61RS0012-01-2022-007311-60
Отметка об исполнении по делу № 2-357/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2023 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.В.
при секретаре судебного заседания Беляевой Д.С.,
с участием помощника прокурора г. Волгодонска Ростовской области Шкумат М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волгодонска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Волгодонска, Управлению образования г. Волгодонска, МБОУ Гимназия № 1 «Юнона» г. Волгодонска об обязании устранить нарушения антитеррористического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к Администрации <адрес>, Управлению образования <адрес>, МБОУ Гимназия № «Юнона»» <адрес> об обязании устранить нарушения антитеррористического законодательства, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МБОУ Гимназия № «Юнона» <адрес>.
Установлено, что согласно паспорту антитеррористической безопасности школе присвоена третья категория опасности.
Физическая охрана учреждения осуществляется не профессиональными охранными организациями, а персоналом школы, что отрицательно сказывается на безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
По результатам рассмотрения указанного представления, предприняты меры к устранению нарушений, проинформировано министерство общего и профессионального образования области о потребности в дополнительных средствах для выполнения всех обязательных требований по антитеррористической защищенности объектов образования, работу по устранению нарушений запланировано завершить до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время физическая охрана образовательного учреждения не организована в связи с отсутствием финансирования на указанные цели.
Существующая в учреждении охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны.
На основании ст.ст. 10, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ истец просит обязать ответчиков устранить нарушения антитеррористического законодательства, а именно обеспечить охрану объекта (территорий) МБОУ Гимназия № «Юнона» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, установить срок исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - помощник прокурора г. Волгодонска Шкумат М.С. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, Представили письменные отзывы на исковое заявление, в которых также просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Дело рассмотрено судом в отсутствие представителей ответчиков, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г. Волгодонска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Принцип особой государственной защиты прав ребенка закреплен в преамбуле Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которой государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
Абзацем 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Любое пренебрежение действующим законодательным запретам, заявленным целям (принципам) следует расценивать как ущемляющие права детей.
В силу п. п. 2, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Согласно пп. а п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по профилактике терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования – МБОУ Гимназия № «Юнона» <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно п. 18 Требований к антитеррористической защищенности воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Подпунктом «б» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) охрана объектов и (или) имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; 7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
Согласно ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Исходя из вышеперечисленных требований закона, организация надлежащей охраны образовательного учреждения, помимо оборудования здания каналом передачи данных тревожных сообщений, подразумевает непосредственное присутствие лица, обладающего специальными знаниями, физической подготовкой, а также статусом «охранник» и являющегося сотрудником организации, имеющей соответствующую лицензию. Образовательным учреждением соответствующий договор с организацией, предоставляющей охранные услуги, не заключен.
Суд установил, что прокуратурой <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц проведена проверка по соблюдению образовательными организациями муниципального образования «<адрес>» законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования с массовым пребыванием людей, в ходе, которой выявлены нарушения требований указанного законодательства.
Образовательная организация МБОУ Гимназия № «Юнона» <адрес> осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес> бульвар Великой Победы, 6.
Школе, согласно паспорту антитеррористической безопасности, присвоена третья категория опасности.
Установлено, что ответчиком не в полном объеме созданы безопасные условия обучения, воспитания учащихся и работников, а именно: договор с организацией, предоставляющей охранные услуги не заключен, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 16).
Исходя из требований действующего законодательства, а именно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также положений утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, судом установлено ненадлежащее исполнение ответчиками требований законодательства об антитеррористической защищенности.
При этом суд принимает во внимание, что в соответствии с Требованиями № ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (пункт 4), обязанных создавать безопасные условия обучения, воспитания детей в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся (воспитывающихся) и работников образовательных организаций. Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учреждения. Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников детского сада и иных посетителей, учащихся школ, преподавателей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую безопасность, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений.
Исходя из указанных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащей организации работы в сфере антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения, что создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства в его деятельность угрозу и причинения вреда жизни и здоровья неопределенному кругу лиц из числа учащихся, работников образовательного учреждения и посетителей, в связи с чем исковые требования прокурора признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает необходимым установить ответчикам срок исполнения решения суда об устранении нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов ( территорий) путем обязания ответчиков обеспечить охрану объекта (территорий) МБОУ Гимназия № «Юнона» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в срок - 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░ ░░░░░░░░ № «░░░░░»<░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░ № «░░░░░» <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2023 ░░░░.