Судья Коваленко О.П. дело № 33а-12139/2020 (2а-553/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 17 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Вачковой И.Г.
судей Лазаревой М.А., Хлыстовой Е.В.,
при секретаре Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных истцов Осколкова О.А., Осколковой Т.С.- Туманова С.А. на решение Самарского районного суда г. Самары от 22 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Осколков О.А., Осколкова Т.С. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указали, что решением Октябрьского районного суда г. Самары от 31.10.2016 года за ними признано право общей долевой собственности по 1/2 доли за каждым на квартиру <адрес>, общей площадью 120, 4 кв.м. 01.11.2019 года они обратились к ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет данной квартиры и осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности (по 1/2 доли) на нее, представив заявление, технический план от 29.10.2019, решение суда. Решением Управления от 15.11.2019 года государственная регистрация приостановлена на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а 13.02.2020 отказано в осуществлении кадастрового учета – государственной регистрации права собственности, в связи с тем, что ими к заявлению не приложены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета. Полагают, что регистрирующему органу были представлены все документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности заявителей на объект недвижимости, в связи с чем у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали основания для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, Осколков О.А. и Осколкова Т.С. просят признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области от 13.02.2020 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на квартиру по <адрес>, и обязать Управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на основании документов, представленных административными истцами.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 22 июля 2020 года в удовлетворении административного иска Осколковой Т.С., Осколкова О.А. к Управлению Росреестра по Самарской области о признании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, возложении обязанности, отказано.
В апелляционной жалобе представитель административных истцов Осколкова О.А., Осколковой Т.С.- Туманов С.А. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Осколковой Т.С.- Туманов С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области- Нескромнова О.Н. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в частности, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (п.2 ч.4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
На основании ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из этапов проведения государственной регистрации является правовая экспертиза документов, осуществляемая с целью выявления оснований, препятствующих проведению государственной регистрации. При этом при наличии сомнений в подлинности представленных документов или достоверности содержащихся в них сведений государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений с целью подтверждения подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Самары от 31.10.2016 года за Осколковым О.А. и Осколковой Т.С. признано право общей долевой собственности по 1/2 доли за каждым на квартиру <адрес>, общей площадью (с учетом прочей (с коэффициентом) 120, 4 кв.м.; общей – 116,4 кв.м., жилой – 38 кв.м., подсобной - 78,4 кв.м.
01.01.2019 года административные истцы обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о постановке на кадастровый учет вышеуказанной квартиры и осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности (по 1/2 доли) на нее, предоставив технический план от 29.10.2019 года, решение суда.
Уведомлением от 15.11.2019 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области приостановило государственный кадастровый учет и государственную регистрации прав спорного объекта до 12.02.2020 года ввиду того, что в соответствии с представленным заявителями решением Октябрьского районного суда г. Самары - <адрес> с кадастровым № является объектом незавершенного строительства, а также в представленном пакете документов отсутствовало разрешение на ввод в эксплуатацию.
В связи с не устранением административными истцами в установленный срок причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации прав, решением от 13.02.2020 года Управление Росреестра по Самарской области отказало административным истцам в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности вышеуказанной квартиры.
В ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что в соответствии с представленным заявителями для регистрации решением Октябрьского районного суда г. Самары- <адрес> с кадастровым № является объектом незавершенного строительства, тогда как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представлено не было. На основании ч.7 ст.1, ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет помещений осуществляется путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, при этом, к таким сведениям законом отнесен, в том числе кадастровый номер здания или сооружения, в котором расположено помещение ( пункт 2, подп.8 п.4).
По смыслу ч.1 ст.24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Таким образом, проведение кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется в отношении здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, либо в отношении части здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса.
Согласно п.43 Требований к подготовке технического плана, составу содержащихся в нем сведений, а также форме декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, составу содержащихся в ней сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, в разделе технического плана "Характеристики объекта недвижимости" указывается кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, если объектом недвижимости является помещение.
Установлено, что технический план, представленный истцами для осуществления кадастрового учета содержит информацию о его расположении в объекте недвижимости с кадастровым номером №, который по сведениям кадастра недвижимости является объектом незавершенного строительства.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что представленное на регистрацию решение суда о признании права общей долевой собственности на квартиру не исключает необходимость соблюдения требований закона, предъявляемых к порядку осуществления кадастрового учета помещения, поскольку в силу закона основанием для внесения в кадастр недвижимости сведений о характеристиках объекта недвижимости является технический план.
Положениями пункта 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о регистрации (абзац 5 пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Согласно п. 4.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство даёт застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
По завершении строительных мероприятий, для проведения которых требовалось получение соответствующего разрешения, действующим градостроительным законодательством предусмотрена необходимость (обязательность) получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
От имени данных органов с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права может обратиться представитель при наличии доверенности (п.4 ст. 15 Закона N 218-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, образованием объекта недвижимости, образованием или прекращением существования части объекта недвижимости.
Также установлено и следует из решения Октябрьского районного суда г. Самары от 31.10.2016г. по делу № 2-5168/2016, вышеуказанный дом введен в эксплуатацию 28.07.2014г., однако уполномоченный орган с заявлением о постановке многоквартирного дома и расположенных в нем помещений, с предоставлением необходимых документов, не обращался.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что осуществить постановку на кадастровый учет квартиры по указанному выше адресу и зарегистрировать право общей долевой собственности на объект возможно только после постановки введенного в эксплуатацию многоквартирного жилого дома на кадастровый учет, в связи с чем, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 15.11.2019 года о приостановлении регистрационных действий является правомерным.
Учитывая, что в течение установленного срока, необходимые для выполнения заявленного регистрационного действия причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, административными истцами не были устранены, Управлением Росреестра по Самарской области обоснованно принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на спорный объект от 13.02.2020 года.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Разрешая заявленные требования с учетом установленных обстоятельств по делу, суд пришел к правильному выводу о том, что при вынесении оспариваемого решения, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями закона, что не повлекло нарушение прав Осколкова О.А., Осколковой Т.С. и правомерно отказал им в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Фактически доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией административных истцов в суде первой инстанции при разрешении спора, являлись предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 22 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов Осколкова О.А., Осколковой Т.С.- Туманова С.А. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи