Дело № 2-303/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Гурьевск «20» февраля 2023 года
Гурьевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Левченко Е.В.,
при секретаре Сидоровой И.В.,
с участием:
представителя истца Гурьевского межрайонного прокурора Вдовина В.М.,
с извещением ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Гурьевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплоресурс» о понуждении к совершению действий, обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить эксплуатацию котельной №5, расположенной по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г.Салаир, ул. Ушакова,11, с применением установок очистки газа.
Исковые требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере охраны атмосферно воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлены факты непринятия ООО «Теплоресурс» надлежащих мер к исполнению законодательства об охране окружающей среды атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического законодательства. В нарушении ч.7 ст.16 Федерального закона № 96-ФЗ котельная № 5, расположенная по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г.Салаир, ул.Ушакова,11 не имеет установок очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению. Несоблюдение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха может привести к негативным изменениям качества окружающей среды, нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания. Указанные нарушения требований нормативных правовых актов свидетельствуют о недостаточности проводимых руководством Общества мероприятий по обеспечению нормативного качества окружающей среды, по обеспечению безопасных условий проживания населения на территориях, прилегающих объектам, являющимся негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
17.03.2022 года директору ООО «Теплоресурс» внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Представитель истца Гурьевского межрайонного прокурора Вдовин В.М. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «Теплоресурс» в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, в котором не возражает относительно заявленных требований, однако в виду отсутствия возможности, не может обеспечить его выполнение в запрашиваемые сроки, а именно запустить эксплуатацию котельной №5, расположенной по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г.Салаир ул. Ушакова,11, с применением установок очистки газа в срок до 01.07.2024 года, считает возможным выполнить указанные работы в срок до 01.07.2024.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Требованиями в области охраны окружающей среды являются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Статья 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) к источнику выброса относит сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект HBOC) - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона № 96-ФЗ эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
Как установлено ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 96-ФЗ, юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, осуществляют производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Частью 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ на юридических лиц возложены обязанности по планированию и осуществлению мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлению мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проведению производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдению правил эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования; обеспечению соблюдения режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
По смыслу ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ при эксплуатации объектов капитального строительства должны проводиться мероприятия по сохранению природной среды, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В нарушение ч. 7 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ котельная № 5, расположенная по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Салаир, ул. Ушакова, 11 не имеет установок очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению.
Несоблюдение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха может привести к негативным изменениям качества окружающей среды, нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания. Указанные нарушения требований нормативных правовых актов свидетельствуют о недостаточности проводимых руководством Общества мероприятий по обеспечению нормативного качества окружающей среды, по обеспечению безопасных условий проживания населения на территориях, прилегающих к объектам, являющимся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Осуществление любой деятельности, не соответствующей требованиям закона, нарушает принцип законности, гарантированный государством, чем нарушаются государственные интересы.
Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, характеристика предприятия как источника выбросов загрязняющих веществ: котельная №5 г.Салаир- котельная предназначена для централиазованного теплоснобжения систем отопления, горячего водоснабжения жилого фонда района «Фабрика» г.Салаир. от источника в атмосферу поступают следующие загрязняющие вещества: азот диоксид, азот оксид, сера деоксид, углерод оксид, сажа, бенз(а)пирен, зола углей (л.д.11-45)
17.03.2022 года директору ООО «Теплоресурс» внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д.46-54).
Согласно ответу ООО «Теплоресурс» от ДД.ММ.ГГГГ, принимаются меры по устранению нарушений закона и проведены следующе мероприятия: в части устранения нарушения п.2 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. №222, в части устранения нарушения ч.7 ст.16 Федерального закона № 96-ФЗ на котельных №2 с.Сосновка планируется поставить установки очистки газов (типа золоуловители ЗУ1-2) до 31.10.2023г. (л.д.55-57).
Постановлением Министерства природоохранных ресурсов и экологии Кузбасса № 35АПН/03/22 от 26.07.2022 года ООО «Теплоресурс» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, определено наказание в виде предупреждения (л.д.60-64).
Согласно письму № от 26.08.2022 года ООО «Теплоресурс» в части устранения нарушения п.2 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. №222, для объектов негативного воздействия на окружающую среду котельных №2 и №5 г.Салаир, заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Вектор» на оказание услуг по разработке нормативной экологической документации, разработка расчетной части проектов СЗЗ. Работы для котельных №2 и №5 планируется закончить до 31.12.2023 (л.д.66-67).
Анализируя исследованные документы в совокупности с вышеуказанными нормативными актами, суд полагает, что исковые требования Гурьевского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает срок, обязывающий ответчика совершить определенные действия в соответствии с решением суда.
С учетом мнения сторон, объемом работ и финансовых затрат, необходимых для выполнения указанных мероприятий, суд полагает возможным установить срок устранения нарушений законодательства до 01.07.2024 года, который является достаточным для совершения ответчиком указанных действий.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» обеспечить эксплуатацию котельной №5, расположенной по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, г.Салаир, ул Ушакова,11, с применением установок очистки газа.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» срок для совершения указанных действий до 01.07.2024 года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: (подпись) Е.В. Левченко
Мотивированное решение суда изготовлено 24.02.2023 года.
Подлинный документ подшит в деле №2-303/2023 (УИД № 42RS0004-01-2022-001621-84) Гурьевского городского суда Кемеровской области