№г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2022 г. с.<адрес>
Джейрахский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО19
при секретаре ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к муниципальному учреждению «Администрация сельского поселения Джейрах» <адрес> Республики Ингушетия о включении имущества в состав наследства, установления факта принятия наследства, признании права собственности на наследуемое имущество в виде земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ее отцу ФИО1 принадлежал земельный участок общей площадью 1,35 га, расположенный в с.<адрес>, б/н, выделенный для ведения личного подсобного хозяйства. Указанное подтверждается выпиской из похозяйственной книги, выданной на основании записей в закрытых похозяйственных книгах за 1961-1962, 1971-1978, 1980-1982 года. Ее отец ФИО1, умер в 2003 году, после его смерти открылось наследство в виде земельного участка общей площадью 1,35 га, расположенный в с.<адрес>, б/н. Она является наследником первой очереди по закону, иные родственники на указанное имущество не претендуют. В установленный шестимесячный срок со дня смерти наследодателя она к нотариусу для оформления наследства не обращалась, однако сразу после смерти отца фактически приняла указанное наследство, принимала меры по его сохранению и в настоящее время пользуется земельным участком. При обращении к нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство ей отказано, в связи с пропуском срока обращения и отсутствием документов, подтверждающих наличие права собственности у наследодателя на момент смерти. Просит включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ее отца – ФИО1, земельный участок общей площадью 1,35 га, расположенный в с.<адрес>, б/н.; установить факт принятия ФИО4 наследства в виде указанного земельного участка и признать за ФИО4 право собственности на указанный земельный участок.
В судебном заседании истец ФИО4, ее представители ФИО13, ФИО14 поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия ФИО15 просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представители администрации с.<адрес> и администрации Джейрахского муниципального района Республики Ингушетия, третье лицо - нотариус Джейрахского нотариального округа ФИО16, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, свидетелей, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, сроком не ограничивается.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно статьям 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
По отношению к земельным участкам, которые выделялись ранее и не могли быть объектом гражданского права, основанием для оформления их в собственность в соответствии с Порядком, утвержденным Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, являются выданные на тот период документы, в том числе и похозяйственные книги и любые иные документы, удостоверяющие право граждан на указанные участки.
В силу пункта 2 статьи 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является, в том числе, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок.
Обязательность ведения похозяйственных книг Советами народных депутатов по установленным формам была предусмотрена Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР».
Ведение похозяйственных книг администрациями сельских (поселковых Советов) поселений регламентировано частью 7 статьи 11 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР», статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Указаниями по ведению похозяйственных книг, утвержденными постановлением Госкомитета СССР от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Госкомстата СССР от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств, в которые по установленным формам предусматривалось внесение сведений обо всех постоянно проживающих на территории поселений гражданах и сведений о находящихся в их личном пользовании земельных участках, учет их личных подсобных хозяйств.
В выписку из похозяйственной книги вносятся реквизиты документа, на основании которого внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок, при наличии таких сведений в похозяйственной книге.
Из материалов дела следует, что отец истца ФИО4 – ФИО1, 1930 года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №. Завещания при жизни ФИО1 не оставил.
Истец указала, что в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ее отца входит земельный участок общей площадью 1,35 га, расположенный в с.<адрес>, б/н., что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно приведенной выше выписке из похозяйственной книги, выданной администрацией Джейрахского муниципального района Республики Ингушетия за подписью главного специалиста архивариуса администрации Джейрахского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, 1930 года рождения, принадлежит на праве собственности земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 1,35 га, расположенный по адресу: <адрес>, с.<адрес>. Запись в выписке из похозяйственной книги сделана на основании записей из похозяйственных книг: за 1961-1962 гг. в книге № за номером лицевого счета № (0,20 га), 1973-1975 гг. в книге № за номером лицевого счета № (0,20 га), 1976-1978 гг. в книге № за номером лицевого счета № (0,20 га), 1980-1982 гг. в книге № за номером лицевого счета № (0,75 га). Выписка выдана за подписью главного специалиста архивариуса администрации Джейрахского муниципального района.
Из архивной справки № государственной архивной службы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, 1930 года рождения значится в похозяйственных книгах Дарьялского сельского Совета Джейрахского муниципального района за 1961 по 1982 года и значится запись, подтверждающая права на владение и принадлежности земельных участков.
В ходе судебного разбирательства представитель администрации Джейрахского муниципального района пояснил, что у главного специалиста архивариуса администрации нет полномочий на выдачу выписки из похозяйственной книги. В связи с чем, судом был направлен письменный запрос в адрес главы администрации Джейрахского муниципального района о подтверждении выдачи вышеназванной выписки из похозяйственной книги. Ответ на запрос суду не представлен.
Судом были исследованы похозяйственные книги Дарьялского сельского Совета <адрес> за 1961-1962, 1971-1978, 1980-1982 годы.
Согласно записям из похозяйственных книг, ФИО1, 1930 года рождения имел следующий состав семьи: жена – ФИО2, 1930 года рождения, сын - ФИО3, 1959 года рождения, дочь - ФИО4, 1960 года рождения, дочь - ФИО5, 1963 года рождения, сын – ФИО6, 1965 года рождения, сын – ФИО7, 1966 года рождения, дочь – ФИО8, 1970 года рождения, сын – ФИО9, 1972 года рождения.
В названных выше похозяйственных книгах имеются следующие записи: в книге за 1961-1962 гг. № записей о наличии у ФИО1 земельного участка не имеется; в книге за 1973-1975 гг. № имеется запись о наличии у главы семьи ФИО1 земельного участка находящегося в личном пользовании хозяйства общей площадью 0,20 га; в книге за 1976-1978 гг. № имеется запись о наличии у главы семьи ФИО1 земельного участка находящегося в личном пользовании хозяйства общей площадью 0,15 га; в книге за 1980-1982 гг. № имеется запись о наличии у главы семьи ФИО1 земельного участка находящегося в личном пользовании хозяйства общей площадью 0,75 га.
С учетом того, что сведения в выписке похозяйственной книги не соответствует записям в похозяйственных книгах, исследованных в судебном заседании, а также с учетом не подтвержденной информации главы администрации Джейрахского муниципального района о достоверности выдачи выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, указанную выписку из похозяйственной книги суд не принимает в качестве доказательства.
В судебном заседании по ходатайству истца были допрошены свидетели ФИО17 и ФИО18, которые пояснили, что хорошо знали ФИО1, он пользовался земельным участком до дня своей смерти, а после его смерти и до настоящего времени земельным участком пользуется его семья, участок огорожен, они сажают картофель, кукурузу, держат скот.
При рассмотрении спора от ответчика - с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия, возражений на иск не поступило, факт владения ФИО1 земельного участка и его размер не оспорил.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 принадлежал земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается записями из похозяйственных книг. Однако при жизни ФИО1 право собственности на этот земельный участок не оформил.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ«О личном подсобном хозяйстве» установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (статья 5)
Согласно части 2 статьи 23 Закона Республики Ингушетияот ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 5 статьи 23 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РФ установлено, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в собственности Республики Ингушетия для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, не могут превышать: 1) в черте сельских поселений - 0,20 гектара; 2) в черте городских поселений - 0,10 гектара.
Из статьи 7 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ следует, что в случае, если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона, ниже предельного минимального размера либо превышает предельный максимальный размер, установленный частями 1, 2 и 5 настоящей статьи, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.
Согласно последней записи в похозяйственной книге за 1980-1982 гг. у главы семьи ФИО1 находится в личном пользовании хозяйства земельный участок общей площадью 0,75 га.
Применяя положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ«О личном подсобном хозяйстве» и Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ, размер земельного участка, на который может быть признано право собственности за ФИО1 не может превышать 0,20 га.
Как установлено судом, отец истца - ФИО1 умер в 2003 году, его жена ФИО2, 1930 года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ (согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №). У ФИО1 имеются дети: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9, которые являются наследниками первой очереди.
В установленный частью 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации шестимесячный срок с заявлением к нотариусу о принятии наследства наследники не обращались и наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось.
Согласно заявлениям ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9, они отказываются от причитающегося им наследства после умершего отца ФИО1 в пользу его дочери ФИО4.
При обращении ФИО4 о выдаче свидетельства о праве на наследство, нотариус Джейрахского нотариального округа Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление об отказе в совершении нотариального действия, в связи с пропуском срока подачи заявления об открытии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство по закону и отсутствие правоустанавливающих документов на наследственную массу (земельный участок).
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со статьей 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
В силу части 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если он вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
В силу статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ст. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Как пояснила истец, после смерти отца, она фактически приняла наследство в виде земельного участка и принимала меры по его сохранению, в настоящее время пользуется земельным участком (сажает картофель, кукурузу, держит скот).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО4, хотя не оформила свои наследственные права юридически, не обратилась к нотариусу в течение шести месяцев с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти отца, но приняла наследство фактически, так как сразу после его смерти и до настоящего времени пользуется земельным участком, принадлежавщим отцу.
Поскольку судом установлено, что спорный земельный участок находился в фактическом пользовании наследодателя ФИО1, а истец является его наследником, исковое требование ФИО4 о признании за ней права собственности на наследуемый земельный участок подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО4 к муниципальному учреждению «Администрация сельского поселения Джейрах» <адрес> Республики Ингушетия о включении имущества в состав наследства, установления факта принятия наследства, признании права собственности на наследуемое имущество в виде земельного участка удовлетворить частично.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО1, 1930 года рождения и умершего ДД.ММ.ГГГГ земельный участок общей площадью 0,20 га, расположенный в с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия.
Установить факт принятия ФИО4 наследства в виде земельного участка общей площадью 0,20 га, расположенного в с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия.
Признать за ФИО4 право собственности на земельный участок общей площадью 0,20 га, расположенного в с.<адрес> муниципального района Республики Ингушетия.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Джейрахский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий