Дело № 2-696/2022
УИД 59RS0014-01-2022-001015-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2022 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Анисимовой В.С.,
при секретаре судебного заседания Малыгиной Ю.Ю.,
с участием представителя истца прокурора Сказочникова И.В.,
представителя ответчика Паршаковой А.А.,
третьего лица Артемовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верещагинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верещагинский образовательный комплекс», администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности выполнить мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верещагинского района обратился в суд с иском, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верещагинский образовательный комплекс», администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности на МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» в срок до 31.08.2023 привести периметральное ограждение вокруг территории структурного подразделения Соколовская школа МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс», расположенного по адресу: Пермский край, Верещагинский район, д.Соколово, ул.Ленина, д.16, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57278-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения» и возложить обязанность на Муниципальное образование Верещагинский городской округ, в лице администрации Верещагинского городского округа, при недостаточности средств у МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» обеспечить финансирование мероприятий по установке периметрального ограждения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57278-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Верещагинского района в рамках исполнения поручения прокуратуры Пермского края от 06.06.2022 по обращению депутата Законодательного Собрания Пермского края Аликина С.П. проведена проверка соблюдения в структурном подразделении Соколовская школа МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» законодательства о противодействия терроризму, в части комплекса безопасности антитеррористической защищенности объектов МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс», в ходе которой установлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно выявлено, что территория структурного подразделения Соколовская школа МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» не ограждена по периметру забором (отсутствует ограждение со стороны игровой площадки, а также со стороны главного входа), остальная часть забора высотой менее 2,5 метров. В адрес директора МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» было внесено представление об устранении нарушений об образовании, о безопасных условиях обучения и воспитания, об антитеррористической защищенности. Согласно ответа директора часть нарушений устранена, на установку периметрального ограждения требуются денежные средства в размере 2940000 рублей. В адрес главы администрации Верещагинского городского округа дважды направлялись письма о выделении денежных средств на ограждение территории структурного подразделения Соколовская школа, которые остались ответчиком без рассмотрения.
Прокурор, принимающий участие в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представить ответчика администрации Верещагинского городского округа Паршакова А.А. исковые требования признала частично, пояснила, что периметральное ограждение вокруг Соколовской школы имеется. Необходим ремонт ограждения, финансирование ремонта ограждения запланировано на 2023 год, работы будут выполнены до 31.08.2023. Не согласна с исковыми требованиями прокурора по высоте забора, поскольку требования ГОСТа носят рекомендательный характер. Обращает внимание суда, что в ГОСТе на который ссылается истец, описано, что забор должен быть огражден «железной проволокой».
Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждению «Верещагинский образовательный комплекс» Артемова О.В. исковые требования признала частично, в целях безопасности Соколовская школа должна имеет ограждение, размер которого определен паспортом безопасности, который согласован с представителем МО МВД России «Верещагинский» и УФСБ России по Пермскому краю.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении ели ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии с пп.2, пп.15 п.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (далее - Закон №273-Ф3) к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, образовательная организация создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Подпунктом 2 и 3 пункта 6 указанной статьи закона определено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации и соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 7 статьи 28 указанного закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Комплекс мер, направленных на антитеррористическую защищенность объектов (территорий) образования, содержится в п.17 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление № 1006). Их достижение обеспечивается посредством выполнения ряда мероприятий (п.п.18-31), одним из которых является оснащение объектов инженерно-техническими средствами и системами охраны в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (п.29).
Пунктом 2.2.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 определено, что собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.
В судебном заседании установлено, что в рамках исполнения поручения прокуратуры Пермского края от 06.06.2022 по обращению депутата Законодательного Собрания Пермского края Аликина С.П. проведена проверка соблюдения в структурном подразделении Соколовская школа МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» законодательства соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об образовании, в том числе о безопасных условиях обучения и воспитания, об антитеррористической защищенности, о целевом использовании муниципального имущества, в ходе которой установлены нарушения в том числе требований законодательства о противодействии терроризму, а именно выявлено, что территория МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» не ограждена по периметру забором (отсутствует ограждение со стороны игровой площадки, а также со стороны главного входа), остальная часть забора высотой менее 2,5 метров.
В связи с выявленными нарушениями в адрес директора МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» 22.06.2022 прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании, о безопасных условиях обучения и воспитания, об антитеррористической защищенности.
Согласно ответа директора МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» от 20.07.2022 № 608, на установку периметрального ограждения требуются денежные средства в размере 2940000 рублей. В адрес главы администрации Верещагинского городского округа дважды направлялись письма о выделении денежных средств на ограждении территории структурного подразделения Соколовская школа, которые остались без должного рассмотрения.
Несоблюдение требований антитеррористического законодательства влечет угрозу возникновения кризисных ситуаций при попытке реализации террористических актов, невозможность создания безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1.2 Устава МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс», утвержденного постановлением администрации Верещагинского городского округа от 15.01.2020 №СЭД-254-01-01-17, учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Верещагинский городской округ.
Функции и полномочия учредителя Учреждения и собственника имущества осуществляет от имени муниципального образования Верещагинский городской округ - администрация Верещагинского городского округа Пермского края.
Имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления. Источниками финансового обеспечения учреждения являются: субсидии предоставляемые Учреждению из бюджета, на возмещением нормативных затрат. Субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета на иные цели.
Согласно подп. 7.1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа
В соответствии с подп.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании п.4 ст.5.2 указанного закона органы местного самоуправления, в том числе обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является обязанностью не только общеобразовательных организаций, но и органов местного самоуправления.
Проанализировав положения действующего законодательства, исследовав фактические обстоятельства и доводы прокурора, суд пришел к выводу о том, что в обязанности органов местного самоуправления и администрации учебного учреждения входит обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здание Соколовской школы МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс».
Поскольку деятельность МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» финансируется учредителем и собственником имущества - муниципальным образованием Верещагинский городской округ Пермского края, обязанность по финансированию мероприятий по установке периметрального ограждения вокруг территории структурного подразделения Соколовская школа МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс», должна быть возложена на администрацию Верещагинского городского округа.
Статьей 6 Постановления N 1006, определено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Статьей 10 указанного Постановления установлено, что в состав комиссии включаются руководитель органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по согласованию). К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объекта (территории).
Согласно ст.15 Постановления N 1006, акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Пунктом 43 и 44 Постановления N 1006 определено, что на каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории). Паспорт безопасности объекта (территории) подписывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), руководителем территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.
В связи с чем, суд пришел к выводу, что при выполнении законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных учреждений ответчики должны руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации», и требование прокурора о возложении обязанности на МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» привести периметральное ограждение вокруг территории структурного подразделения Соколовская школа МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57278-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения» являются завышенными.
С учетом требований ч.2 ст.206 ГПК РФ в решении суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливается срок исполнения обязательства.
Истец просит установить срок исполнения решения суда до 31.08.2023. Суд, с учетом необходимого объема выполнения работы, принципа разумности, мнения ответчиков, считает, что срок определенный прокурором обоснован.
Госпошлина подлежит взысканию в соответствии со ст.103 ГПК РФ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верещагинский образовательный комплекс» (ИНН 5933012300) в срок до 31.08.2023 привести периметральное ограждение вокруг территории структурного подразделения Соколовская школа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верещагинский образовательный комплекс», расположенного по адресу: Пермский край, Верещагинский район, д.Соколово, ул.Ленина, д.16, в соответствии с актом обследования и категорирования и паспортом безопасности структурного подразделения.
Возложить обязанность на Муниципальное образование Верещагинский городской округ, в лице администрации Верещагинского городского округа (ИНН 5933012211), обеспечить финансирование мероприятий по установке периметрального ограждения вокруг территории структурного подразделения Соколовская школа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верещагинский образовательный комплекс», расположенного по адресу: Пермский край, Верещагинский район, д.Соколово, ул.Ленина, д.16, в соответствии с актом обследования и категорирования и паспортом безопасности структурного подразделения.
Взыскать с Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верещагинский образовательный комплекс» (ИНН 5933012300) в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.С. Анисимова
Мотивированное решение изготовлено – 28.09.2022.