Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2314/2023 ~ М-716/2023 от 15.02.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2023 г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ретиной М.Н.,

при секретаре Митрясове В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Устинова Н. А. к ГУ Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о перерасчете установленного размера пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Устинов Н.А. обратился в суд с заявленными исковыми требованиями к ГУ Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> указав, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, ответчик произвел расчет пенсии исходя из заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик при оценке пенсионных прав не произвел расчет по представленным истцом документам, подтверждающим заработок за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями, в соответствии с п.3 ст.30 ФЗ -173. Заработная плата истца указана в его трудовой книжке суммарно за каждый год работы в колхозе «Путь Ленина», в период с января 1988 по декабрь 1992, что в сумме составляет 60 месяцев, заработная плата была наибольшей, в связи с чем истец просит при расчете пенсии учесть данный период. Истец более 10 лет непрерывно с 1987 по 1998 работал в колхозе «Путь Ленина», который в дальнейшем был переименован в СПК (колхоз) «Путь Ленина» и в связи с реорганизацией создано КТ ПСП «ПСВ-Агро и К». При обращении с перерасчетом о размере пенсии с приложением справки о заработке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданной КТ ПСП «ПСВ-Агро и К» правопреемником колхоза «Путь Ленина». Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете пенсии было отказано по причине отсутствия ответа от КТП ПСП «ПСВ-Агро и К». Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости учетом справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, выданной КТП ПСП «ПСВ-Агро и К» за период с января 1988 по декабрь 1992, с даты обращения с заявлением о назначении пенсии по старости.

В судебном заседании представитель истца и истец заявленные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).

Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий по старости установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Как следует из ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ предусматривает оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, от величины которого зависит размер страховой пенсии, исчисляемый в соответствии со статьей 30 названного Федерального закона, определяемого по состоянию на 1 января 2002 по формуле и зависящего от стажевого коэффициента, который подлежит повышению при увеличении трудового стажа сверх указанной продолжительности.

При этом в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до января 2002, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за ней), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному страхованию.

В абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Устинову Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" бессрочно назначена страховая пенсия по старости.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии со ст.18 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия оснований для перерасчета.

Согласно записям в трудовой книжке истец Устинов Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в колхозе «Путь Ленина», в дальнейшем реорганизованном в СПК (колхоз) «Путь Ленина» и КТ ПСП «ПСВ-Агро и К».

Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 данного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.

Тем самым действующее правовое регулирование в области пенсионного обеспечения граждан не предполагает возможности конвертации ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после 1 января 2002 года, в расчетный пенсионный капитал без учета их среднемесячного заработка.

Такой подход обусловлен правовой природой трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии, представляющей собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом; при этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (абзац второй статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Исходя из этого трудовая (страховая) пенсия по старости, будучи одним из видов трудовых (страховых) пенсий, является индивидуализированной выплатой, компенсирующей застрахованному лицу предполагаемую утрату его заработной платы, иных выплат и вознаграждений в связи с наступлением такого страхового случая, как нетрудоспособность вследствие старости.

Соответственно, размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению данной пенсии.

Положениями ст. 75 ТК РФ предусмотрено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

В силу ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.

Аналогичное правило закреплено в п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 № 1015.

При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Следовательно, трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовой стаж и трудовую деятельность работника.

В силу п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Аналогичное правило предусмотрено в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ст.21 ФЗ № 400).

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной КТП СП «ПСВ-Агро и К», выданных Устинову Н.А. усматривается его заработок за время его работы в колхозе «Путь Ленина» за 1988-1992. Данная справка содержат в себе годы и месяцы работы без указания чисел. Оснований не доверять сведениям, содержащимся в указанной справке, у суда не имеется.

Учитывая, что истцом представлена справка о заработной плате за 5 лет непрерывного трудового стажа, до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности, бесспорно и однозначно подтверждающая конкретный фактический заработок Устинова Н.А., суд полагает принять данную справку при расчете размера пенсии истцу, поскольку в данном случае назначение пенсии будет по наиболее выгодному варианту.

Справка, представленная истцом выдана на основании книги учета расчетов по оплате труда с 1988 по 1992, содержит полные данные работника, иные сведения, вопреки положениям ст.56 ГПК РФ стороной ответчика не представлены.

Учитывая, что период работы истца с 1988 по 1992 подтвержден документально, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Устиновым Н.А. требований о перерасчете размера пенсии, поскольку факт работы истца в указанный период нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах, решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о непринятии к зачету указанной архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ нарушает ряд положений Конституции РФ, устанавливающих равенство всех граждан при предоставлении гарантий на социальное обеспечение.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст.22 указанного выше Закона).

В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Действующим законодательством установлен заявительный характер перерасчета пенсии по старости на основании документов, перечень которых строго определен законом.

Порядок обращения за назначением страховой пенсии, ее перерасчетом, установлен приказом Министра труда России от 17.11.2014 № 884н, которым утверждены "Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Учитывая, что истец с заявлением о перерасчете пенсии обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, правовых оснований для перерасчета страховой пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ (с момента ее назначения) не имеется.

Таким образом, перерасчет должен быть осуществлен с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с первого дня месяца, следующего за датой обращения, а требования истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Устинова Н. А. к ГУ Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о перерасчете установленного размера пенсии – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области произвести Устинову Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения перерасчет страховой пенсии по старости с учетом справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ, выданной КТ ПСП «ПСВ-Агро и К» за период с января 1988 по декабрь 1992, с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении иска в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) М.Н. Ретина

    Копия верна

    Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-2314/2023 ~ М-716/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Устинов Николай Алексеевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Самарской области
Другие
Таразанов Игорь Анатольевич
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Ретина Мария Николаевна
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
15.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.04.2023Предварительное судебное заседание
18.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее