Дело № 2-409/2019
УИД29RS0019-01-2019-000628-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 10 октября 2019 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Шахровой О.А.,
при секретаре Лихачевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грушанкова С.В. к Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по <Адрес> об увольнении и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью «Агростройсервис» сведений,
установил:
Грушанков С.В. обратился в суд с иском к ИФНС по <Адрес> об увольнении в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерациии и исключении из ЕГРЮЛ ООО «Агростройсервис».
В обоснование заявленных требований указано, что <Дата> Грушанковым С.В. было подано заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, заверенное у нотариуса (реестр ...), через Многофункциональный центр <Адрес>, в инспекцию ФНС по <Адрес>. <Дата> им было получено решение об отказе ИФНС по <Адрес> в государственной регистрации (увольнении) с предприятия ООО «Агростройсервис» с должности директора. Также указывает на то, что в соответствии со ст. 80 ТК РФ гражданин, достигший пенсионного возраста, имеет право уволиться без отработки 2-х недель.
Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 30 августа 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФНС России по Архангельской области и НАО.
Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Агростройсервис», Татьяненко А.В., Рогозина Т.В., Скворцова Л.Г.
В процессе рассмотрения дела Грушанков С.В. уточнил заявленные исковые требования, просил обязать ответчика внести запись в ЕГРЮЛ об исключении сведений о директоре ООО «Агростройсервис» Грушанкове С.В.
Истец Грушанков С.В., представители: ответчика ИФНС России по <Адрес>, третьего лица УФНС России по <Адрес> и НАО, третьего лица ООО «Агростройсервис», третьи лица Татьяненко А.В., Рогозина Т.В., Скворцова Л.Г. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно представленному отзыву, ИФНС России по <Адрес> с исковыми требованиями не согласна.
Из отзыва третьих лиц: Татьяненко А.В., Рогозиной Т.В., Скворцовой Л.Г. следует, что с <Дата> они не являются участниками ООО «Агростройсервис», вышли из числа его участников общества.
По определению суда дело рассмотрено без участия не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно положений п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
В силу п. 4 ч.2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об обществах с ограниченной ответственностью" к компетенции общего собрания участников общества относятся образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Согласно ст. 39 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. При этом положения статей 34, 35, 36, 37, 38 и 43 настоящего Федерального закона не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания участников общества.
В силу ст. 273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда: руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества; управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).
Согласно ст. 274 ТК РФ права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании ст. 280 ТК РФ руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц.
Одним из оснований прекращения трудового договора в силу п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ является расторжение трудового договора по инициативе работника.
Согласно ч.1 ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
Предусмотрев в ст.ст. 80, 280 ТК РФ возможность для работника беспрепятственно в любое время уволиться по собственной инициативе и установив при этом единственное требование – предупредить об этом работодателя не позднее чем за две недели, а для руководителей не позднее чем за один месяц, федеральный законодатель создал правовой механизм, обеспечивающий реализацию права граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду.
При этом ч.5 ст. 80 ТК РФ предоставляет работнику право прекратить работу по истечении срока предупреждения об увольнении по своей инициативе и обязывает работодателя оформить состоявшееся прекращение трудовых отношений. Такое правовое регулирование направлено на создание дополнительных гарантий, обеспечивающих реализацию права работника на прекращение трудового договора по его волеизъявлению.
Из материалов дела следует, что по состоянию на <Дата> ООО «Агростройсервис» является действующей организацией, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Учредителями юридического лица ООО «Агростройсервис» являются: Грушанков С.В., Татьяненко А.В., Скворцова Л.Г., Рогозина Т.В.; лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - Грушанков С.В.
В соответствии с протоколом собрания участников ООО «Агростройсервис» от <Дата> единогласно принято решение назначить директором указанного юридического лица Грушанкова С.В.
Из Устава ООО «Агростройсервис» следует, что высшим органом управления Общества является Общее собрание участников, единоличным исполнительным органом является директор (п.п. 9.1, 10.1). Срок полномочий директора составляет 5 лет (п. 10.3).
Пунктом 9.2.5 Устава установлено, что к исключительной компетенции Общего собрания участников Общества относится, в том числе, избрание директора и досрочное прекращение его полномочий.
Согласно сведениям УФНС России по Архангельской области и НАО, в регистрирующий орган <Дата> представлены заявление по форме ... с заявлениями Рогозиной Т.В., Скворцовой Л.Г., Татьяненко А.В. о выходе из состава ООО «Агростройсервис», между тем решение о государственной регистрации по представленному комплекту документов на настоящий момент не принято.Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от <Дата> N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон № 129-ФЗ).
Согласно материалам дела, Грушанковым С.В. в ИФНС России по <Адрес> для государственной регистрации представлено заявление по форме Р14001 и копия паспорта Грушанкова С.В. (вх.№ от <Дата>). Представленное заявление подписано Грушанковым С.В., подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом нотариального округа <Адрес> и <Адрес>.
<Дата> ИФНС России по <Адрес> принято решение в отношении юридического лица ООО «Агростройсервис» об отказе в государственной регистрации, в связи с тем, что поданное заявление подписано неуполномоченным лицом, поскольку заявителем выступает физическое лицо, прекращающее полномочия руководителя юридического лица.
Как следует из пояснений Грушанкова С.В. в предварительном судебном заседании, вышеуказанное решение от <Дата> он не оспаривает и соответствующее требование им не заявляется, в связи с чем довод УФНС России по Архангельской области и НАО о том, что указанное решение необходимо обжаловать в вышестоящий регистрирующий орган судом отклоняется.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).
В силу ст. 17 Закона № 129-ФЗ заявитель в подаваемых заявлениях для государственной регистрации подтверждает, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с п. 1.1 и абз. 1 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Подпункт "л" п. 1 ст. 5 ФЗ РФ от 08.08.2001 N 129-ФЗ включает сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (фамилия, имя, отчество и должность, а также паспортные данные такого лица) в состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Организация в течение 3-х дней с момента изменения указанных сведений должна сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 ФЗ РФ от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 5 ФЗ РФ от 08.08.2001 N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В соответствии с п. 1.1 ст. 9 ФЗ РФ от 08.08.2001 N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (п. 1.2 ст. 9).
Согласно п. 2 ст. 17 ФЗ РФ от 08.08.2001 N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждена форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц". Форма указанного заявления предусматривает необходимость заполнения сведений, как в отношении прежнего руководителя, так и в отношении нового руководителя юридического лица.
При этом, указанный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, является обязательным и не может быть нарушен.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом РФ определениях от 22.01.2016 N 305-КГ15-18162, от 15.03.2018 г. N 308-ЭС18-899, в случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, заявление по форме N Р14001 заполняется как в отношении прежнего, так и в отношении нового генерального директора, поскольку законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице.
Юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность без единоличного исполнительного органа (директора).
Исходя из положений п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ, при подаче заявления по форме № Р14001 заявителем не может быть бывший руководитель юридического лица. Правом подписи указанного заявления обладает вновь избранный руководитель.
Постановлением мирового судьи судебного участка ... Онежского судебного района Архангельской области от <Дата> Грушанков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде дисквалификации на срок 1 год, между тем данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения иска.
Поскольку заявление Грушанковым С.В. не отвечало требованиям, установленным положениям Закона № 129-ФЗ, не содержало информации, предусмотренной формой заявления № Р14001, в связи с чем у ИФНС России по г. Архангельску не имелось оснований для принятия решения об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Агростройсервис» сведений о Грушанкове С.В., как о директоре.
Кроме того, полномочия единоличного исполнительного органа общества в силу ст. 40 Федерального закона от <Дата> № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» возникают с момента его избрания общим собранием участников общества и прекращаются с момента принятия решения о прекращении полномочий. Гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий исполнительного органа юридического лица с моментом внесения соответствующих сведений в реестр.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения уточненных исковых требований Грушанкова С.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении уточненных исковых требований Грушанкова С.В. к Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по г. Архангельску об обязании внести запись в единый государственный реестр юридических лиц об исключении сведений о директоре общества с ограниченной ответственностью «Агростройсервис» Грушанкове С.В. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий судья О.А. Шахрова