УИД №47RS0003-01-2021-002036-12
Дело № 2-198/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волхов 27 января 2022 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,
при помощнике судьи Калининой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Волховскому районному потребительскому обществу об обязании провести специальную оценку условий труда рабочих мест,
у с т а н о в и л:
Волховский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Волховскому районному потребительскому обществу об обязании в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочих мест.
В обоснование иска истец указал, что Волховской городской прокуратурой в октябре 2021 г. проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации в отношении Волховского районного потребительского общества. Установлено, что в Волховском районном потребительском обществе при осуществлении трудовой деятельности используется 26 рабочих мест. Указанное обстоятельство подтверждается штатным расписанием. Также установлено, что Волховским районным потребительским обществом не исполнены установленные законом обязанности в сфере охраны труда, а именно в нарушение ст. 212 ТК РФ и Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» не проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах. Волховское районное потребительское общество в соответствии с представленной выпиской из ЕГРЮЛ образовано 17 октября 2002 года. Не проведение специальной оценки условий труда по рабочим местам нарушает конституционные права граждан в сфере охраны труда, в частности на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В судебном заседании процессуальный истец помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Волховского районного потребительского общества в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом извещен о дате, времени и месте слушания дела, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Суд, руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, уведомленного надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что Волховской городской прокуратурой в октябре 2021 г. во исполнение задания прокураты Ленинградской области № 92/7 от 20 августа 2015 года «Об активизации надзора за исполнением законодательства в сфере оплаты труда, занятости населения и социального обеспечения граждан» проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства Российской Федерации в отношении Волховского районного потребительского общества.
При проведении проверки установлено, что в Волховском районном потребительском обществе при осуществлении трудовой деятельности используется 26 рабочих мест, что подтверждается штатным расписанием учреждения.
Также установлено, что Волховским районным потребительским обществом не проведена специальная оценка условий труда работников, при том, что общество образовано 17 октября 2002 года согласно выписке из ЕГРН.
В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Требованиями ст. 209 ТК РФ определено, что охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной сферы и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Согласно ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
В соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ работодатель из числа прочих обязанностей, обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
С 1 января 2014 года вступил в законную силу федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Закон), предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников па рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Закон также устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда
В соответствии со ст. 4 Закона работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Специальная оценка условий груда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч.1 ст. 3).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 8 Закона, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законном. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Волховское районное потребительское общество в соответствии с представленной выпиской из ЕГРЮЛ образовано с 17 октября 2002 года. Специальная оценка условий труда на рабочем месте в обществе проводилась 16 октября 2015 года. Срок СОУТ истек в 2020 г.
Согласно представленной ответчиком копии договора № ****** от 04 октября 2021 года, заключенного между ООО «Охрана. Безопасность» и Волховским районным потребительским обществом на проведение работ по специальной оценке условий труда, срок исполнения до 31.12.2021. Однако, ответчиком сведений об исполнении указанного договора, суду не представлено.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона).
Согласно п. 4 ст. 27 Закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Не проведение обществом специальной оценки условий труда по рабочим местам нарушает конституционные права граждан в сфере охраны труда, в частности на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
С учетом изложенного, суд, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, считает исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ принимая во внимание, мнение истца, суд полагает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда в течение 2 месяцев с момента вступления в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц - удовлетворить.
Обязать Волховское районное потребительское общество провести специальную оценку условий труда рабочих мест в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Волховский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2022 года
Судья подпись М.Г. Кошкина