Дело № 2-6814/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2014 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Кудаковой В.В.,
при секретаре Кузнецовой В.Д.,
с участием представителя ответчика Черных Е.С.,
представителя третьего лица Рамзаевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сычевой ЕВ к Министерству социального развития Саратовской области, третье лицо Управление Пенсионного фонда России в Заводском районе г. Саратова, об обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
Сычева Е.В. обратилась в суд с иском к министерству социального развития Саратовской области об обязании присвоить звание «Ветеран труда», указав в обоснование заявленных требований, что она обратилась в министерство социального развития Саратовской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», в подтверждении своего права, представив удостоверение о награждении памятным знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», оформленную распоряжением Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 439рл от 07 декабря 2010 года. Приказом министра социального развития Саратовской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации № 636 от 21 мая 2014 года, в связи с чем, присвоение звания «Ветеран труда» на основании награды, выданной по решению руководства Пенсионного фонда Российской Федерации, не представляется возможным. Считает отказ в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным, поскольку Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ не устанавливает ограничений в части отнесения знаков отличий исключительно к знакам отличия выданным органами исполнительной власти. Кроме того, полагает, что в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 27 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, фонд обязательного медицинского страхования», как и любой орган исполнительной власти, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации наделены властными полномочиями, то есть определенной возможностью воздействовать на поведение людей с помощью принуждения. Пенсионный фонд Российской Федерации – центральный орган государственного управления, созданный для осуществления социальных задач, стоящих перед государством и полностью соответствует понятию ведомство. Указанная награда является ведомственной наградой за достижения в труде в системе Пенсионного фонда Российской Федерации – органа наделенного публично-властными полномочиями, относящимися к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов, и, следовательно, может служить достаточным основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец просит признать незаконным приказ министра социального развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязать министерство социального развития Саратовской области присвоить ей звание «Ветеран труда».
Истец Сычева Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности, Черных Е.С. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, указывая при этом на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» категории ветеранов, в том числе ветераны труда, устанавливаются с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда. Согласно п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением, выполняет отдельные банковские операции. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В силу п. 2, 10.10-10.14 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 610, Пенсионный фонд Российской Федерации, являясь федеральным государственным учреждением, подведомственен Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. В связи с чем, для работников Пенсионного фонда ведомственными знаками отличия в труде являются награды, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 августа 2012 года № 151н, нагрудный знак «Милосердие», нагрудный знак «Отличник социально-трудовой сферы», почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, награждение которыми производится в соответствии с приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изданными с учетом ходатайств, в том числе, руководителя Пенсионного фонда Российской Федерации. Ссылаясь на вышеизложенное, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица, действующая на основании доверенности, Рамзаева Т.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, просила их удовлетворить как подтвержденные представленными доказательствами.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту – Федеральный закон «О ветеранах»), с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 названной статьи).
Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда.
Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах». Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда», однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах».
При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Условия присвоения звания «Ветеран труда», аналогичные вышеизложенным, содержатся и в положениях ст. 2 Закона Саратовской области № 67-ЗСО от 26 июня 2006 года «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области».
Положениями ст. 2 вышеуказанного закона установлено, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют документы, подтверждающие:
1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
2) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года Сычева Е.В. была принята в Управление ПФР в Заводском районе г. Саратова, где работает по настоящее время (л.д. 12-15).
На основании распоряжения Правления ПФР № 439рл от 07 декабря 2010 года председателем Правления ПФР Сычева Е.В. награждена знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» (л.д. 10).
Сычева Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».
Однако, сообщением министерства социального развития Саратовской области № № от ДД.ММ.ГГГГ года Сычевой Е.В. была извещена о том, что приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ года ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» (л.д. 11).
Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденному постановлением Верховного суда Российской Федерации № 2122-1 от 27 декабря 1991 года с последующими изменениями, Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР) образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации в п. 3 Постановления от 25 июня 2001 года № 9-П сформулировал правовую позицию, согласно которой ПФР наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу ст.ст. 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты «в», «ж»), 72 (пункт «ж» части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты «в», «г», «е» части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2001 года № 318 введена специальная государственная регистрация актов ПФР Министерством юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно нормам ст.ст. 5, 6 и 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании названного Федерального закона; Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим; средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью; бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно федеральными законами; Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, подготавливает обоснование тарифов страховых взносов, назначает (пересчитывает) и выплачивает трудовые пенсии, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации другие виды пенсий, единовременные выплаты средств пенсионных накоплений и другие социальные пособия, составляет проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и обеспечивает его исполнение, осуществляет учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, ведет государственный банк данных по всем категориям страхователей, развивает международные связи в области пенсионного страхования в Российской Федерации и др.
В соответствии с Распоряжением Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 октября 2010 года № 297р «О памятном знаке «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации», в целях поощрения работников Пенсионного фонда Российской Федерации, а также граждан и организаций, внесших значительный вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач, утвержден памятный знак «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации».
Вручение памятного знака «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» производится Председателем Правления ПФР или по его поручению иным должностным лицом в торжественной обстановке по месту работы награжденного лица или местонахождению организации. Запись о награждении памятным знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» вносится в трудовую книжку работника, памятный знак носится на левой стороне груди.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец награждена памятным знаком «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» за достижения в труде, связанные с профессиональной деятельностью, в период исполнения ею своих трудовых обязанностей в подразделении Пенсионного фонда Российской Федерации, а памятный знак, которым награждена Сычева Е.В. является ведомственным знаком отличия в труде, дающим ей право на присвоение звания «Ветеран труда».
Присвоение звания «Ветеран труда» в силу пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» обусловлено самим фактом наличия у претендента на указанное звание ведомственного знака отличия в труде.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что Сычева Е.В. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, а ее награда – знак «20 лет Пенсионному фонду Российской Федерации» имеет статус ведомственной, при этом награждение было произведено в полном соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, находит исковые требования Сычевой Е.В. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ № № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 29 ░░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░