Дело № 12-171/2021
РЕШЕНИЕ
07 октября 2021 года г. Владивосток
Судья Первореченского районного суда г. Владивостока Хренков О.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дальневосточный Регион» Кашина Михаила Ивановича на постановление заместителя главного государственного жилищного инспектора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного жилищного инспектора <адрес> Семеновой Т.А. № от ДД.ММ.ГГГГ директор общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «<данные изъяты>» Кашин М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Кашин М.И. подал на него жалобу, в обоснование которой указал, что обстоятельства, изложенные в обжалуемом постановлении, не доказаны. В рамках проведенной прокуратурой проверки осмотр мест общего пользования многоквартирных домов не производился, акт проверки, протокол осмотра в ООО УК «Дальневосточный Регион» не направлялись. Постановление не содержит сведений о месте, времени и событии административного правонарушения, что является существенным недостатком и безусловным основанием для отмены постановления. Полагает, что административным органом не установлена объективная и субъективная стороны вмененного ему административного правонарушения, не доказан факт нарушения им лицензионных требований. На основании изложенного просит оспариваемое постановление отменить.
В судебном заседании Кашин М.И. и его защитник Цветков Р.В. поддержали доводы жалобы по изложенным основаниям.
Представители прокуратуры <адрес> и Государственной жилищной инспекции <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Выслушав Кашина М.И. и его защитника, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ст. ст. 10, 44, 161, 162 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности у управляющей организации по управлению многоквартирным жилым домом возникают, в том числе, на основании заключенного договора управления этим домом.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с п. 3 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень, в соответствии с пунктом 23 которого к работам по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, относятся: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
В соответствии с п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (здесь и далее все нормативно-правовые акты, приведены в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кашина М.И. к административной ответственности), при эксплуатации жилых помещений требуется проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Постановлением Губернатора Приморского края от 18.03.2020 № 21-пг «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Приморского края введен режим повышенной готовности.
В соответствии с пунктом 7 данного постановления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в местах массового скопления людей (в том числе на объектах общественного питания и торговли, в местах проведения досуговых мероприятий), постановлено проводить мероприятия по дезинфекции с учетом решений оперативного штаба по организации проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019), включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, а также обеспечить использование работниками дезинфекционных средств для обработки рук, поверхностей и инвентаря, средств индивидуальной защиты (масок, респираторов и иных средств защиты органов дыхания).
Пунктом 2 решения оперативного штаба Приморского края от 09.04.2020 «Об организации санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Приморского края» закреплена периодичность проведения организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами (УК, ТСЖ, ЖСК), профилактических мероприятий по санитарному содержанию общего имущества многоквартирных домов и придомовых территорий, а именно: влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2-х этажей, мытье пола кабины лифта – 5 раз в неделю; влажная протирка с применением дезинфицирующих средств стен, дверей, плафонов и потолков кабины лифта, домофонов, дверных ручек, выключателей, поручней, перил, подоконников, почтовых ящиков и других контактных поверхностей – 5 раз в неделю; влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа, мытье с применением дезинфицирующих средств лестничных площадок и маршей – не реже 2 раз в неделю; профилактическая дезинфекция мест общего пользования и придворовой территории (в том числе детских, спортивных площадок, скамеек) с применением специализированного оборудования.
<адрес> по поручению прокуратуры <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства при содержании общего имущества многоквартирных домов №, 5, 15 по <адрес>, №, 4 кор. 2 по <адрес> в <адрес>, управление которыми осуществляет ООО УК «Дальневосточный регион», по результатам которой составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в многоквартирных домах по указанным адресам места общего пользования, лестничные марши и площадки, стены, загрязнены, имеются царапины, рисунки, многочисленные скопления грязи и пыли, отслоения окрасочного покрытия стен, требуется уборка помещений и дезинфекция.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> в отношении должностного лица – директора лицензиата ООО УК «Дальневосточный регион» Кашина М.И. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалами; договором управления многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес>; договором управления многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес>; договором управления многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес>; договором управления многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес>; договором управления многоквартирным домом № <адрес> в <адрес>; распечаткой из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, согласно которой управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО УК «Дальневосточный регион»; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО УК «Дальневосточный регион»; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о переводе Кашина М.И. на должность директора ООО УК «Дальневосточный регион».
В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, должностное лицо, допустившее осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам жалобы, собранные по делу доказательства в их совокупности объективно свидетельствуют о том, что директором ООО УК «Дальневосточный регион» Кашиным М.И. допущены нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Кашин М.И. переведен на должность директора ООО УК «Дальневосточный регион», таким образом, на него возложены организационно-распорядительные функции деятельности лицензиата, в связи с чем Кашин М.И. является субъектом вмененного административного правонарушения.
Приведенные доводы заявителя жалобы о недоказанности совершения им административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Оснований ставить под сомнение факты, указанные должностным лицом в акте от ДД.ММ.ГГГГ, составленном по результатам фактического осмотра многоквартирных жилых домов, относительно события административного правонарушения, не имеется.
При этом доводы Кашина М.И. о непроведении в результате проверки фактического осмотра территорий многоквартирных домов опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе фотоматериалами.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом административного органа не допущено.
Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Вместе с тем прихожу к выводу о наличии оснований для изменения оспариваемого постановления ввиду следующего.
Согласно мотивировочной части постановления № от ДД.ММ.ГГГГ при назначении наказания должностным лицом учитывалось в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства – привлечение Кашина М.И. к административной ответственности в связи с совершением однородного административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления (постановление от ДД.ММ.ГГГГ №).
Между тем решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А51-7660/2020 постановление государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признанно незаконным и отменено.
Следовательно, ссылка на указанное постановление в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, является необоснованной.
С учетом приведенных обстоятельств прихожу к выводу о необходимости исключения из описательно-мотивировочной части постановления указания на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, и снижения размера административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, до 50 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного жилищного инспектора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дальневосточный Регион» Кашина Михаила Ивановича изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, в виде привлечения Кашина М.И. к административной ответственности в связи с совершением однородного административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.
Назначенное Кашину Михаилу Ивановичу административное наказание в виде административного штрафа снизить до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.В. Хренков