Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-107/2020 от 23.11.2020

Судья Бакуновский П.В. Дело № 7-107/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 15 декабря 2020 года

Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Натали» Клюевой В.Д. на постановление судьи Котельничского районного суда Кировской области от 29 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО «Натали»,

установил:

Постановлением судьи Котельничского районного суда Кировской области от 29.10.2020 г. ООО «Натали» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 рублей.

Законный представитель юридического лица - генеральный директор ООО «Натали» Клюева В.Д. обратилась в Кировский областной суд с жалобой, в которой выражает несогласие с постановлением судьи, считая его незаконным, необоснованным и несоответствующим обстоятельствам дела. Полагает доказанным материалами дела факт того, что на момент проверки и на сегодняшний день в магазине проводятся необходимые противоэпидемические мероприятия, однако это не нашло оценки в постановлении суда.

Отмечает, что поскольку СП 2.3.6.1066-01 не регламентируют хранение санитарной одежды, которая в процессе использования перестала соответствовать санитарным требованиям (загрязнилась), продавцом было принято ошибочное решение поместить санитарную одежду, не соответствующую санитарным нормам, вместе с домашней, чтобы избежать путаницы. При этом чистая санитарная одежда хранится на специальных плечиках в полиэтиленовых пакетах, в отведенном для этого месте. Для хранения санитарной одежды, предназначенной в стирку, выделено отдельное место.

Оспаривает вывод судьи о том, что у общества имелась возможность выполнить все указанные санитарно-эпидемиологические требования, но не были приняты все зависящие от него меры для этого, ссылаясь на то, что оборудование для обеззараживания воздуха на момент проверки в свободной продаже на территории Кировской области и соседних регионов отсутствовало в связи с повышенным спросом. На данный момент оборудование для обеззараживания воздуха приобретено, то есть единственное нарушение, которое имело место быть на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, устранено, а обязанность по регулярному использованию данного оборудования выполнена.

Обращает внимание, что правонарушение было совершено в июне, когда заболевание коронавирусной инфекцией шло на спад, снимались введенные ранее ограничения, в то время как суд принял решение исходя из сегодняшней ситуации с распространением данной инфекции. Статистика заражений коронавирусной инфекцией на момент проверки судом не запрашивалась. Кроме того, на момент проверки на рабочих местах по уважительным причинам отсутствовало трое сотрудников, но, несмотря на это, требования санитарных правил соблюдались.

Утверждает, что при назначении наказания судьей не был оценен довод о тяжелом материальном положении общества, а назначенный в качестве наказания штраф приведет к серьезному ухудшению его положения вплоть до закрытия магазина, что с учетом ситуации с безработицей в г. Котельниче лишит средств к существованию сотрудниц общества, являющихся одинокими матерями и лицами предпенсионного возраста. Также полагает, что судьей не оценена проходимость магазина, который в силу объективных причин не может считаться местом массового скопления людей, так как массовой признается возможность одновременного нахождения в одном помещении 50 и более человек. Указывает, что общество в течение всего периода карантина и по настоящее время работает без выходных, обеспечивая жителей района социально значимыми продуктами питания и товарами первой необходимости, преимущественно местных производителей, с нормативно установленной предельной торговой наценкой, неся социально значимую функцию, а поскольку вследствие экономического спада упали покупательская способность и товарооборот, общество несет убытки.

Полагает необоснованным вывод судьи о том, что вмененные обществу нарушения могут послужить причиной распространения коронавирусной инфекции, поскольку сотрудники территориального отдела Роспотребнадзора не проводили исследований, доказывающих наличие в помещении магазина образцов коронавируса.

Находит не основанным на материалах дела и вывод судьи о невозможности применения в отношении общества положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде штрафа предупреждением и признания правонарушения малозначительным. Настаивает, что доказательств угрозы наступления каких-либо негативных последствий не имеется, более того, отсутствует подтверждение наличия у сотрудников общества коронавирусной инфекции, в связи с чем приводит суждение о том, что действия ООО «Натали» не повлекли вредных последствий, не нанесли ущерба государственным и общественным интересам, интересам конкретных граждан и не создали угрозу наступления неблагоприятных последствий.

С учетом изложенного просит отменить постановление судьи районного суда и принять новое постановление с назначением обществу наказания в виде предупреждения либо передать дело на новое рассмотрение.

В письменном отзыве на жалобу начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Федяева И.Н. указывает на несостоятельность доводов законного представителя юридического лица, отмечая, что большинство выявленных нарушений имеют существенный характер, содержат угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения.

Должностные лица ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, заявлений об отложении судебного заседания не представили. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Генеральный директор ООО «Натали» Клюева В.Д. и защитник Клюева Н.В. в судебном заседании жалобу поддержали, привели аналогичные доводы, также пояснили, что санитарно-эпидемиологические требования ими выполняются, при этом нарушения, которые они признали, не повлекли каких-либо последствий, никто из сотрудников магазина не заболел.

Защитник Клюева Н.В. считает, что назначенное наказание несоразмерно допущенным нарушениям, которые на данный момент устранены, в том числе приобретено оборудование для обеззараживания воздуха, в подтверждение чего защитником представлены фотографии данного оборудования, установленного в торговом зале магазина. Просит учесть данное обстоятельство и заменить назначенное юридическому лицу наказание на предупреждение.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Кировской области Соколова Н.В. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала, просила оставить постановление судьи без изменения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, а под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Часть 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ определяет, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 данного Федерального закона (п. 3).

Положениями ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ установлено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п. 1). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (п. 2). Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3).

Как следует из содержания п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 715.

В соответствии с указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 г. № 44 на территории Кировской области введен режим повышенной готовности.

В силу п. 1 постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 г. № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области» (в редакции, действовавшей на момент вменяемого ООО «Натали» административного правонарушения) на территории Кировской области введены ограничительные мероприятия (карантин), в том числе:

- организации и индивидуальные предприниматели, деятельность которых не приостановлена в соответствии с подпунктами 1.1 и 1.2 данного постановления, осуществляющие торговлю, а также оказание услуг, связанных с очным присутствием граждан (потребителей), обязаны при осуществлении указанной деятельности: неукоснительно исполнять требования Порядка соблюдения режима санитарно-эпидемиологической безопасности на предприятиях реального сектора экономики, утвержденного распоряжением министерства здравоохранения Кировской области и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области от 06.04.2020 № 200/040-ОД, действующих санитарно-эпидемиологических правил, а также рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по организации работы в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV (п. 1.3).

Постановлением вр.и.о. Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 г. № 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (далее - СП 3.1/3.2.3146-13).

В соответствии с п. 1.2 СП 3.1/3.2.3146-13 они устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.

В силу п. 1.3 СП 3.1/3.2.3146-13 их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1.4. СП 3.1/3.2.3146-13 контроль за их выполнением обеспечивают органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Как следует из п. 2.2 СП 3.1/3.2.3146-13 организацию санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки или при угрозе ее возникновения обеспечивают органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пункт 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 предусматривает, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Пунктом 2.7 СП 3.1/3.2.3146-13 установлено, что в случае опасности распространения инфекционных болезней в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации, в городских и сельских населенных пунктах, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности вводятся меры, предусматривающие особые условия и режимы хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (карантин).

Согласно 2.8 СП 3.1/3.2.3146-13 решение о введении (снятии) карантина принимается Правительством Российской Федерации по предложению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предписанию главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации. Контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территориях (объектах) с введенным режимом карантина проводят органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 г. № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1.3597-20), устанавливающие требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

Так, в силу п. 4.4. СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются, в том числе:

- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;

- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;

- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств;

- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;

- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 г. № 23 введены в действие санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001 г. (далее - СП 2.3.6.1066-01), которые направлены на предотвращение возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Данные санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.

СП 2.3.6.1066-01 содержат, в частности, следующие требования:

- при отпуске покупателям нефасованных пищевых продуктов продавец использует инвентарь (щипцы, лопатки, совки, ложки и др.). Для каждого вида продуктов выделяются отдельные разделочные доски и ножи с четкой маркировкой, которые хранятся в соответствующих помещениях, отделах на специально отведенных местах (п. 8.5.);

- все помещения организаций торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончании работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств. В организациях торговли при проведении уборки помещений рекомендуется использовать современное механизированное оборудование (п.10.1.);

- для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой (п.10.4.);

- на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации (п. 13.2.);

- совместное хранение санитарной и домашней одежды в организациях торговли не проводится (п. 13.4.);

- руководитель организации торговли обеспечивает: наличие в каждой организации торговли данных санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке; выполнение постановлений предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы; условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами; организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды; исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования; наличие достаточного количества производственного оборудования и инвентаря, посуды, тары, упаковочных материалов, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; своевременный вывоз мусора, утилизацию использованных люминесцентных ламп; наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; организацию санитарно-просветительной работы с персоналом (п. 14.1.);

- соблюдение данных санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г.) (п. 14.2).

Согласно п. 15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. № 302н), периодичность осмотров для лиц, осуществляющих работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте, составляет 1 раз в год, с участием врачей-специалистов: дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматолога, инфекциониста, с проведением лабораторных и функциональных исследований.

Порядок профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана, в том числе, с реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, установлен Инструкцией, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 г. № 229, в силу п.п. 1, 2 которой для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников, проведение данной подготовки должно осуществляться ежегодно, а после прохождения профессиональной гигиенической подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров, производится аттестация указанных должностных лиц и работников.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Белоусовой Е.А. от 11.06.2020 г. (л.д. 15 - 16) в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 по требованию прокуратуры Кировской области (л.д. 87 - 92) территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе в отношении ООО «Натали» проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с прокуратурой Кировской области 09.06.2020 г.

С распоряжением о проведении проверки законный представитель ООО «Натали» Клюева В.Д. ознакомлена 18.06.2020 г.

При проведении в период с 9 до 10 часов 18.06.2020 г. указанной проверки в отношении ООО «Натали», фактически осуществляющего деятельность в магазине по адресу: <адрес>, должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе установлено, что юридическим лицом не соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной вирусом COVID-19, что может привести к возникновению и распространению новых случаев коронавирусной инфекции среди работников организации торговли, жителей Котельничского района и г. Котельнича.

По результатам проверки специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Спировой А.Н. составлены: акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 29.06.2020 г. (л.д. 18 - 19) и протокол от 24.09.2020 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Натали» (л.д. 3 - 5).

29.10.2020 г. судьей Котельничского районного суда Кировской области вынесено постановление, которым юридическое лицо - ООО «Натали» признано виновным и подвергнуто наказанию по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на территории Кировской области ограничительных мероприятий (карантина), введенных указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 г. № 44 и постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 г. № 122-П.

При этом согласно обжалуемому постановлению судьей в связи с недоказанностью исключены из объема вменяемых юридическому лицу нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, нарушения, приведенные в пунктах 1, 8, 10, 11 данного протокола.

Относительно иных отраженных в протоколе нарушений судья районного суда пришел к выводу о том, что они подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Таким образом, допущенные ООО «Натали» нарушения законодательства, установленные судьей первой инстанции, выразились в следующем:

- на момент проверки в торговом зале магазина у одной из двух имеющихся касс отсутствуют металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками, а именно: сбор отходов и мусора осуществляется в картонную коробку, что не соответствует требованиям ст.ст. 11, 15, 29, 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 2.7, 2.8 СП 3.1/3.2.3146-13, п. 10.4 СП 2.3.6.1066-01 (п. 2 протокола об административном правонарушении);

- на момент проверки в магазине не обеспечена организация регулярной централизованной стирки санитарной и специальной одежды, а именно: санитарную и специальную одежду сотрудники носят стирать домой, что не соответствует требованиям ст.ст. 11, 15, 29, 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 2.7, 2.8 СП 3.1/3.2.3146-13, п. 14.1 СП 2.3.6.1066-01 (п. 3 протокола об административном правонарушении);

- на момент проверки в магазине не проводятся мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции: в складском помещении обнаружены паутина, пыль, помещение не содержится в чистоте, что свидетельствует о проведении уборки и дезинфекции ненадлежащего качества и не соответствует требованиям ст.ст. 11, 15, 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 2.7, 2.8 СП 3.1/3.2.3146-13, п.п. 10.1, 14.2 СП 2.3.6.1066-01, п.п. 1.1, 4.4 СП 3.1.3597-20 (п. 4 протокола об административном правонарушении);

- на момент проверки в магазине с целью регулярного обеззараживания воздуха не используется оборудование по обеззараживанию воздуха, что не соответствует требованиям ст.ст. 11, 29, 31, 39 п. 3 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 2.7, 2.8 СП 3.1/3.2.3146-13, п.п. 1.1, 4.4 СП 3.1.3597-20 (п. 5 протокола об административном правонарушении);

- на момент проверки в магазине отсутствует контроль за хранением санитарной и домашней одежды персонала, а именно: допускается совместное хранение санитарной и домашней одежды персонала, что также свидетельствует о невыполнении мероприятий по прерыванию путей передачи инфекции и не соответствует требованиям ст.ст. 11, 15, 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 2.7, 2.8 СП 3.1/3.2.3146-13, п.п. 13.4, 14.2 СП 2.3.6.1066-01 (п. 6 протокола об административном правонарушении);

- на момент проверки в магазине разделочный инвентарь (нож для сыра) не промаркирован, данное нарушение может служить причиной распространения инфекции, что не соответствует требованиям ст.ст. 11, 15, 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 2.7, 2.8 СП 3.1/3.2.3146-13, п.п. 8.5, 14.2 СП 2.3.6.1066-01 (п. 7 протокола об административном правонарушении);

- на момент проверки в магазине у продавцов ФИО9 и ФИО10 нет отметки о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации, у продавца-кассира ФИО11 дата последнего медицинского осмотра от 26.06.2018 г., что не соответствует требованиям ст.ст. 11, 15, 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 1.2, 1.3, 2.1, 2.6, 2.7, 2.8 СП 3.1/3.2.3146-13, п.п. 13.2, 14.2 СП 2.3.6.1066-01 (п. 9 протокола об административном правонарушении).

Обстоятельства совершения ООО «Натали» административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждаются собранными по делу доказательствами, изложенными в постановлении судьи районного суда, в том числе сведениями, содержащимися в: протоколе об административном правонарушении, акте проверки с фототаблицей к нему, с учетом пояснений должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, материалах, представленных филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» в Котельничском районе, объяснениях законного представителя ООО «Натали», свидетеля ФИО10, иных материалах дела.

Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Натали» состава административного правонарушения и правильно квалифицировал его действия по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Доводы законного представителя юридического лица о несогласии с частью выявленных в ходе проверки нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, аналогичные изложенным в поданной в Кировский областной суд жалобе, получили оценку судьи районного суда, не согласиться с которой оснований не усматриваю.

Так, судья верно указал, что по материалам дела установлено совместное хранение домашней одежды персонала и санитарной одежды (служебной одежды Прониной), в результате чего нарушены требования СП 2.3.6.1066-01, а то обстоятельство, что служебная одежда подлежала стирке, продавцом не использовалась, данного нарушения не исключает. Обоснованно отвергнут судьей и довод об отсутствии необходимости наличия оборудования по обеззараживанию воздуха, так как это требование прямо предусмотрено санитарными правилами - СП 3.1.3597-20.

Устранение нарушений законодательства после их выявления административным органом и до рассмотрения дела судьей первой инстанции, а также к моменту подачи жалобы в Кировский областной суд (в части приобретения оборудования по обеззараживанию воздуха) не исключает вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы объективных доказательств того, что ООО «Натали» были приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения административного правонарушения, а также наличия каких-либо непреодолимых препятствий для соблюдения им требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в материалах дела не содержится и при рассмотрении жалобы не представлено.

Постановление о привлечении ООО «Натали» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Определение вида и размера наказания в рамках санкции соответствующей статьи, части статьи КоАП РФ, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение, с учетом общих положений данного Кодекса, относится к компетенции судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Размер административного наказания в виде штрафа определен судьей районного суда с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 100 тысяч рублей, составляющем половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела, с учетом того, что ООО «Натали» является субъектом малого предпринимательства.

Вопреки утверждению автора жалобы при назначении наказания судьей учтены имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие реальных негативных последствий его бездействия, а также в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств: частичное признание вины, устранение части нарушений, совершение правонарушения впервые.

Обоснованным и не противоречащим правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, приведенной в п. 21 постановления от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является также вывод судьи районного суда об отсутствии оснований для признания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ совершенного ООО «Натали» правонарушения малозначительным.

Следует учитывать, что применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать дело. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда суд приходит к выводу об отсутствии последствий по данному составу административного правонарушения, противоречит вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания.

Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное ООО «Натали» административное правонарушение малозначительным, не усматривается.

Оснований для изменения назначенного юридическому лицу наказания в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ также не имеется, поскольку, как верно указано судьей первой инстанции, бездействие, допущенное ООО «Натали», создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьейраздела IIКоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренныхч. 2 ст. 3.4КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренныхч. 2настоящей статьи.

Согласно положениям ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, по смыслу приведенных положений закона наказание в виде предупреждения не может быть назначено в случае, если в результате совершения административного правонарушения возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей. Отсутствие сведений о наличии в магазине ООО «Натали» образцов вируса COVID-19 сам факт такой угрозы в результате незаконного бездействия юридического лица не исключает.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ООО «Натали», допущено не было.

Доводы, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность оспариваемого постановления, жалоба законного представителя юридического лица не содержит. Не приведено таких доводов и в судебном заседании при рассмотрении жалобы.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы, а также отмены или изменения постановления судьи районного суда по делу об административном правонарушении не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление судьи Котельничского районного суда Кировской области от 29 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Натали» оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Натали» Клюевой В.Д. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев

7-107/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Натали"
Другие
Клюева Наталия Викторовна
Суд
Кировский областной суд
Судья
Зяблицев Сергей Васильевич
Статьи

ст. 6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--kir.sudrf.ru
23.11.2020Материалы переданы в производство судье
15.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее