РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2019 года город Омск
Омский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Денисенко С.В., при секретаре судебного заседания Лучининой Е.И., с участием представителя истца Кайдаулова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по иску командира войсковой части <данные изъяты> о привлечении к материальной ответственности военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Кириченко Е.В.,
установил:
командир войсковой части <данные изъяты> обратился в военный суд с исковым заявлением, в котором просит привлечь к полной материальной ответственности и взыскать с <данные изъяты> Кириченко, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Омской области», 649 631 рубль 67 копеек – сумму причиненного государству ущерба.
В обоснование требований в иске указано, что в мае 2018 года контрольной группой Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) (далее – МУВФКА МО РФ по ЦВО) была проведена встречная проверка вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности воинской части <данные изъяты>. В ходе проверки было установлено, неправомерное списание материальных средств (индивидуальных рационов питания – ИРП) по фиктивным документам на сумму 1 821 641 рубль 01 копейки. В данную сумму входит неправомерное списание ИРП в 2017 году на сумму 649 631 рубль 67 копеек, допущенное в результате ненадлежащего выполнения начальником тыла войсковой части <данные изъяты> Кириченко своих должностных обязанностей.
Представитель истца Кайдаулов поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания ответчик Кириченко и третье лицо – Федеральное казенное учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Омской области» в судебное заседание не явились и просили суд рассмотреть дело без их участия.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с актом встречной проверки от 15 мая 2018 года № 39/дсп, проведенной в отношении войсковой части <данные изъяты> за период с 17 июня 2015 года по 04 апреля 2018 года МУВФКА МО РФ по ЦВО установлено, что в числе других нарушений проверкой выявлено, что в результате неправомерного списания материальных средств (индивидуальных рационов питания – ИРП) по фиктивным документам, государству в лице войсковой части <данные изъяты> был причинен ущерб на сумму 1 821 641 рубль 01 копейки.
Из заключения по материалам разбирательства от 30 августа 2019 года, проведенного по факту причинения ущерба государству, выявленного в ходе встречной проверки в отношении войсковой части <данные изъяты> МУВФКА МО РФ по ЦВО усматривается, что в результате расходования денежных средств, выразившихся в неправомерном списании материальных средств (индивидуальных рационов питания – ИРП) по фиктивным документам был причинен ущерб на сумму 1 821 641 рубль 01 копейки. В ходе разбирательства установлено, что в результате ненадлежащего выполнения начальником тыла <данные изъяты> Кириченко своих должностных обязанностей, а именно организации ненадлежащим образом расходования и последующего проведения по учету материальных средств в продовольственной службе войсковой части <данные изъяты>, проверки военного имущества и ежегодной инвентаризации имущества по подчиненным службам, недобросовестного отношения к контролю за ведением уставного учета и отчетности, нарушения ст. 104 Устава внутренней службы ВС РФ, был причинен ущерб на сумму 649 631 рубль 67 копеек. Также в результате проведенного расследования установлено, что в действиях Кириченко умысел на незаконное расходование денежных средств отсутствовал.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ «О материальной ответственности военнослужащих», военнослужащие несут материальную ответственность за причиненный по их вине реальный ущерб.
Общими условиями привлечения к материальной ответственности являются юридические факты, с наличием которых закон связывает наступление материальной ответственности, в частности нарушение норм права, наличие причинно-следственной связи между совершенным правонарушением и наступившим реальным материальным ущербом, нахождение военнослужащего в момент причинения ущерба имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы, наличие вины в действиях военнослужащего.
Как усматривается из ст. 5 названного Закона, военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим:- которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; - в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;
- в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
- умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
- военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ «О материальной ответственности военнослужащих» командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба. Исходя из ч. 2 названной статьи следует, что административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены в результате ревизии или проверки.
Как усматривается из акта от 15 мая 2018 года № 39/дсп, в результате проведенной МУВФКА МО РФ по ЦВО в отношении войсковой части <данные изъяты> встречной проверки за период с 17 июня 2015 года по 04 апреля 2018 года, установлен только размер ущерба причиненный государству в результате неправомерного списания материальных средств (индивидуальных рационов питания – ИРП) по фиктивным документам войсковой части на сумму 1 821 641 рубль 01 копейки, из чего следует, что для установления причин ущерба и лиц виновных в его причинении необходимо проведение административного расследования. Учитывая, что командир войсковой части <данные изъяты> Ш был ознакомлен с вышеописанным актом № 39/дсп и узнал о причиненном ущербе 19 мая 2018 года, соответственно, административное расследование должно быть проведено в течение месяца с указанной даты.
Порядок организации производства административного расследования для установления причин ущерба, размера и виновных лиц определен приказом Министра обороны от 3 декабря 2015 года № 717 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Так, согласно п.п. 52-63 названного приказа административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба, который быть продлен командиром, но не более чем на месяц. В случае утраты продовольствия и иных видов военного имущества для проведения административного расследования командиром воинской части создается комиссия. В ходе расследования, в числе других, подлежат выяснению вопросы о том, кем причинен ущерб, противоправность поведения военнослужащего, нарушение каких нормативно правовых актов, конкретных правил, требований и норм, регулирующих порядок получения, выдачи, хранения и использованного военного имущества, допущено, а также наличие вины в действиях военнослужащего. Административное расследование проводится посредством отбора объяснений у военнослужащих, а также сбора необходимых документов. Материалы расследования, в том числе документы собранные в ходе расследования брошюруются и хранятся в воинской части.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств подтверждающих, что выявленный встречной проверкой ущерб причинен в результате умышленных действий Кириченко, в суд не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях Кириченко отсутствует вина в причинении материального ущерба войсковой части <данные изъяты> и поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, военный суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ 649 631 ░░░░░ 67 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░