Дело № 2-1528/2020
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Софроновой С.В.,
при секретаре Шмелевой И.В.,
с участием истца Петровой Н.С.,
представителя ответчика Степановой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Н.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) о признании незаконным его решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках, признании даты возникновения права на досрочную пенсию по старости,
установил:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) (далее - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ № Петровой Н.С. отказано во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках в должности учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня обращения за пенсией в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Не согласившись с данным решением, Петрова Н.С. обратилась в суд с иском к Управлению о признании незаконным его решения от ДД.ММ.ГГГГ № в части невключения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика включить в специальный стаж спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках и признать ДД.ММ.ГГГГ датой возникновения у нее права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Свои требования мотивировала тем, что в спорные периоды трудовые отношения с ней не прерывались, ей начислялась заработная плата, из которой производились установленные законодательством отчисления.
В судебном заседании истец Петрова Н.С. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - УПФР в г. Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) Степанова Э.Н., действующая на основании доверенности, иск Петровой Н.С. не признала по мотивам, отраженным в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ, действующей с 01 января 2019 года, установлено, что лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Часть 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Данный период в 2020 году для лиц, претендующих на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, составляет 24 месяца.
При этом согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, при возникновении у педагога права на пенсию в первой половине 2020 года срок ее назначения определен не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Пунктом 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются, в том числе список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Список 2002 года).
В силу ч. 3 названного постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (далее - Правила № 516).
В Списке 2002 года в разделе «Наименование учреждений» указаны «школы всех наименований», в разделе «Наименование должностей» - «учитель».
Ответчик оспариваемым решением включил в специальный стаж истца периоды ее трудовой деятельности продолжительностью № года № месяцев № дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включены в специальный стаж со ссылкой, что по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица страхователем факт льготной работы за указанные периоды не подтвержден, а также что такие периоды не предусмотрены пунктом 5 Правил №516, и отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа.
Трудовой книжкой истца Петровой Н.С. (л.д. №) и справками, уточняющими периоды работы, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), выданными работодателем, подтверждается ее работа в указанные периоды учителем в школе.
Факт нахождения истца Петровой Н.С. (до вступления в брак - Е.) на курсах повышения квалификации и в командировках в должности учителя школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается вышеуказанными справками, уточняющими периоды работы, (л.д. №) и выписками из приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно ранее действовавшей ст. 112 КЗоТ РСФСР, а в последующем - ст. 187 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей до 01 сентября 2013 года, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Согласно действующей редакции ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Пункт 9 вышеназванных Правил № 516 содержит перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в этот перечень не входят.
Как видно из материалов дела, истец находилась на курсах повышения квалификации, находясь в учреждении на должности, включенной в Список 2002 года. Факт уплаты страховых взносов в указанные периоды ответчиком не оспаривается.
Поскольку в указанные периоды за истцом сохранялось и место работы, и заработная плата, с которой производились предусмотренные законодательством отчисления, требования истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение ответчика в части невключения в специальный стаж работы периодов нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах является незаконным.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что истец обратилась к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Специальный стаж истца Петровой Н.С. для назначения досрочной страховой пенсии по старости при требуемом в 25 лет на указанную дату составил № года № месяцев № дня, исходя из следующего расчета:
№ года № месяцев № дней (признан ответчиком) + № дней (суммарно спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации).
С учетом того, что необходимый для назначения пенсии 25-летний специальный стаж истец Петрова Н.С. не выработала на дату обращения в Управление за назначением пенсии, при этом в материалы дела представлена справка работодателя от ДД.ММ.ГГГГ(л.д. №)об отсутствии у истца периодов работы, не подлежащих включению в специальный стаж после ДД.ММ.ГГГГ (даты, на которую определялся специальный стаж) по ДД.ММ.ГГГГ, право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» возникло у истца ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем реализация ею права на назначение досрочной страховой пенсии по старости зависит от указанной даты.
Как было указано выше, по нормам Закона № 400-ФЗ в редакции, действующей с 01 января 2019 года, и с учетом положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ Петрова Н.С. может реализовать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости не ранее 18 месяцев со дня возникновения права на пенсию.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным в части невключения в специальный стаж Петровой Н.С. периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канаш Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) включить Петровой Н.С. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать ДД.ММ.ГГГГ датой возникновения права Петровой Н.С. на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Софронова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.