2-22/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2020 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием истца Ипатовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, поданному в интересах Ипатовой Г.А., к ООО «Алекса» о понуждении к исполнению предписания,
у с т а н о в и л :
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее – Комитет) в интересах Ипатовой Г.А. обратился в суд с иском к ООО «Алекса», в обоснование которого указал, что ответчик в период с июля по ноябрь 2018 являлся обслуживающей организацией, с 01.12.2018 является управляющей организацией многоквартирного дома (далее – МКД), где проживает истец. В ходе документарной проверки, проведенной на основании обращения Ипатовой Г.А., выявлены нарушения ООО «Алекса» ч.7 ст.156, ч.4 ст.158, ч.4 ст.161, ч.7 ст.162 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416, а именно в указанный период ответчик необоснованно взимал с Ипатовой Г.А. плату за управление (с июля по ноябрь 2018) и содержание контейнерной площадки (с июля 2018 по декабрь 2018). В связи с этим Комитетом ответчику выдано предписание №ЛК040/064/2008 от 14.01.2019 об устранении нарушений лицензионных требований. Комитет просил обязать ООО «Алекса» исполнить его предписание №ЛК040/064/2008 от 14.01.2019, а именно: произвести перерасчет платы собственнику жилого помещения № МКД №а по <адрес> Ипатовой Г.А. по статьям «Техобслуживание», «Содержание жилого помещения», начисленной в период с июля по ноябрь 2018, исключив плату за управление и содержание контейнерной площадки; произвести перерасчет платы собственнику жилого помещения № МКД №а по <адрес> Ипатовой Г.А. по статье «Содержание жилого помещения», начисленной за декабрь 2018, исключив плату за содержание контейнерной площадки; далее начислять плату собственнику жилого помещения № МКД №а по <адрес> Ипатовой Г.А. по статье «Содержание жилого помещения», исключив плату за содержание контейнерной площадки.
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Истец Ипатова Г.А. в судебном заседании просила иск удовлетворить. Сообщила, что ООО «Алекса» не осуществляет деятельность с июня 2019, в связи с чем не знает, будет ли исполнено решение суда. Полагала, что ООО «Алекса» должно произвести перерасчет платы, поскольку увеличило тариф, когда приступило к работе. Утверждала, что уборку контейнерных площадок и прилегающей до 5 метров территории осуществляет региональный оператор по договору с органом местного самоуправления.
Ответчик ООО «Алекса» своего представителя в судебное заседание не направил, извещался о времени и месте рассмотрения дела по месту регистрации юридического лица. Судебная корреспонденция, направлявшаяся в адрес ответчика, возвратилась в адрес суда за отказом от ее получения, в связи с чем в силу ст.117 ГПК РФ он считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав истца Ипатову Г.А., исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Согласно ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.4 ч.6 ст.20 ЖК РФ, с учетом Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 N493, постановлений Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 N326-П, от 23.10.2017 N368-П, Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, как орган исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющий на территории Республики Карелия региональный государственный жилищный надзор, вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе и в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
18.08.2019 Ипатова Г.А., выступающая в качестве собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обратилась в адрес Комитета с письменным заявлением о защите в судебном порядке своих прав на коммунальные услуги, нарушенных ООО «Алекса».
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, собственниками жилого помещения, указанного в иске и предписании, являются Ипатова Г.А. и Афонина Е.Д. по ? доли в праве каждая.
Согласно п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» в случае предъявления иска не всеми лицами, которым принадлежит оспариваемое право, судья не вправе привлечь таких лиц к участию в деле в качестве соистцов без их согласия, поскольку в соответствии с принципом диспозитивности лицо, которому принадлежит право требования, распоряжается своими правами по своему усмотрению. Судья должен известить таких лиц об имеющемся в суде деле.
С учетом изложенного, Афониной Е.Д. судом направлялось письмо, которым она извещалась о рассматриваемом деле, разъяснялось ее право на вступление в дело.
Афонина Е.Д. уведомила суд о том, что защиту прав на коммунальные услуги по иску Комитета будет осуществлять Ипатова Г.А.
Оценивая доводы по существу иска, суд исходит из следующего.
14.11.2018 Ипатова Г.А. обратилась в Государственный комитет строительного, жилищного и дорожного надзора по вопросам обоснованности начисления ООО «Алекса» платы за электроэнергию на общедомовые нужды, платы за техобслуживание многоквартирного дома, включающую в себя плату за вывоз мусора и обслуживание контейнерной площадки, отсутствия организации работы аварийно-диспетчерской службы.
На основании распоряжения от 11.12.2018 №ЛК039/Р2970 в рамках лицензионного контроля в период с 11.12.2018 по 14.01.2019 была проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении ООО «Алекса» на предмет: соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Комитета; соблюдение обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации.
По результатам проверки деятельности ответчика 14.01.2019 был составлен акт проверки, согласно которого при начислении ответчиком платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в платежных документах с августа 2018 усматривается нарушение ч.7 ст.156, ч.4 ст.158, ч.4 ст.161 ЖК РФ. При этом указано, что в период с июля по ноябрь 2018 включительно ООО «Алекса» являлось обслуживающей организацией, а с 01.12.2018 в связи с включением МКД в реестр лицензий Республики Карелия – управляющей организацией.
14.01.2019 Комитетом в адрес ООО «Алекса» вынесено предписание №ЛК040/064/2808, в котором в целях обеспечения соблюдения лицензионных требований, установленных в соответствии с п.п.«б» п.3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110, предписывалось в отношении МКД, расположенного по адресу: <адрес> в течении 15 дней с момента получения: произвести перерасчет платы по статьям «Техобслуживание», «Содержание жилого помещения», начисленной собственникам жилых помещений МКД в период с июля по ноябрь 2018, исключив плату за управление и содержание контейнерной площадки; произвести перерасчет платы по статье «Содержание жилого помещения», начисленной жилых помещений МКД за декабрь 2018, исключив плату за содержание контейнерной площадки; далее начислять плату по статье «Содержание жилого помещения», исключив плату за содержание контейнерной площадки.
Предписание было направлено в адрес ООО «Алекса» заказным письмом, возвращено отправителю 09.04.2019 за истечением срока хранения, в связи с чем в силу ст.ст.54, 165.1 ГК РФ с указанной даты считается полученным ответчиком.
В материалах проверки по обращению Ипатовой Г.А. отсутствуют сведения о проведении проверки исполнения предписания Комитетом.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422 пп.1, 4 ст.421 ГК РФ).
Согласно п.17 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
В соответствии с ч.4 ст.158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч.1 ст.158 ЖК РФ).
При этом в силу п.34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Согласно ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Исходя из положений ч.8.2 ст.162 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Часть 8 ст.162 ЖК РФ предусматривает, что изменение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, то есть в соответствии с главой 29 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из изложенного, в данном случае размер платы за содержание жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома в договоре управления многоквартирным домом должен определяться исходя из размера тарифа, установленного уполномоченным публичным органом. Решение об изменении условий договора управления многоквартирным домом, включая размер взимаемой платы, либо отказе от его исполнения может быть принято только соответствующим решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Алекса» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, которая 20.04.2015 была выдана Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия.
В связи с прекращением срока договора управления многоквартирными домами МУП «Пудожское ЖЭУ» от 07.08.2015 распоряжением Администрации Пудожского городского поселения от 27.06.2018 №136-р ООО «Алекса» определено управляющей организацией на территории г.Пудожа жилыми домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности Пудожского городского поселения и иными многоквартирными домами, собственники помещений в которых не выбрали управляющую организацию или не определили способ управления многоквартирным домом
02.07.2018 между администрацией Пудожского городского поселения (заказчик) и ООО «Алекса» (исполнитель) был заключен договор управления многоквартирными домами, согласно приложения №3 которого в Список МКД, собственники помещений в которых не выбрали управляющую организацию или не определили способ управления многоквартирным домом, включен МКД №-а <адрес> (п.102).
В соответствии с п.4.1 и приложением №2 к указанному договору, в плату по содержанию общего имущества в многоквартирном доме включены работы по уборке контейнерных площадок.
Договор был заключен до подведения результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали управляющую организацию и не определили способ управления многоквартирным домом (п.11).
14.09.2018 администрацией Пудожского городского поселения проведен открытый конкурс, признанный несостоявшимся.
На основании ч.8 ст.161 ЖК РФ распоряжением администрации Пудожского городского поселения от 18.09.2018 №163-р ООО «Алекса» определена управляющей организацией на территории г.Пудожа жилыми домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности Пудожского городского поселения и иными многоквартирными домами, собственники помещений в которых не выбрали управляющую организацию или не определили способ управления многоквартирным домом.
18.09.2018 между администрацией Пудожского городского поселения (заказчик) и ООО «Алекса» (исполнитель) был заключен договор управления многоквартирными домами, согласно приложения №3 которого в Список МКД, собственники помещений в которых не выбрали управляющую организацию или не определили способ управления многоквартирным домом, включен МКД №-а <адрес> (п.98).
В соответствии с п.4.1 и приложением №2 к указанному договору, в плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме включены работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме (уборка контейнерных площадок).
Договор был заключен на 3 года (п.11.1) и действовал в период, когда ООО «Алекса» производило начисление платы за техобслуживание и содержание общего имущества в отношении собственников жилого помещения № МКД №а по <адрес>.
Решение об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом вследствие выбора иной управляющей организации или об изменения способа управления данным домом общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного дома не принималось.
Вследствие этого, суд находит, что требования предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору к ООО «Алекса» об отказе от взимания части платы по действующему договору управления многоквартирным домом, нарушает права и законные интересы управляющей организации. Исключение ответчиком в одностороннем порядке согласованного условия договора, касающегося платы за содержание контейнерной площадки, будет являться нарушением ст.310 ГК РФ. Возложение на управляющую компанию обязанности изменить условия ранее заключенного договора управления является понуждением к заключению договора на иных условиях, что противоречит ст.421 ГК РФ.
Обоснованность же установленного органом местного самоуправления размера платы по договору управления многоквартирным домом не проверялось Комитетом в ходе проведенной проверки и не является предметом рассмотрения настоящего дела.
Суд находит несостоятельными суждения Ипатовой Г.А. и выводы Комитета в акте проверки о том, что содержание контейнерной площадки осуществлялось региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее –ТКО), в том числе по соглашению об этом с органом местного самоуправления.
В соответствии с ответом администрации Пудожского муниципального района РК соглашение ООО «Автоспецтранс» (региональным оператором по обращению с ТКО) на уборку контейнерных площадок не заключалось.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена ст.154 ЖК РФ и включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с п.148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N354, п.13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156, региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно п.2 Правил от 12.11.2016 N1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
Как указано в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.04.2019 N 11696-АО/06 «По вопросам, связанным с системой по обращению с ТКО», Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от 11.10.2019 N08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО", работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора.
Там же разъяснено, что содержание мест (площадок) накопления ТКО не относится к обязанностям регионального оператора.
Таким образом, содержание придомовой территории многоквартирного дома, включая контейнерные площадки, отнесено к содержанию общего имущества многоквартирного дома, а расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в силу ст.154 ЖК РФ предусмотрены в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме отнесен, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (п.п."г"); содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (п.п."ж").
Согласно п.26.1 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, и порядок их оказания и выполнения" в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
В силу вышеприведенных норм и условий договоров управления многоквартирными домами в рассматриваемый период времени ООО «Алекса» обязано было оказывать услуги и выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах надлежащего качества.
Из письма администрации Пудожского муниципального района РК следует, что МКД №-а <адрес> обеспечен площадкой для установки мусорных контейнеров, куда осуществляется сбор бытовых отходов.
В связи с этим, ООО «Алекса», выполняя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями названных выше норм и условий договоров управления многоквартирными домами, в частности по обеспечению надлежащего санитарного содержания контейнерной площадки, вправе было взимать за это плату в установленном договором размере.
Сведений о том, что услуги по содержанию контейнерных площадок в соответствующий период жителям МКД №-а <адрес> не предоставлялись, материалы проверки Комитета и гражданского дела не содержат.
В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.
Как установлено ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению за счет соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, поданному в интересах Ипатовой Г.А., к ООО «Алекса» о понуждении к исполнению предписания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено: 13.02.2020.
Судья подпись Точинов С.В.
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения находится в гражданском деле №2-22/2020 УИД №10RS0015-01-2019-000481-84 в Пудожском районном суде Республики Карелия.