Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-747/2022 ~ М-4679/2022 от 14.06.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-747/2022

УИД 18RS0022-01-2022-001111-96

30 июня 2022 года с. Малая Пурга Удмуртская Республика

Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Прохоровой Т.В.,

при секретаре Шадриной М.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Малопургинского района Удмуртской Республики Боброва И.Ю., представителя ответчика Администрации муниципального образования «Малопургинский округ Малопургинский район Удмуртской Республики» Вершинина И.Б. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Малопургинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности организовать уличное освещение в с. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики,

установил:

Прокурор Малопургинского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности организовать уличное освещение в с. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой района по обращению Байраншиной Д.С. об отсутствии уличного освещения проведена проверка деятельности Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» в сфере благоустройства поселения и безопасности дорожного движения. Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.14 Закона №131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (в том числе в сфере организации уличного освещения) ч.3 ст.14 Закона №131-Ф3 не отнесена к полномочиям сельского поселения, в соответствии с чем данная деятельность отнесена к полномочиям муниципального района. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.11.2016 №777/пр утвержден свод правил «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», разделом 7.5.1 которого предусмотрена необходимость искусственного освещения вдоль улиц и дорог. Разделом 6.9 «ГОСТ Р 50597-2017 национального стандарта Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденных Приказом Госстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, установлено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947. Включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766. Частичное отключение стационарного электрического освещения в ночное время и переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно осуществляют по ГОСТ Р 52766. Разделом 4.6 «ГОСТ Р 52766-2017. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007    №270-ст, определено, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. В темное время суток при интенсивности движения менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед./ч. допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока. В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного о нарушения электроснабжения. Содержание автомобильных дорог как составной части технологического комплекса, являющегося объектом транспортной инфраструктуры, регламентируется также Федеральным законом от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и должно соответствовать и целям транспортной безопасности, которыми согласно ч.1 ст.2 названного Закона являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. В ходе совместной проверки с госинспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Малопургинскому району установлено, что на ул. Нагорная, с. Пугачёво Малопургинского района, наружные осветительные установки имеются около домов №№ 7, 11, 19, 25, 27, 35, 39, 40, 42, 54, 68, 76, 82, 84. При этом выявлено, что в связи с недостаточным количеством наружных осветительных установок имеются участки, на которых, значения средней освещенности дорожного покрытия проезжей части не соответствуют нормам ГОСТ (при проведении замеров значения составили в пределах от 0,10 до 0,47 люкс). В п.4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено, что нормы освещения проезжей части участков дорог принимают по ГОСТ 33176, улиц - по ГОСТ Р 55706. Согласно п.5.1.11 ГОСТ Р 55706-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» значения средней освещенности и ее равномерности на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должны соответствовать указанным в таблице 4 (для улиц в жилой застройке: основные - не менее 6 люкс, второстепенные - не менее 4 люкс). Кроме того, выявленные недостатки являются нарушениями требований п.4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно которому стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по своду правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение»; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м. Отсутствие надлежащего освещения на улице в темное время суток причиняет значительные неудобства гражданам, создает угрозу причинения вреда их здоровью и жизни, затрудняет работу специализированных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб, влечет реальную опасность возникновения аварийных ситуаций в сфере дорожного движения, что противоречит установленным ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» принципам: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, что является негативным последствие выявленного нарушения. Также отсутствие уличного освещения нарушает права несовершеннолетних на безопасные перевозки. Прокуратурой района по факту выявленных нарушений 08.12.2021 в адрес Главы муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Согласно ответу на указанное представление бюджетом муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» реконструкция сетей электроснабжения по улице Нагорная с. Пугачёво Малопургинского района запланирована на 2023-2024 годы. Указанные в ответе сроки устранения нарушений требований действующего законодательства не являются разумными, поскольку реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан (в том числе для несовершеннолетних) на указанном участке дороги будет сохраняться в течение длительного срока, минимум до 2025 года (в течение 4 лет). Просит обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно возложить на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» обязанность организовать уличное освещение на улице Нагорная с. Пугачёво Малопургинского района УР в соответствии с установленными нормативами.

В судебном заседании:

Помощник прокурора Малопургинского района УР Бобров И.Ю. исковые требования уточнил, просит обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно возложить на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» обязанность организовать уличное освещение на улице Нагорная с. Пугачёво Малопургинского района УР в соответствии с установленными нормативами.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Малопургинский округ Малопургинский район Удмуртской Республики» Вершинин И.Б. с уточненными исковыми требованиями согласен.

Выслушав явившихся участников процесса, согласно ст. 67 ГПК РФ исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что прокуратурой района по обращению Байраншиной Д.С. об отсутствии уличного освещения проведена проверка деятельности Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» в сфере благоустройства поселения и безопасности дорожного движения.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.14 Закона №131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (в том числе в сфере организации уличного освещения) ч.3 ст.14 Закона №131-Ф3 не отнесена к полномочиям сельского поселения, в соответствии с чем данная деятельность отнесена к полномочиям муниципального района.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.11.2016 №777/пр утвержден свод правил «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*», разделом 7.5.1 которого предусмотрена необходимость искусственного освещения вдоль улиц и дорог.

Разделом 6.9 «ГОСТ Р 50597-2017 национального стандарта Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденных Приказом Госстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, установлено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947. Включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766. Частичное отключение стационарного электрического освещения в ночное время и переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно осуществляют по ГОСТ Р 52766.

Разделом 4.6 «ГОСТ Р 52766-2017. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007    №270-ст, определено, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк. В темное время суток при интенсивности движения менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед./ч. допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока. В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного о нарушения электроснабжения.

Содержание автомобильных дорог как составной части технологического комплекса, являющегося объектом транспортной инфраструктуры, регламентируется также Федеральным законом от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и должно соответствовать и целям транспортной безопасности, которыми согласно ч.1 ст.2 названного Закона являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В ходе совместной проверки с госинспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Малопургинскому району установлено, что на ул. Нагорная, с. Пугачёво Малопургинского района, наружные осветительные установки имеются около домов №№ 7, 11, 19, 25, 27, 35, 39, 40, 42, 54, 68, 76, 82, 84. При этом выявлено, что в связи с недостаточным количеством наружных осветительных установок имеются участки, на которых, значения средней освещенности дорожного покрытия проезжей части не соответствуют нормам ГОСТ (при проведении замеров значения составили в пределах от 0,10 до 0,47 люкс).

В п.4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено, что нормы освещения проезжей части участков дорог принимают по ГОСТ 33176, улиц - по ГОСТ Р 55706.

Согласно п.5.1.11 ГОСТ Р 55706-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» значения средней освещенности и ее равномерности на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должны соответствовать указанным в таблице 4 (для улиц в жилой застройке: основные - не менее 6 люкс, второстепенные - не менее 4 люкс).

Кроме того, выявленные недостатки являются нарушениями требований п.4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно которому стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по своду правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение»; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.

Отсутствие надлежащего освещения на улице в темное время суток причиняет значительные неудобства гражданам, создает угрозу причинения вреда их здоровью и жизни, затрудняет работу специализированных служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб, влечет реальную опасность возникновения аварийных ситуаций в сфере дорожного движения, что противоречит установленным ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» принципам: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, что является негативным последствие выявленного нарушения. Также отсутствие уличного освещения нарушает права несовершеннолетних на безопасные перевозки.

Прокуратурой района по факту выявленных нарушений 08.12.2021 в адрес Главы муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Согласно ответу на указанное представление бюджетом муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» реконструкция сетей электроснабжения по улице Нагорная с. Пугачёво Малопургинского района запланирована на 2023-2024 годы.

Указанные в ответе сроки устранения нарушений требований действующего законодательства не являются разумными, поскольку реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан (в том числе для несовершеннолетних) на указанном участке дороги будет сохраняться в течение длительного срока, минимум до 2025 года (в течение 4 лет).

С учетом изложенного, требования прокурора обоснованы, законны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Малопургинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» () в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно возложить на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики» () обязанность организовать уличное освещение на улице Нагорная с. Пугачёво Малопургинского района УР в соответствии с установленными нормативами.

     Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме через Малопургинский районный суд УР. Полный текст решения изготовлен 05 июля 2022 года.

Председательствующий: Т.В. Прохорова

2-747/2022 ~ М-4679/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Малопургинского района УР
Ответчики
Администрация МО "Муниципальный округ Малопургинский район УР"
Суд
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Прохорова Татьяна Вениаминовна
Дело на странице суда
malopurginskiy--udm.sudrf.ru
14.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2022Передача материалов судье
15.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2022Дело оформлено
31.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее