Дело № 2-1241/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 июня 2022 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи |
Меркуленко А.В. |
при секретаре судебного заседания с участием представителя истца/ответчика ответчиков/истцов |
Салаховой Э.В. Каляновой Н.А. Никоновой О.Н. Никоновой Г.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска к Никонова О.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Никонова Д.Е., Никонова Е.В., Никонов Н.В., Никонова Г.В. об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимости с выплатой возмещения и по встречному исковому заявлению Никонова О.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Никонова Д.Е., Никонова Е.В., Никонов Н.В., Никонова Г.В. к Департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о взыскании выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение,
установил:
Департамент муниципального имущества администрации города Нефтеюганска (далее по тексту ДМИ) обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Никоновым, в котором просит изъять у ответчиков в муниципальную собственность муниципального образования город Нефтеюганск для муниципальных нужд земельный участок, относящийся к категории земель населённых пунктов, с кадастровым номером №, общей площадью (доля в праве на земельный участок), местоположение земельного участка: (адрес), с разрешённым использованием под многоквартирный жилой дом и жилое помещение (квартиру), площадью кв.м., расположенное по адресу: (адрес) (кадастровый №) с предоставлением возмещения за изымаемую недвижимость в размере 1 500 000 рублей по 300 000 рублей каждому ответчику; после выплаты возмещения прекратить право собственности Никоновых на жилое помещение (квартиру), площадью кв.м., расположенное по адресу: (адрес) и зарегистрировать право муниципальной собственности муниципального образования город Нефтеюганск на данное жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что жилое помещение, площадью кв.м., расположенное по адресу: (адрес) принадлежит на праве собственности ответчикам по 1/5 доли в праве. Данное жилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №. Распоряжением администрации города Нефтеюганска от (дата) №-р, жилой дом № в (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации города Нефтеюганска от (дата) №-п принято решение об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества, в том числе, жилого помещения №. Копия данного постановления была направлена в Межмуниципальный отдел по городу Нефтеюганску и городу Пыть-Яху Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ХМАО-Югре и правообладателю изымаемой недвижимости. Также, постановление опубликовано в газете «Здравствуйте, нефтеюганцы!» и на официальном сайте органов местного самоуправления города Нефтеюганска в сети Интернет. Размер возмещения за изымаемый земельный участок и жилое помещение, включая убытки по переезду, согласно отчёту об определении рыночной стоимости объекта составляет 3 933 995 рублей. В соответствии с договором купли-продажи от (дата) Никоновы приобрели жилое помещение за 1 500 000 рублей. Таким образом, в соответствии с пунктом 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации размер возмещения за изымаемое жилое помещение не может превышать стоимость приобретения жилого помещения. Собственникам было направлено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимого имущества, отчёт об определении размера возмещения, выписка из ЕГРН на земельный участок и жилое помещение, однако, до настоящего времени последние никакого решения не приняли.
Никоновы обратились в суд со встречным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска, в котором просят взыскать в их пользу денежную сумму в размере 3 933 995 рублей.
Встречные исковые требования мотивированы тем, что квартира, расположенная по адресу: (адрес) приобретена истцами в 2018 году, в том числе за счёт средств материнского капитала. На момент приобретения, ни одна инстанция не предупредила о том, что многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На данный момент дом расселён, истцам предлагают денежную компенсацию в размере 1 500 000 рублей. Такую сумму истцы не желают получать, поскольку не смогут приобрести иное жилое помещение.
В судебном заседании представитель ДМИ иск поддержала, встречный иск Никоновых не признала.
Никонова Г.В. и Никонова О.Н., также действующая в интересах Никоновой Д.Е., Никоновой Е.В., Никонова Н.В. в судебном заседании иск ДМИ не признали, настаивают на удовлетворении встречного иска.
Межмуниципальный отдел по городу Нефтеюганску и городу Пыть-Яху Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ХМАО-Югре просит дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Заслушав представителя истца/ответчика, ответчиков/истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением администрации города Нефтеюганска от (дата) №, жилой дом №, расположенный по адресу: (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу.
(дата) между А. (продавец) и Никоновыми (покупатели) заключен договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым, продавец продал принадлежащую ему на праве собственности квартиру, общей площадью кв.м., расположенную по адресу: (адрес), а покупатели купили в собственность, в равных долях по 1/5 данную квартиру за 1 500 000 рублей.
(дата) Нефтеюганским отделом Управления Росреестра по ХМАО-Югре произведена государственная регистрация права собственности Никоновых на жилое помещение.
(дата) собственникам квартиры № расположенной в доме № в (адрес) вручено требование о сносе дома.
Постановлением администрации города Нефтеюганска от (дата) №, принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, относящегося к категории земель населённых пунктов, с кадастровым номером №, общей площадью кв.м., расположенного по адресу: (адрес), с разрешённым использованием: под многоквартирный жилой дом и жилых помещений, расположенных в данном доме, в том числе, квартиры №.
Данное постановление размещено на сайте органов местного самоуправления города Нефтеюганска, а также опубликовано в газете «Здравствуйте, нефтеюганцы!» от (дата) № (1 562).
(дата) Никоновыми получено письмо ДМИ с соглашением об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимого имущества, отчётом об определении размера возмещения за изымаемые земельные участки и расположенных на нём объектов недвижимости и выписками из ЕГРН.
Из отчёта общества с ограниченной ответственностью от (дата) № следует, что рыночная стоимость недвижимого имущества – квартиры составляет 3 585 000 рублей, доля в праве общей долевой собственности на изымаемый земельный участок под многоквартирным домом составляет 161 700 рублей, убытки, причинённые собственнику жилого помещения его изъятием, составляют 187 295 рублей, итого 3 933 995 рублей.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, ДМИ просит изъять у Никоновых в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение с выплатой возмещения в размере 1 500 000 рублей.
В свою очередь, Никоновы во встречном иске просят взыскать с ДМИ возмещение за изымаемую недвижимость согласно стоимости, определённой в отчёте об оценке – 3 933 995 рублей.
Разрешая заявленные исковые требования ДМИ и встречные исковые требования Никоновых, суд исходит из следующего.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определённости, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года № 11-П, от 27 июня 2013 года № 15-П, от 23 декабря 2013 года № 29-П, от 22 апреля 2014 года № 12-П и др.).
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определён принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе предполагает, что все случаи обратной силы должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Судом установлено, что право собственности на спорное жилое помещение у Никоновых возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 года, в связи с чем, указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему спору.
Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения органом местного самоуправления соблюдена, суд приходит к выводу, что исковые требования ДМИ об изъятии в муниципальную собственность муниципального образования город Нефтеюганск для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, а после выплаты возмещения прекращения права собственности Никоновых на жилое помещение и регистрации права муниципальной собственности муниципального образования город Нефтеюганска на жилое помещение подлежат частичному удовлетворению, а встречные исковые требования Никоновых о взыскании с ДМИ выкупной цены спорного объекта недвижимости в сумме 3 933 995 рублей являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Никонова О.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Никонова Д.Е., Никонова Е.В., Никонов Н.В., Никонова Г.В. удовлетворить.
Изъять у Никонова О.Н., Никонова Д.Е., Никонова Е.В., Никонов Н.В., Никонова Г.В. в муниципальную собственность муниципального образования город Нефтеюганск для муниципальных нужд земельный участок, относящийся к категории земель населённых пунктов, с кадастровым номером №, общей площадью кв.м., расположенный по адресу: (адрес), с разрешённым использованием под многоквартирный жилой дом и жилое помещение – квартиру № (кадастровый номер №), площадью кв.м., расположенную по адресу: (адрес), с предоставлением возмещения за изымаемую недвижимость в размере 3 933 995 (три миллиона девятьсот тридцать три тысячи девятьсот девяносто пять) рублей по 786 799 (семьсот восемьдесят шесть тысяч семьсот девяносто девять) рублей в пользу Никонова О.Н., Никонова Е.В., Никонов Н.В., Никонова Г.В. и несовершеннолетней Никонова Д.Е. в лице законного представителя Никонова О.Н..
После выплаты возмещения прекратить право собственности Никонова О.Н., Никонова Д.Е., Никонова Е.В., Никонов Н.В., Никонова Г.В. (по 1/5 доли в праве) на жилое помещение (квартиру) площадью кв.м., расположенное по адресу: (адрес) (кадастровый №) и зарегистрировать право муниципальной?собственности муниципального образования город Нефтеюганск на указанное жилое помещение (квартиру).
В удовлетворении остальной части исковых требований Департамента муниципального имущества администрации города Нефтеюганска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись