84RS0001-01-2023-000023-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2023 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Хаземовой М.А., при секретаре Крыловой Н.Н.,
с участием помощника прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Гребенюк А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-132 по иску прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района к Таймырскому муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» о возложении обязанности организовать площадки накопления твердых коммунальных отходов, оборудованную твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, высотой не менее одного метра в соответствии с требованиями СанПиН в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таймырского района обратился в суд с иском к ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка», указывая, что прокуратурой Таймырского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка». В ходе проверки 01.06.2022 года было установлено, что контейнеры для накопления твердых бытовых отходов, принадлежащие ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка», расположенные со стороны многоквартирного дома №25-А по ул. Щорса г. Дудинка, установлены на асфальте. Таким образом в ходе проверки установлено, что в нарушение ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «об отходах производства и потребления», п. 3 СанПиН 2.1.3684-2, накопление отходов осуществляется не на площадке накопления отходов, оборудованной твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Непринятие мер ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» по обустройству контейнерных площадок создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенного круга лицу и нарушает право на безопасное образование обучающихся. Поэтому просит суд обязать ответчика в шестимесячный срок после вступления решения суда в законную силу обязать ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» организовать площадку накопления твердых коммунальных отходов, оборудованную твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, высотой не менее одного метра в соответствии с требованиями СанПиН.
Определением суда от 27.02.2023 года к производству было принято заявление прокурора Таймырского района об увеличении исковых требований, в котором прокурор указал, что 22.02.2023 прокуратурой района проведена дополнительная проверка исполнения природоохранного законодательства ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» в ходе которой установлено, что контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, принадлежащие ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» у здания г. Дудинка, ул. Щорса, д. 29 на участке ограниченном координатами 1 - 69° 2417,41086 с.ш. 86° 1221,25695 в.д., 2 - 69° 2417,37944 с.ш. 86° 1222,363738 в.д., 3 - 69° 2417,04445 с.ш. 86° 1221,08676 в.д., 4 - 69° 2416,98925 с.ш. 86° 1222,09581 в.д. установлены с нарушением СанПиН 2.1.3684-21. В связи с чем прокурор просит обязать ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» организовать площадку накопления твердых коммунальных отходов у здания по адресу Красноярский край, г. Дудинка, ул. Щорса, д. 29-А, оборудованную твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, высотой не менее одного метра в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Также прокурор просит обязать ТМБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» организовать площадку накопления твердых коммунальных отходов у здания по адресу Красноярский край, г. Дудинка, ул. Щорса, д. 25-Б, оборудованную твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, высотой не менее одного метра в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда
В судебном заседании прокурор Гребенюк А.И. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ТМБ ДОУ «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» в судебное заседание не явился, представили ходатайство с просьбой рассмотреть дело без их участия, возражений против исковых требований не представили.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц администрация г.Дудинка, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. Управление Роспотребнадзора представило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Рассмотрев иск, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.13.4 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021 года, утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 года, утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила), данные Правила, в числе прочего, устанавливают порядок осуществления накопления и сбора ТКО (п.1).
При этом, для целей указанных Правил, собственники твердых коммунальных отходов, заключившие с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, именуются «потребителями».
Пунктом 9 Правил установлено, что Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 года, утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Согласно п.3 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (п.4).
Пунктом 49 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Дудинка», утвержденных Решением Городского собрания г. Дудинка № 07-0373 от 14.07.2008 года, установлено, что для сбора бытовых отходов и мусора собственники, владельцы объектов благоустройства организуют места временного хранения отходов, осуществляют их уборку и техническое обслуживание.
Таким образом, действующим законодательством предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов, в результате деятельности которых образуются ТКО, организовывать площадки накопления указанных отходов, соответствующие требованиям законодательства. Создание таких площадок должно быть ими согласовано с органами местного самоуправления.
Согласно пп.5-7 Правил, Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления. В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос). По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса. В случае направления запроса срок рассмотрения заявки может быть увеличен по решению уполномоченного органа до 20 календарных дней, при этом заявителю не позднее 3 календарных дней со дня принятия такого решения уполномоченным органом направляется соответствующее уведомление. По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Из представленных суду доказательств следует, что прокуратурой была проведена проверка деятельности ответчика в части соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ходе проверки было установлено, что ответчику принадлежат контейнеры для накопления ТКО, данные контейнеры установлены на асфальте, возле многоквартирного дома № 25-А по ул. Щорса и многоквартирного дома № 35 по ул. Щорса в г. Дудинка.
При этом, в нарушение требований ст.13.4 Закона РФ № 89-ФЗ и п.3 СанПиН 2.1.3684-21, площадки накопления ТКО, соответствующие установленным требованиям (твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки), ответчиком не оборудованы.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются представленными в деле актами осмотра от 01.06.2022 года и 22.02.2023 года с фототаблицами, копией муниципального контракта на оказание услуг по вывозу ТКО с указанных мест расположения ТКО, заключенного ответчиком с региональным оператором.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора к ответчику о понуждении к организации площадки накопления ТКО, соответствующей требованиям п.3 СанПиН 2.1.3684-21, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Обсуждая вопрос об установлении ответчику срока, необходимого для устранения выявленных нарушений и обустройства площадки накопления ТКО, соответствующей установленным требованиям, суд отмечает, что проведение указанных работ, в том числе обустройство асфальтового либо бетонного покрытия, в зимних условиях является затруднительным, и с учетом природно-климатических особенностей нахождения г. Дудинка, полагает разумным установление срока исполнения решения суда в течение 6 месяцев послу вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района удовлетворить.
Обязать Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка» организовать площадки накопления твердых коммунальных отходов у зданий по адресу Красноярский край, г. Дудинка, ул. Щорса, д. 29-А и ул. Щорса, д. 25-Б, оборудованные твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, высотой не менее одного метра в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021 года, в течение 6 месяцев послу вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы, а прокурором – представления, через Дудинский районный суд.
Судья М.А. Хаземова
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2023 года