Копия Дело № 2-2/2024 (2-9/2023; 2-307/2022)
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2024 года пгт Камское Устье
Камско-Устьинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ахметжанова А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Валиуллиной А.А.,
с участием представителя ответчика ФИО2 - ФИО9, действующего на основании доверенности от 16.03.2022г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Исполнительному комитету <адрес> Республики Татарстан, ФИО2 о признании незаконными постановлений Исполнительного комитета <адрес> Республики Татарстан от 04.02.2021г. №№,№, внесении изменений, признании реестровой ошибки, установлении границ земельного участка и исключении сведений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее по тексту - Истец) обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету <адрес> Республики Татарстан (далее по тексту - Ответчик 1) о признании незаконным постановление Исполнительного комитета <адрес> Республики Татарстан от 04.02.2021г. №, внесении изменений в него в части установления координат земельного участка, мотивировав его тем, что постановлением Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 04.02.2021г. № была утверждена схема расположения земельного участка площадью 600 кв.м., из категории земель «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: <адрес>,<адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием «для ведения садоводства». На основании данного постановления в ЕГРН были внесены сведения о земельном участке и ему присвоен кадастровый №. 22.07.2021г. между Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка №, предмет договора - земельный участок с кадастровым номером №. Согласно заключению кадастрового инженера ФИО4 было выявлено, что на вышеуказанном земельном участке частично расположена хозяйственная постройка, частично данная постройка также накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером №. Утверждение схемы расположения земельного участка было произведено без учета фактического расположения на местности хозяйственной постройки. Истец просил иск удовлетворить, признать незаконным постановление Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 04.02.2021г. № в части утверждения координат от точки н5 до точки н8 земельного участка с кадастровым номером №, внести изменения в данное постановление в части утверждения координат земельного участка с учетом местоположения хозяйственной постройки.
В ходе судебного разбирательства истцом были уточнены и увеличены исковые требования, мотивированы тем, что ФИО1 на праве договора аренды № принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, который сформирован и 04.02.2021г. поставлен на кадастровый учет. ФИО2 (далее по тексту - Ответчик 2) на основании постановления Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан № от 28.05.2021г. и договора аренды от 08.06.2021г. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, который также сформирован и 04.02.2021г. поставлен на кадастровый учет. Между соседями по земельным участкам ФИО1 и ФИО2 имеется спор по границам земельных участков. Истец просил привлечь в качестве соответчика ФИО2, в качестве третьего лица Управление Росреестра по <адрес>, а также установить реестровую ошибку в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО1; установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Камское Устье, <адрес> в соответствии с заключением эксперта № от 18.10.2023г.; признать незаконным постановление Исполнительного комитета <адрес> Республики Татарстан № от 04.02.2021г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №», принадлежащий ФИО2, в части утверждения границ земельного участка.
Протокольным определением от 14.11.2023г. в качестве ответчика привлечен ФИО2, в качестве третьего лица Управление Росреестра по <адрес>.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО7 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя ФИО9, который исковые требования не признал, просил рассмотреть дело по существу и отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> и третье лицо кадастровый инженер ФИО8 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
По ходатайству представителя ответчика в судебное заседание был вызван эксперт ФИО10, которая в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, направила пояснения относительно экспертизы №, а также ответы на вопросы представленные представителем ответчика ФИО2 - ФИО9
Заслушав представителя ответчика ФИО2 - ФИО9, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотреннымист. 12 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определённой вещи.
Из положений ч. 1, п. 7 ч. 2, п. 6 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 7) межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного ч. 1 ст. 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 43 настоящего Федерального закона);
Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется: 6) в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости.
Частями 8, 10 ст. 22 данного Федерального закона предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Федеральный закон от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Правила настоящей части применяются также в случае, если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, которая является общей частью (которые являются общими частями) границ образуемого земельного участка.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее по тексту - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее по тексту - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007г.№ 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Акт согласования местоположения границ на бумажном носителе оформляется в одном (единственном) экземпляре. В случае подготовки акта согласования местоположения границ в электронном виде допускается его подготовка в виде одного электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями всех заинтересованных лиц - участников согласования, или в виде нескольких электронных документов, подписанных усиленными квалифицированными электронными подписями отдельных заинтересованных лиц - участников согласования.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка при их согласовании в индивидуальном порядке в электронном виде считается согласованным с заинтересованными лицами в случае, если акт согласования местоположения границ заверен усиленной квалифицированной электронной подписью каждого из заинтересованных лиц (их представителей), включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В силу ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» реестровой ошибкой признается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Из материалов дела следует, что постановлением Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 04.02.2021г. № была утверждена схема расположения земельного участка площадью 600 кв.м., подготовленная кадастровым инженером ФИО8, из категории земель «земли населенных пунктов», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>,<адрес>, с разрешенным использованием «Для ведения садоводства»(т. 1 л.д. 7-9).
На основании данного постановления в ЕГРН были внесены сведения о земельном участке и ему присвоен кадастровый № (т. 1л.д. 10-11).
22.07.2021г. между ФИО1 и Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан был заключен договор аренды земельного участка № сроком на три года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером №, к вышеуказанному договору приложен акт приема передачи земельного участка№ от 22.07.2021г., который является неотъемлемой часть данного договора, а также приложен расчет арендной платы (т. 1 л.д. 12-15).
С целью проведения контрольных замеров ФИО1 обратилась к кадастровому инженеру ФИО4, согласно заключению которой, было выявлено, что на вышеуказанном земельном участке частично расположена хозяйственная постройка, частично данная постройка также накладывается на границы земельного участка с кадастровым номером № (т. 1л.д. 16-17).
Ответчик ФИО2 обратился в Исполнительный комитет Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан с заявлением об утверждении подготовленной кадастровым инженером ФИО8 схемы расположения земельного участка.
Постановлением Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан от 04.02.2021г. № была утверждена представленная ФИО2 схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на 400 кв.м., с видом разрешенного использования «ведение садоводства» (т. 1 л.д. 94).
На основании данного постановления в ЕГРН были внесены сведения о земельном участке и ему присвоен кадастровый № (т. 1л.д. 10-11).
После постановки земельного участка на кадастровый учет, Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан было выдано постановление № от 28.05.2021г. «О предоставлении земельного участка в аренду» ответчику ФИО2 площадью 400 кв.м., с кадастровым номером № на три года (т. 1 л.д. 91).
Впоследствии между Палатой земельных и имущественных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан и ФИО2 был заключен договор аренды № от 08.06.2021г. земельного участка с кадастровым номером №, на срок до 07.06.2024г. (т. 1 л.д. 62-63).
С целью проведения контрольных замеров ФИО2 вновь обратился к кадастровому инженеру ФИО8, который провел работы по обмеру построек, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, по результатам проведенных работ подготовлен акт обследования земельного участка от 10.09.2021г. (т. 1 л.д. 55-56).
В акте кадастровый инженер ФИО8 указал на наличие в границах земельного участка с кадастровым номером № шести строений, пять из которых полностью расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 16:22:160106:633 и принадлежат арендатору ФИО2, одно строение расположено в границах земельного участка с кадастровым номером № лишь частично, ФИО2 не принадлежит.
Решением Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 11.05.2022г. удовлетворены исковые требования ФИО2 к ФИО1 об обязании освободить самовольно занятую часть земельного участка с кадастровым номером №
Согласно акту обследования земельного участка органа муниципального земельного контроля № от 15.11.2023г., проведено обследование на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>,<адрес> используемого ФИО1 В ходе проведения обследования установлено, что на указанном земельном участке и частично на земельном участке с кадастровым номером № расположен металлический фургон, который не является капитальным строением.
Согласно акту обследования земельного участка органа муниципального земельного контроля № от 15.11.2023г., проведено обследование на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> используемого ФИО2 В ходе проведения обследования установлено, что на указанном земельном участке расположен металлический гараж (вагончик), который не является капитальным строением и не отвечает требованиям ч. 1 ст. 130 ГК РФ.
17.01.2024г. ответчиком Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан представлен отзыв, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 16:22:160106:634, расположенный по адресу: <адрес>,пгт Камское Устье, <адрес>, общей площадью 600 кв.м., предоставлен ФИО1 на условиях договора аренды № от 22.07.2021г. для садоводства. Согласно сведениям Росреестра, на предоставленном земельном участке, строений, сооружений и других объектов недвижимого имущества не зарегистрировано. Спор по установлению границ земельных участков между ФИО1 и ФИО2 длится долгие годы. В рамках рассмотрения земельного спора, сотрудниками Палаты имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан и начальником инфраструктурного отдела Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан было проведено выездное обследование земельных участков, в результате которого было установлено, что на участках расположены постройки некапитального характера, право на которые на сегодняшний день ФИО1 и ФИО5 не зарегистрировано. Строения, находящиеся в границах спорных земельных участков, являются временными. Граждане уведомлены о том, что после прекращения действия договоров аренды, следует освободить земельные участки от указанных строений некапитального характера путем демонтажа за свой счет. Также указано, что постановлением Исполнительного комитета Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан утверждается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а не отдельные координаты земельного участка.
Определением Камско-Устьиснкого районного суда Республики Татарстан от 13.12.2022г. была назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено специалистам АО «РКЦ «Земля».
Согласно заключению эксперта площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пгт Камское Устье, <адрес>, по фактическим замерам составляет 425,84 кв.м. По сведениям ЕГРН и материалам межевания 2021г. площадь составляет 600 кв.м. По правоустанавливающему документу - договору аренды земельного участка № от 22.07.2021г. - 600 кв.м. Произошло уменьшение фактической площади земельного участка с кадастровым номером № относительно правоустанавливающего документа, сведений ЕГРН на -174,16 кв.м., что не соответствует значению предельно-допустимого отклонения.
Площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,<адрес>, <адрес>, по фактическим замерам составляет 133,29 кв.м. По сведениям ЕГРН и материалам межевания 2021г. площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 231 кв.м. По правоустанавливающему документу - договору аренды земельного участка№ от 08.06.2021г. - общая площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 400 кв.м. Произошло уменьшение фактической площади земельного участка с кадастровым номером № относительно правоустанавливающего документа, сведений ЕГРН на -97,71 кв.м., что не соответствует значению предельно-допустимого отклонения для данного контура.
При сравнении границ постройки по данным кадастрового инженера ФИО4 и по результатам экспертной геодезической съемки, выявлено существенное расхождение - границы постройки ФИО1 по данным заключения ФИО4 смещены на расстояние до 1,35 м. относительно их фактического местоположения по результатам экспертной геодезической съемки.
В ходе проведенного исследования экспертом было установлено, что уменьшение значения фактической площади земельного участка с кадастровым номером 16:22:160106:633 (контур 1) относительно правоустанавливающего документа и сведений ЕГРН произошло за счет смещения границы по фасадной, левой и задней сторонам вовнутрь земельного участка, что отчасти произошло по причине отсутствия закрепления границы по фасадной и левой сторонам (отсутствие ограждения) и по причине неверного установления границы по сведениям ЕГРН по задней (юго-восточной) стороне.
В ходе проведенного исследования было выявлено пересечение фактических границ земельного участка с кадастровым номером № (ФИО1) с уточненными по сведениям ЕГРН границами смежного земельного участка с кадастровым номером № (контур 1) (ФИО2), площадью 5,02 кв.м. Большая часть указанной площади пересечения (4,05 кв.м.) занята хозяйственным сооружением, находящимся в пользовании ФИО1 При этом также было выявлено несоответствие местоположения уточненных по сведениям ЕГРН границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № (контур 1) их фактическому местоположению.
Хозяйственное сооружение, расположенное на спорной границе земельных участков с кадастровыми номерами № и №, находящееся в пользовании ФИО1, представляет собой металлический фургон от грузового автомобиля (предположительно марки ГАЗ 51 и ГАЗ 63) и капитальным строением не является.
Местоположение хозяйственного строения ФИО1, расположенное на границе по сведениям ЕГРН земельных участков с кадастровыми номерами № и №, остается неизменным более 15 лет (как минимум с 2008 года).
Эксперт пришел к выводу о допущенной реестровой ошибке в отношении смежной границы земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Выявленное пересечение фактических границ земельного участка с кадастровым номером №, с уточненными по сведениям ЕГРН границами смежного земельного участка с кадастровым номером №, произошло по причине допущенной реестровой ошибкой, а не самовольного захвата территории.
Статьей 86 ГПК РФ установлено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, то есть суд оценивает заключение экспертизы по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Принимая во внимание выводы экспертного заключения в совокупности с другими представленными сторонами доказательствами, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку право собственности на какие-либо капитальные объекты, расположенные на спорном земельном участке за истцом не зарегистрировано.
Кроме того, в соответствии с п. 4.1 ч. 2 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения (уточнением) границ земельного участка осуществляется по заявлению лица, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или в безвозмездное пользование (если договор аренды или договор безвозмездного пользования заключен на срок более пяти лет), - при государственном кадастровом учете земельного участка в соответствии со ст. 43 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Исполнительным комитетом Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером № сроком на три года, арендодателем арендатору не предоставлено право уточнять и корректировать границы арендованного им земельного участка.
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что истец не обладает правом уточнять и корректировать границы чужого земельного участка с кадастровым номером №, в отсутствие согласия на это его собственника (т. 1 л.д. 8-9).
В соответствии с ч. ч. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26.05.2011г. №-О-О, от 22.03.2012г. №-О-О, от 29.01.2015г. №-О).
В этой связи, решения органов и должностных лиц местного самоуправления об отмене ранее изданных (принятых) ими муниципальных правовых актов или об утрате ими юридической силы должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты), а сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, установленные судом, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не подтвердились доводы истца в части признания постановлений Исполнительного комитета <адрес> Республики Татарстан от 04.02.2021г. №№,№ незаконными, данные постановления не противоречат закону и вынесены в соответствии с компетенцией данного органа, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Суммы, подлежащие выплате экспертам, относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела, которые, в свою очередь, входят в состав судебных расходов, подлежащих возмещению проигравшей в судебном споре стороной (ст. ст. 88 и 94 ГПК РФ).
Экспертной организацией «РКЦ «Земля» представлен счет на оплату судебной экспертизы в размере 51 450 руб. (счет № от 18.10.2023г., т. 2 л.д. 3).
Поскольку требования истца оставлены без удовлетворения, расходы по оплате судебной экспертизы подлежат взысканию с истца в пользу экспертного учреждения в размере 51 450 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО1, паспорт серии № к Исполнительному комитету <адрес> Республики Татарстан, ИНН №, ФИО2, паспорт серии № №, о признании незаконными постановлений Исполнительного комитета <адрес> Республики Татарстан от 04.02.2021г.№№,№, внесении изменений, признании реестровой ошибки, установлении границ земельного участка и исключении сведений оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1, паспорт серии №, в пользу АО «РКЦ «Земля» расходы за проведение судебной экспертизы в размере 51 450 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме через Камско-Устьинский районный суд Республики Татарстан.
Мотивированное решение изготовлено 08.02.2024г.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья Камско-Устьинского
районного суда Республики Татарстан А.Ф. Ахметжанов