УИД 61RS0025-01-2023-000525-54
Дело №2-444/2023
РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
5 июня 2023г. п. Весёлый
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего Васильева А.А.
с участием помощника прокурора Весёловского района Ростовской области Лебедевой А.Б.
при секретаре: Кузьменко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Весёловского района Ростовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ Детский сад № «Колокольчик», Администрации Весёловского района об обязании обеспечить наличие при входе в административное здание дошкольного образовательного учреждения информационной мнемосхемы для инвалидов по зрению, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Весёловского района Ростовской области обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что Прокуратурой Веселовского района во исполнение приказа Генеральной прокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», а также поручения прокуратуры Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исполнения законодательства о социальной защите инвалидов» проведена проверка деятельности дошкольных образовательных учреждений Веселовского района. По результатам которой выявлены следующие нарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность. в соответствии с законодательством об. образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
В силу п. 1 Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм; услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
В соответствии с п.п. а, е п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Исходя из вышеизложенного, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденным и введенным в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр (далее - Свод правил).
Абзацем 2 пункта 6.5.12 Свода правил предусмотрено, что в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, п. 6.5.12 Свода правил, пп. а, е п. 3 Порядка при входе в административное здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № «Колокольчик», расположенного по адресу: <адрес>, (далее - МБДОУ детский сад № «Колокольчик») для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.
Для всех категорий инвалидности указанные объекты не удовлетворяют требования безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения, отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, в том числе, прав и свобод несовершеннолетних.
Указанные нарушения подтверждаются объяснением заведующего МБДОУ детский сад № «Колокольчик», актом проверки и другими материалами.
Таким образом, МБДОУ детский сад № «Колокольчик» реализует образовательные программы в здании, не соответствующем требованиям законодательства.
По результатам проверки, с целью устранения нарушений в рассматриваемой сфере правоотношений, прокуратурой Веселовского района ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес заведующего МБДОУ детский сад № Колокольчик внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
Вместе с тем, представление прокуратуры Веселовского района рассмотрено, нарушения до настоящего времени не устранены, что также подтверждается информацией заведующего МБДОУ детский сад № Колокольчик от ДД.ММ.ГГГГ №.
С учетом вышеприведенных положений, невыполнение МБДОУ детский сад № «Колокольчик» требований вышеуказанного законодательства нарушает права детей-инвалидов гарантированные Конституцией РФ.
МБДОУ детский сад № «Колокольчик» является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением.
Учредителем и собственником имущества МБДОУ детский сад № «Колокольчик» является муниципальное образование «Веселовский район», функции учредителя осуществляет в рамках своей компетенции Отдел образования Администрации Веселовского района.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации -собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Таким образом, обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства защите прав инвалидов и об образовании является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.
Состав лиц, посещающих МБДОУ детский сад № «Колокольчик» непостоянен и персонально изменчив, в связи с чем, данное исковое заявление предъявлено прокурором района в интересах неопределенного круга лиц.
Основанием для обращения прокурора в суд является материал проверки исполнения требований законодательства об образовании в части создания условия для охраны здоровья посещающих детский сад, в том числе соблюдение прав детей-инвалидов.
Просят суд обязать Администрацию Веселовского района Ростовской области в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу выделить финансовые средства МБДОУ детский сад № «Колокольчик» на приобретение информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.
Обязать МБДОУ детский сад № в течение месяца после выделения Администрацией Веселовского района финансовых средств обеспечить наличие при входе в административное здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № «Колокольчик» информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.
В судебном заседании помощник прокурора Весёловского района Лебедева А.Б. доводы искового заявления поддержал.
Представители ответчиков, каждый в отдельности, с иском согласились в полном объёме, направив в суд свои письменные заявления о признании иска.
В судебном заседании установлено, что ответчики фактически признали иск, что в соответствии со ст. 173 ГПК РФ является основанием для принятия и утверждения данного признания иска судом. Кроме того, доводы иска подтверждаются и представленными суду материалами.
Доводы истца не противоречат требованиям, изложенным в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Оснований для принятия иного решения либо отказа в принятии признания иска, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска ответчиками и обязать Администрацию Веселовского района Ростовской области в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу выделить финансовые средства МБДОУ детский сад № «Колокольчик» на приобретение информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.
Обязать МБДОУ детский сад № в течение месяца после выделения Администрацией Веселовского района финансовых средств обеспечить наличие при входе в административное здание муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № «Колокольчик» информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца.
Судья: