требований прокурора не являются.
В связи изложенным, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных прокурором Катайского района исковых требований к ответчику в полном объёме.
Также суд полагает, что наличие лицензии само по себе не означает осуществление организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения. Получение лицензии ГБУ «Катайская ЦРБ» является необходимым этапом организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, условием начала данной деятельности.
Из материалов дела следует, что ГБУ «Катайская ЦРБ» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности и осуществление фармацевтической деятельности, которой также предусмотрена возможность хранения лекарственных препаратов медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами, их отпуск, в том числе, в фельдшерско-акушерском пункте, находящемся в с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области.
Из изложенного следует, что отсутствие в рассматриваемом ФАПе организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами (при наличии соответствующей лицензии, дающей право на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения) свидетельствует об отсутствии со стороны ГБУ «Катайская ЦРБ» надлежащей организации медико-санитарной помощи жителям с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области, что является нарушением прав жителей указанного населённого пункта и пребывающих на его территории неопределённого круга лиц на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов.
По существу, убедительных доводов в возражениях против удовлетворения требований прокурора ответчиком не высказано, факт неисполнения ответчиком указанной прокурором обязанности подтверждён, приводимые ответчиком обстоятельства сами по себе не являются основанием к отказу в требованиях прокурора и освобождению ответчика от исполнения требуемой истцом обязанности.
Суд приходит к выводу, что отсутствие организации розничной торговли лекарственными препаратами в указанном населённом пункте на постоянной основе существенным образом нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, противоречит основным принципам здравоохранения, влечёт возникновение значительных неудобств, временных и материальных затрат, связанных с возможностью приобретения лекарственных средств лишь в отдаленном населённом пункте, что создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей сельского поселения, а также неопределённого круга лиц, оказавшихся на его территории.
Доводы ответчика об осуществлении выездной торговли медицинскими препаратами также не являются основанием к отказу в удовлетворении иска прокурора, поскольку такая торговля не является постоянной, производится периодически, в соответствии с представленным суду ответчиком графиком. Также суд учитывает, что суду не представлено никаких доказательств соблюдения при этом представленного ответчиком графика, обеспечения необходимого объёма лекарственными препаратами, установленными разделом II приложения № 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».
Давая оценку иным доказательствам по делу суд находит не опровергающими изложенное.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учётом мнения прокурора, представителей ответчика, третьих лиц, исходя из реальных возможностей ГБУ «Катайская центральная районная больница», связанных с организацией требуемой прокурором реализацию населению медицинских препаратов в ФАП в с. Верхние Пески Катайского муниципального округа Курганской области, суд определяет срок исполнения указанных мероприятий – в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения.
В соответствии со ст. 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как указано в абз. 2 подп. 3 п. 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц – 300 руб., для организаций – 6 000 руб.
Исходя из того, что прокурором заявлен иск в интересах неопределённого круга физических лиц, суд полагает необходимым взыскать с ГБУ «Катайская ЦРБ» в бюджет муниципального образования Катайский район Курганской области государственную пошлину в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Катайского района Курганской области, поданные в интересах неопределённого круга лиц, к ГБУ «Катайская центральная районная больница», о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать ГБУ «Катайская центральная районная больница» (ИНН 4509000995) организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ул. Ленина, д. 29а, с. Верхние Пески, Катайский муниципальный округ Курганской области, в соответствии с требованиями раздела II приложения № 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ГБУ «Катайская центральная районная больница» в бюджет муниципального образования Катайский район Курганской области государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Колесников
Решение в мотивированном виде изготовлено: 21.08.2023