Дело № 2-1922/2022
УИД 59RS0002-01-2022-001759-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2022 года г. Пермь
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Цецеговой Е.А.,
при секретаре Старцевой С.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Гладких Д.А., представителя ответчика Гюлалыевой С.С. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ЖилСтандарт-П», третье лицо - отделение надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> и <адрес> 1 Отдела надзорной деятельности по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>, о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
И.о. заместителя прокурора <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ЖилСтандарт-П», третье лицо - отделение надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> и <адрес> 1 Отдела надзорной деятельности по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес>, о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты – в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указав, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «ЖилСтандарт-П» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
<адрес> на основании информации начальника ОНД и ПР <адрес> и <адрес> 1 ОНПР по <адрес> УНПР ГУ МЧС России по <адрес> проведена проверка ООО «ЖилСтандарт-П» в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> - выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1) Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на момент проверки не введена в эксплуатацию (не заключен договор с обслуживающей организацией, отсутствует техническая: и проектная документация АПС) (ст. 54, 55, Федерального закона № 123-ФЗ)
2) Нарушены требования к размещению приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации (прибор установлен во 2 подъезде на 2 этаже без круглосуточного пребывания персонала, размещение приборов следует предусматривать в местах, позволяющих осуществлять наблюдение и управление ими, а также техническое обслуживание)(ст. 4, 6 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 10, 54 Правил, п. 5.13 СП 484.1311500.2020),
3) Удаление продуктов горения системой вытяжной противодымной вентиляции не предусмотрено из коридоров с выходами из помещений с постоянным пребыванием людей в многоквартирном жилом доме (ст. 4, 6 Федерального закона № 123-ФЗ, пп. «б», «ж» п. 7.2 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»),
4) Допущено снятие предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов, ведущих из поэтажных коридоров в лифтовые холлы в 1 и 2 подъездах 1-12 этаж, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16 Правил),
5) Запоры на дверях эвакуационных выходов обеспечивают их свободного открывание изнутри без ключа 1 и 2 подъездах 1-12 этаж: - 1 подъезд: 1 эт. кв. 1, 2, 3, 4; 4 эт. кв. 15, 16 и 13, 14; 5 эт. кв. 17, 18 и 19, 20; 6 эт. кв. 21, 22 и 23, 24; 7 эт. кв. 25, 26, 28; 8 эт. кв. 29, 30, 31, 32; 9 эт. кв. 33, 34 и 35, 36 (общий замок на 4 квартиры); 10 эт. кв. 39, 40 и 37, 38; 11 эт. кв. 41, 42, 43, 44; 12 эт. кв. 47, 48.
- 2 подъезд: 2 эт. кв. 56; 3 эт. кв. 57, 58, 59, 60; 4 эт. кв. 63, 64; 6 эт. кв. 71, 72; 7 эт. кв. 73, 74, 75; 8 эт. кв. 78, 79, 80; И эт. кв. 90, 91,92; 12 эт. кв. 95,96
6) Допущено изменение объемно-планировочных решений установки перегородки и дверей на путях эвакуации:
- 1 подъезд: 1 эт. кв. 1, 2, 3, 4; 4 эт. кв. 15, 16 и 13, 14; 5 эт. кв. 17, 18 и 19, 20; 6 эт. кв. 21, 22 и 23, 24; 7 эт. кв. 25, 26, 28; 8 эт. кв. 29, 30, 31, 32; 9 эт. кв. 33, 34 и 35, 36 (общий замок на 4 квартиры); 10 эт. кв. 39, 40 и 37, 38; 11 эт. кв. 41, 42, 43, 44; 12 эт. кв. 47, 48.
- 2 подъезд: 2 эт. кв. 56; 3 эт. кв. 57, 58, 59, 60; 4 эт. кв. 63, 64; 6 эт. кв. 71, 72; 7 эт. кв. 73, 74, 75; 8 эт. кв.78, 79, 80; 11 эт. кв. 90, 91, 92; 12 эт. кв. 95, 96
7) Допущено изменение объемно-планировочного решения путем установки перегородки с дверью, закрывающейся на внутренний замок, в результате которого не обеспечивается предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации:
- 1 подъезд: 1 эт. кв. 1, 2, 3, 4; 4 эт. кв. 15, 16 и 13, 14; 5 эт. кв. 17, 18 и 19, 20; 6 эт. кв. 21, 22 и 23, 24; 7 эт. кв. 25, 26, 28; 8 эт. кв. 29, 30, 31, 32; 9 эт. кв. 33, 34 и 35, 36 (общий замок на 4 квартиры); 10 эт. кв. 39, 40 и 37, 38; 11 эт. кв. 41, 42, 43, 44; 12 эт. кв. 47, 48.
- 2 подъезд: 2 эт. кв. 56; 3 эт. кв. 57, 58, 59, 60; 4 эт. кв. 63, 64; 6 эт. кв. 71, 72; 7 эт. кв. 73, 74, 75; 8 эт. кв. 78, 79, 80; 11 эт. кв. 90, 91,92; 12 эт. кв. 95, 96
8) Машинные помещения лифтов, расположенные на технических этажах 1 и 2 подъезда не отделены от других помещений противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (двери выполнены не в противопожарном исполнении),
9) Машинные помещения лифтов, расположенные на технических этажах 1 и 2 подъезда не отделены от других помещений противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (люки выполнены не в противопожарном исполнении),
10) Лампы в машинных помещениях лифтов эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией изготовителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом № 123-ФЗ;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Таким образом, пожарная безопасность объекта защиты не обеспечена, так как не выполнены все условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе направленные на своевременную и безопасную эвакуацию людей в случае пожара, до наступления предельных значений опасных факторов пожара.
ООО «ЖилСтандарт-П» деятельность в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> – осуществляется с нарушениями требований пожарной безопасности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия нахождения в помещениях станции технического обслуживания, а также создает реальную угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
На основании изложенного, с учетом уточнений и. о. заместителя прокурора просит возложить на ООО «ЖилСтандарт-П» обязанность в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить на объекте защиты – многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> – нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
ввести в эксплуатацию автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
предусмотреть размещению приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации в местах, позволяющих осуществлять наблюдение и управление ими, а также техническое обслуживание;
предусмотреть удаление продуктов горения системой вытяжной противодымной вентиляции из коридоров с выходами из помещений с постоянным пребыванием людей;
обеспечить устранение допущенного снятия предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов, ведущих из поэтажных коридоров в лифтовые холлы в 1 и 2 подъездах 1-12 этаж, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
обеспечить свободное открывание запоров на дверях эвакуационных выходов изнутри без ключа в 1-ом и 2-ом подъездах с 1 по 12 этаж:
- в 1-ом подъезде: на 1 этаже – квартиры №№ 1, 2, 3, 4; на 4 этаже – квартиры №№ 15, 16 и 13, 14; на 5 этаже – квартиры №№ 17, 18 и 19, 20; на 6 этаже – квартиры №№ 21, 22 и 23, 24; на 7 этаже – квартиры №№ 25, 26, 28; на 8 этаже – квартиры №№ 29, 30, 31, 32; на 9 этаже – квартиры №№ 33, 34 и 35, 36 (общий замок на 4 квартиры); на 10 этаже – квартиры №№ 39, 40 и 37, 38; на 11 этаже – квартиры №№ 41, 42, 43, 44; на 12 этаже – квартиры №№ 47, 48;
- во 2-ом подъезде: на 2 этаже – квартира № 56; на 3 этаже – квартиры №№ 57, 58, 59, 60; на 4 этаже – квартиры №№ 63, 64; на 6 этаже – квартиры №№ 71, 72; на 7 этаже – квартиры №№ 73, 74, 75; на 8 этаже – квартиры №№ 78, 79, 80; на 11 этаже – квартиры №№ 90, 91, 92; на 12 этаже – квартиры №№ 95, 96;
устранить допущенное изменение объемно-планировочных решений установки перегородки и дверей на путях эвакуации:
- в 1-ом подъезде: на 1 этаже – квартиры №№ 1, 2, 3, 4; на 4 этаже – квартиры №№ 15, 16 и 13, 14; на 5 этаже – квартиры №№ 17, 18 и 19, 20; на 6 этаже – квартиры №№ 21, 22 и 23, 24; на 7 этаже – квартиры №№ 25, 26, 28; на 8 этаже – квартиры №№ 29, 30, 31, 32; на 9 этаже – квартиры №№ 33, 34 и 35, 36 (общий замок на 4 квартиры); на 10 этаже – квартиры №№ 39, 40 и 37, 38; на 11 этаже – квартиры №№ 41, 42, 43, 44; на 12 этаже – квартиры №№ 47, 48;
- во 2-ом подъезде: на 2 этаже – квартира № 56; на 3 этаже – квартиры №№ 57, 58, 59, 60; на 4 этаже – квартиры №№ 63, 64; на 6 этаже – квартиры №№ 71, 72; на 7 этаже – квартиры №№ 73, 74, 75; на 8 этаже – квартиры №№ 78, 79, 80; на 11 этаже – квартиры №№ 90, 91, 92; на 12 этаже – квартиры №№ 95, 96;
устранить допущенное изменение объемно-планировочного решения путем установки перегородки с дверью, закрывающейся на внутренний замок, в результате которого не обеспечивается предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации:
- в 1-ом подъезде: на 1 этаже – квартиры №№ 1, 2, 3, 4; на 4 этаже – квартиры №№ 15, 16 и 13, 14; на 5 этаже – квартиры №№ 17, 18 и 19, 20; на 6 этаже – квартиры №№ 21, 22 и 23, 24; на 7 этаже – квартиры №№ 25, 26, 28; на 8 этаже – квартиры №№ 29, 30, 31, 32; на 9 этаже – квартиры №№ 33, 34 и 35, 36 (общий замок на 4 квартиры); на 10 этаже – квартиры №№ 39, 40 и 37, 38; на 11 этаже – квартиры №№ 41, 42, 43, 44; на 12 этаже – квартиры №№ 47, 48;
- во 2-ом подъезде: на 2 этаже – квартира № 56; на 3 этаже – квартиры №№ 57, 58, 59, 60; на 4 этаже – квартиры №№ 63, 64; на 6 этаже – квартиры №№ 71, 72; на 7 этаже – квартиры №№ 73, 74, 75; на 8 этаже – квартиры №№ 78, 79, 80; на 11 этаже – квартиры №№ 90, 91, 92; на 12 этаже – квартиры №№ 95, 96;
обеспечить во 2-ом подъезде на двери эвакуационного выхода в лестничную клетку из помещений второго этажа (квартиры 49-51) свободное открывание изнутри без ключа.
Помощник прокурора <адрес> в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам уточненного искового заявления.
Представитель ответчика ООО «ЖилСтандарт-П» - Гюлалыева С.С. в судебном заседании с исковыми требованиями согласна в части, поддержав доводы возражений, представленных в материалы дела (л.д. 115-117), пояснив, что проводится активная работа по отработке предписания, собираются денежные средства с жителей. Предписание частично исполнено. Нарушение, указанное в пункте 8 уточненного иска, новое, и его необходимо оформлять с регламентом, вменять в рамках данного дела необоснованно. Указывает, что сроки устранения должны быть реальные и обоснованные, не возражала против срока в 1 год 6 месяцев.
Третье лицо отделение надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> и <адрес> <адрес> Отдела надзорной деятельности по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представитель в суд не явился, возражений суду не представил.
Заслушав помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика ООО «ЖилСтандарт-П», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Исходя из положений ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. п. 1, 2, 4 ч. 1.1 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
На основании подп. «е» п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу п. 42 Правил 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Указание на необходимость обеспечить пожарную безопасность содержится в п. 27 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», согласно которому работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме предусматривают, в том числе работы по обеспечению требований пожарной безопасности - обеспечение работоспособного состояния пожарных проходов, выходов.
Из вышеизложенных норм следует, что обязанность по реализации мер пожарной безопасности при эксплуатации многоквартирных домов возложена на управляющую организацию в рамках норм по содержанию общедомового имущества.
Судом установлено и подтверждается сведениями, размещенными в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> - с 1 мая 2020 г. находится в управлении ООО «ЖилСтандарт-П» (ИНН 5905300698).
Согласно решению о проведении внеплановой выездной проверки от 10.12.2021 № 1098, принятому на основании п. 4 части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», отделением надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> и <адрес> <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> во исполнение требования прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в указанном многоквартирном доме под управлением ООО «ЖилСтандарт-П» (л.д. 28, 29-31).
Актом внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № установлен факт нарушения обязательных требований.
По результатам выносилось предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л.д. 35-36).
Во исполнение требования прокуратуры <адрес> от 07.09.2022 № 2-17-2022, 08.09.2022 сотрудником отделения надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> и <адрес> по <адрес> надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> Поповой Е.А. совместно с помощником прокурора Фуриной Н.А. осуществлен выезд на объект по адресу <адрес>. В ходе обследования установлено, что ранее выявленные нарушения устранены частично, а именно указанные в пунктах 8, 9, 10 предписания № 1098/1 от 27.12.2022. Вместе с тем, в ходе обследования установлено, что во втором подъезде на двери эвакуационного выхода в лестничную клетку из помещений второго этажа (<адрес>) установлен замок, не обеспечивающий его свободное открывание изнутри без ключа (л.д. 176).
Указанные обстоятельства, в том числе факт наличия нарушений требований пожарной безопасности, не оспариваются лицами, участвующими в деле.
ООО «ЖилСтандарт-П» как управляющая организация многоквартирного жилого <адрес> является лицом, ответственным за содержание общедомового имущества спорного многоквартирного дома, в том числе за противопожарное состояние проверенного объекта защиты.
Исходя из содержания п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», осуществляемое управляющей организацией по договору с собственниками, отвечающими за нарушение требований пожарной безопасности, управление многоквартирным домом должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества. Подпункт «е» п. 11 Правил № 491 предусматривает в деятельности по содержанию общего имущества принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Невыполнение противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей, возникновение пожара и явиться угрозой для жизни и здоровья граждан. Выявленные нарушения приводят к недопустимому риску для их безопасности, и требуют принятие незамедлительных мер по восстановлению безопасных условий их нахождения в указанном здании.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что наличие указанных нарушений противоречит требованиям законодательства о пожарной безопасности.
Доводы о том, что выявленное нарушение «обеспечить во 2-ом подъезде на двери эвакуационного выхода в лестничную клетку из помещений второго этажа (<адрес>) свободное открывание изнутри без ключа» вменять в рамках данного дела необоснованно, поскольку нарушение выявлено не в рамках проверки судом отклоняется, поскольку факт наличия данного нарушения требований пожарной безопасности на момент принятия решения судом нашел подтверждение в судебном заседании и ответчиком не оспорен, доказательств устранения указанного нарушения ответчиком суду не представлено, что свидетельствует об угрозе нарушения прав лиц, проживающих в данном доме, в связи с чем суд приходит к выводу, что предъявленный прокурором иск в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обоснован, так как имеется безусловная потребность в устранении всех выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в целях обеспечения безопасности людей и на основании положений приведенных норм права, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. При этом, суд считает, что сам факт наличия любых нарушений требований пожарной безопасности означает и наличие опасности причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения возгорания.
Доводы о том, что имеется предписание органа пожарного надзора и прокурор при осуществлении надзора не вправе подменять иные государственные органы, а обращаясь с настоящим иском, прокурор дублирует функции государственного органа, уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением ответчиком требований законодательства о пожарной безопасности, не могут быть признаны состоятельными.
Несмотря на то, что предписание обязательно к исполнению, оно в отличие от судебного акта не может быть исполнено в принудительном порядке. Способы защиты прав в порядке деятельности надзорных, контролирующих органов и в гражданско-правовом порядке не являются взаимоисключающими. Вынесение предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в сроки, установленные должностным лицом надзорного (контролирующего) органа, не может являться основанием для отказа в защите прав в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что прокурор просит установить срок для выполнения обязанности в течение 1 года и 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то суд считает возможным установить аналогичный срок, предложенный прокурором в исковом заявлении. Оснований для предоставления иного срока исполнения решения суда, в данный момент не имеется.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц – 300 рублей; для организаций – 6000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. заместителя прокурора <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью «ЖилСтандарт-П» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности - удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «ЖилСтандарт-П» (ИНН 5905300698, ОГРН 1135905006050) обязанность в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить на объекте защиты – в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
ввести в эксплуатацию автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
предусмотреть размещению приемно-контрольного прибора автоматической пожарной сигнализации в местах, позволяющих осуществлять наблюдение и управление ими, а также техническое обслуживание;
предусмотреть удаление продуктов горения системой вытяжной противодымной вентиляции из коридоров с выходами из помещений с постоянным пребыванием людей;
обеспечить устранение допущенного снятия предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов, ведущих из поэтажных коридоров в лифтовые холлы в 1 и 2 подъездах 1-12 этаж, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
обеспечить свободное открывание запоров на дверях эвакуационных выходов изнутри без ключа в 1-ом и 2-ом подъездах с 1 по 12 этаж:
- в 1-ом подъезде: на 1 этаже – квартиры №№ 1, 2, 3, 4; на 4 этаже – квартиры №№ 15, 16 и 13, 14; на 5 этаже – квартиры №№ 17, 18 и 19, 20; на 6 этаже – квартиры №№ 21, 22 и 23, 24; на 7-ом этаже – квартиры №№ 25, 26, 28; на 8 этаже – квартиры №№ 29, 30, 31, 32; на 9 этаже – квартиры №№ 33, 34 и 35, 36 (общий замок на 4 квартиры); на 10 этаже – квартиры №№ 39, 40 и 37, 38; на 11 этаже – квартиры №№ 41, 42, 43, 44; на 12 этаже – квартиры №№ 47, 48.
- во 2-ом подъезде: на 2 этаже – квартира № 56; на 3 этаже – квартиры №№ 57, 58, 59, 60; на 4 этаже – квартиры №№ 63, 64; на 6 этаже – квартиры №№ 71, 72; на 7 этаже – квартиры №№ 73, 74, 75; на 8 этаже – квартиры №№ 78, 79, 80; на 11 этаже – квартиры №№ 90, 91, 92; на 12 этаже – квартиры №№ 95, 96;
устранить допущенное изменение объемно-планировочных решений установки перегородки и дверей на путях эвакуации:
- в 1-ом подъезде: на 1 этаже – квартиры №№ 1, 2, 3, 4; на 4 этаже – квартиры №№ 15, 16 и 13, 14; на 5 этаже – квартиры №№ 17, 18 и 19, 20; на 6 этаже – квартиры №№ 21, 22 и 23, 24; на 7 этаже – квартиры №№ 25, 26, 28; на 8 этаже – квартиры №№ 29, 30, 31, 32; на 9 этаже – квартиры №№ 33, 34 и 35, 36 (общий замок на 4 квартиры); на 10 этаже – квартиры №№ 39, 40 и 37, 38; на 11 этаже – квартиры №№ 41, 42, 43, 44; на 12-ом этаже – квартиры №№ 47, 48.
- во 2-ом подъезде: на 2 этаже – квартира № 56; на 3 этаже – квартиры №№ 57, 58, 59, 60; на 4 этаже – квартиры №№ 63, 64; на 6 этаже – квартиры №№ 71, 72; на 7 этаже – квартиры №№ 73, 74, 75; на 8 этаже – квартиры №№ 78, 79, 80; на 11 этаже – квартиры №№ 90, 91, 92; на 12 этаже – квартиры №№ 95, 96;
устранить допущенное изменение объемно-планировочного решения путем установки перегородки с дверью, закрывающейся на внутренний замок, в результате которого не обеспечивается предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека, секции для обеспечения безопасной эвакуации:
- в 1-ом подъезде: на 1 этаже – квартиры №№ 1, 2, 3, 4; на 4 этаже – квартиры №№ 15, 16 и 13, 14; на 5 этаже – квартиры №№ 17, 18 и 19, 20; на 6 этаже – квартиры №№ 21, 22 и 23, 24; на 7 этаже – квартиры №№ 25, 26, 28; на 8 этаже – квартиры №№ 29, 30, 31, 32; на 9 этаже – квартиры №№ 33, 34 и 35, 36 (общий замок на 4 квартиры); на 10 этаже – квартиры №№ 39, 40 и 37, 38; на 11 этаже – квартиры №№ 41, 42, 43, 44; на 12 этаже – квартиры №№ 47, 48;
- во 2-ом подъезде: на 2 этаже – квартира № 56; на 3 этаже – квартиры №№ 57, 58, 59, 60; на 4 этаже – квартиры №№ 63, 64; на 6 этаже – квартиры №№ 71, 72; на 7 этаже – квартиры №№ 73, 74, 75; на 8 этаже – квартиры №№ 78, 79, 80; на 11 этаже – квартиры №№ 90, 91, 92; на 12 этаже – квартиры №№ 95, 96;
обеспечить во 2-ом подъезде на двери эвакуационного выхода в лестничную клетку из помещений второго этажа (квартиры 49-51) свободное открывание изнутри без ключа.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЖилСтандарт-П» (ИНН 5905300698, ОГРН 1135905006050) в доход местного бюджета государственную пошлину по иску в сумме 6000 рублей 00 копеек.
Решение в течение месяца со дня его составления судом в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.
Судья –подпись
Копия верна:
Судья Е.А. Цецегова
(мотивированное решение изготовлено 12.10.2022)