Судья: Кузина Н.Н. адм. дело № 33а-11527/2022
№ 2а-1162/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Мельниковой Н.В., Лёшиной Т.Е.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 14 июля 2022 г. по административному делу № 2а-1162/22 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Гунар Д.А. о взыскании недоимки по обязательным платежам и пени,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Гунар Д.А. о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям.
В обоснование требований указал, что административный ответчик состоит на учете в инспекции в качестве адвоката, в связи с чем, является плательщиком страховых взносов. Однако в добровольном порядке налогоплательщик не уплатил обязательные платежи за 2020, в связи с чем, в его адрес направлено требование об уплате недоимки и начисленных на сумму недоимки пеней, которое в установленный срок не исполнено. 24.09.2021г. мировым судьей судебного участка № Куйбышевского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ, который отменен по заявлению административного ответчика 15.11.2021г. Недоимка по обязательным платежам административным ответчиком не погашена, в связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец МИФНС России №23 по Самарской области просил суд взыскать с Гунар Д.А.
недоимку по обязательным платежам за 2020г. на общую сумму 22 099 руб. 90 коп., в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 16 063 руб. 02 коп., пени в размере 156 руб. 29 коп; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 5 840 руб., пени в размере 40 руб. 59 коп.
Решением Куйбышевского районного суда г. Самары от 14 июля 2022 г. в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Гунар Д.А. о взыскании недоимки по обязательным платежам и пени отказано (л.д. 61-62).
В апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области просит отменить решение суда, как незаконное, указав, что произведенная оплата пошла в счет погашения задолженности за предыдущие периоды (л.д. 70-73).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Административный ответчик Гунар Д.А. в суде апелляционной инстанции просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что оплата была произведена по УИН, указанным налоговым органом в требовании.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 №335-ФЗ) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона Федерального закона от 27.11.2017 №335-ФЗ) определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что Гунар Д.А. является адвокатом, и следовательно плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2020 год.
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате обязательных платежей.
В адрес налогоплательщика было направлено требование № о наличии задолженности по состоянию на 04.02.2021 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2020 год в размере 40 874 руб., а также пени в размере 196 руб. 88 коп., со сроком уплаты до 23.03.2021г.
Мировым судьей вынесен судебный приказ № от 24.09.2021 о взыскании с Гунар Д.А. обязательных платежей на общую сумму 41 070 руб. 88 коп. за период 2020г.
Определением мирового судьи судебного участка № Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области от 15.11.2021 судебный приказ отменен, в связи с поступившими от Гунар Д.А. возражениями.
В связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности по недоимке и пеням налогоплательщиком налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с Гунар Д.А. недоимки по налогу и пеней по страховым взносам в принудительном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что административным ответчиком оплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 в размере 32 448 руб. и на обязательное медицинское страхование за 2020г. в размере 8 426 руб., что подтверждается квитанциями от 07.07.2021, а также пени в размере 40 руб. 59 коп и 156 руб. 29 коп, что подтверждается чеками об операциях от 05.07.2021г.. в связи с чем оснований для удовлетворения требований не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 7).
Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 12 Правил в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств указывается уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 знаков.
Согласно письму МНС России N ФС-8-10/1199, Сбербанка России N 04-5198 от 10 сентября 2001 г. "О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" налоговые органы с целью сокращения количества возможных ошибок при указании плательщиками информации в реквизитах платежных документов обеспечивают автоматизированное формирование и заполнение за налогоплательщиков бланков платежных документов формы N ПД (налог).
Сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер (который проставляется в реквизите "Индекс документа") и быть зарегистрированы в налоговом органе в специальном журнале (реестре).
Таким образом, в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме № ПД (налог)
указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.
Как следует из материалов административного дела, Гунар Д.А. произведена 07.07.2021 оплата платежным поручением № суммы 8 426,00 руб. и 08.07.2021 платежным поручением № суммы 32448,00 руб. с указанием УИН налоговых платежей, реквизиты, которых совпадают с реквизитами указанным в требовании № от 04.02.2021, извещениях. 06.07.2021 платежными поручениями № и № произведена оплата 200 руб. и 500 руб. с указанием УИН налоговых платежей, реквизиты, которых совпадают с реквизитами, указанными в требовании № от 04.02.2021, извещениях.
Таким образом, по делу достоверно установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год, пени, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год, пени Гунар Д.А. уплачены, поскольку содержащиеся в платежных документах в соответствии с пунктом 12 названных правил информация (УИН) позволяет идентифицировать платежи, уплаченные по требованию № от 04.02.2021. В этой связи налоговый орган обязан идентифицировать платеж в соответствии с содержащейся в платежном документе информацией, а не произвольно.
Судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о зачислении произведенной оплаты в счет погашения задолженности по страховым взносам за предыдущие периоды, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ налоговый орган вправе произвести зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей либо в случае если платеж является невыясненным произвести уточнение платежей в порядке, предусмотренном пунктами 7, 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Приказа ФНС России от 25.07.2017 N ММВ-7-22/579@ "Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами".
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в решении суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 14 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № по Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: