№ 2-551/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суровикинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Харламова С.Н.,
при секретаре судебного заседания Зориной Н.А.,
с участием представителя истца Бахолдина О.И.,
представителя ответчика МКОУ «СОШ № 3 г. Суровикино» Кусмарцевой Т.А.,
представителя третьего лица администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области Моисеенко Р.А.
23 июля 2024 года в г. Суровикино Волгоградской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суровикинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «СОШ № 3 г. Суровикино» о понуждении к принятию мер по обеспечению антитеррористической защищённости образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Суровикинского района Волгоградской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, предъявив исковые требования к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «СОШ № 3 г. Суровикино» о понуждении к принятию мер по обеспечению антитеррористической защищённости образовательной организации.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Суровикинского района Волгоградской области проведена проверка исполнения и соблюдения требований действующего законодательства о противодействии терроризму в деятельности МКОУ «СОШ № 3 г. Суровикино» Суровикинского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: ул. Пролетарская, 74, г. Суровикино Волгоградской области. В ходе проверки установлено, что МКОУ СОШ № 3 г. Суровикино относится к объектам (территориям) третьей категории опасности и должно быть оборудовано не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечено непосредственной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Внутриобъектовый и пропускной режим МКОУ СОШ № 3 осуществляются лицами, не обладающими специальными навыками, не прошедшими специальной подготовки, в отсутствие специальных средств для охраны и защиты от преступных посягательств, в связи с чем комплексная безопасность и антитеррористическая защищённость объекта не обеспечивается, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц (учащихся и работников вышеуказанного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих данное учреждение), нарушает их права и законные интересы.
В связи с этим прокурор Суровикинского района Волгоградской области просит возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «СОШ № 3 г. Суровикино» Суровикинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании представитель истца Бахолдин О.И. поддержал заявленные прокурором исковые требования, изложив их вышеуказанным образом. Просил возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «СОШ № 3 г. Суровикино» Суровикинского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны.
Представитель ответчика МКОУ «СОШ № 3 г. Суровикино» Кусмарцева Т.А. в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворения.
Представитель третьего лица администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области Моисеенко Р.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, заявленных прокурором Суровикинского района Волгоградской области.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за несовершеннолетними воспитанниками, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (пункты 2,15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»), а также осуществляется в целях предупреждения (профилактики), борьбы с терроризмом, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу статьи 1 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (ст. 3 указанного Федерального закона).
Согласно подпункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пункт 17 настоящих Требований устанавливает, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Применительно к объектам образования цели, указанные в пункте 17 Требований не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений.
В этой связи согласно подпункта «д» пункта 24, подпунктов «а, б» пункта 25 Требований № 1006 такие объекты подлежат: оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащению системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Судом установлено, что прокуратурой Суровикинского района Волгоградской области проведена проверка исполнения и соблюдения требований действующего законодательства о противодействии терроризму в деятельности МКОУ «СОШ № 3 г. Суровикино» Суровикинского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: ул. Пролетарская, 74, г. Суровикино Волгоградской области.
Из паспорта безопасности от 2022 года следует, что объекту МКОУ «СОШ № 3 г. Суровикино» присвоена 3 категория опасности.
При этом внутриобъектовый и пропускной режим МКОУ СОШ № 3 осуществляются лицами, не обладающими специальными навыками, не прошедшими специальной подготовки, в отсутствие специальных средств для охраны и защиты от преступных посягательств, в связи с чем комплексная безопасность и антитеррористическая защищённость объекта не обеспечивается, что подтверждается представлением прокурора Суровикинского района Волгоградской области № 27-53-2024 от 19 марта 2024 года, сообщением и.о. директора МКОУ СОШ № 3 г. Суровикино № 24 от 08 апреля 2024 года и ответчиком не оспаривается.
Таким образом комплексная безопасность и антитеррористическая защищённость МКОУ СОШ № 3 не обеспечивается, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц (учащихся и работников вышеуказанного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих данное учреждение), нарушает их права и законные интересы.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких условиях суд приходит к выводу о том, что МКОУ СОШ № 3 г. Суровикино следует установить срок 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу для устранения допущенных нарушений, а именно обеспечения охраны учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Суровикинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «СОШ № 3 г. Суровикино» о понуждении к принятию мер по обеспечению антитеррористической защищённости образовательной организации удовлетворить.
Возложить на муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «СОШ № 3 г. Суровикино» Суровикинского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3430032000, ОГРН 1023405964471) обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить охрану учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Волгоградский областной суд путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Суровикинский районный суд Волгоградской области.
Судья С.Н. Харламов