Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-467/2022 ~ М-275/2022 от 21.04.2022

Дело № 2-467/2022

УИД- 75RS0005-01-2022-000514-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    30 ноября 2022 года                                                               г. Петровск-Забайкальский

                                                                                            Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Балабановой Н.В.,

при секретаре Поздеевой А.М.,

с участием истца Ивановой Н.В., представителя ответчика Савватеевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Н. В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю о взыскании недоплаченной и невыплаченной компенсации при увольнении, компенсации морального вреда,

установил:

Иванова Н.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Она работала в МИФНС России № 8 по Забайкальскому краю. В соответствии с Приказом ФНС России № от 09.08.2021 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю» 29.11.2021 осуществлена реорганизация МИФНС России №8 по Забайкальскому краю в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (далее-УФНС России по Забайкальскому краю) с возложением на последнее обязанности правопреемника в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности присоединяемых инспекций. 27.04.2021 она была уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы. При увольнении она получила компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> руб. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 06.09.2007 № 562. В декабре 2021 года она обратилась в УФНС России по Забайкальскому краю с просьбой пересчитать компенсацию, указав на то, что в расчет денежного содержания не включены суммы материального стимулирования профессиональной деятельности и средства материального стимулирования, начисленные и отраженные в расчетных листах и справках 2-НДФЛ за период апрель 2020 года по апрель 2021 года, т.к. считает, что это привело к занижению размера месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации. На ее обращение УФНС России по Забайкальскому краю сообщило, что основания для перерасчета отсутствуют, средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил № 562 не предусмотрены. С данной позицией УФНС по Забайкальскому краю она не согласна, и со ссылкой на положения ст.ст. 50,51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763, "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" просила суд: взыскать с Управления ФНС по Забайкальскому краю сумму недоплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере – <данные изъяты> руб., сумму недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб.

В ходе рассмотрения дела Иванова Н.В. размер исковых требований увеличила, помимо ранее заявленных сумм просила также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

В судебном заседании Иванова Н.В. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске, дополнив, что действиями ответчика ей причинен моральный вред, длительное время нарушаются ее права.

Представитель ответчика – УФНС России по Забайкальскому краю, Савватеева Н.С., с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнениях к нему.

Представители третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Иванова Н.В. замещала должность государственной гражданской службы в МИФНС России № 8 по Забайкальскому краю на основании служебного контракта № от 10.08.2005 в должности <данные изъяты>

Согласно разделу IV служебного контракта № 41 от 10.08.2005 гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ (должностного оклада); месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ в размере 30% от этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы РФ в размере 80% от этого оклада; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, надбавки к месячной заработной плате: районный коэффициент в размере 20%, за работу в Читинской области в размере 30%.

Приказом МИНФС России № 8 по Забайкальскому краю от 22.04.2021 № служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с Ивановой Н.В. расторгнут, Иванова Н.В. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной службы <данные изъяты> и уволена с государственной гражданской службы РФ 27.04.2021 в связи с сокращением должности гражданской службы, п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно приказу МИНФС России № 8 по Забайкальскому краю от 22.04.2021 № лс на основании п.3.1 ч.3 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принято решение выплатить при увольнении Ивановой Н.В компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсацию за неиспользованные ежегодные основной и дополнительные оплачиваемые отпуска за период работы с 01.06.2020 по 27.04.2021 за 38 календарных дней.

Из расчетного листка за апрель 2021 года следует, что Ивановой Н.В. начислена компенсация при увольнении (месячное денежное содержание) в сумме <данные изъяты> руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб.

Согласно расчетным листкам Ивановой В.Н. за период с апреля 2020 года по апрель 2021 года были начислены и выплачены: за апрель 2020 года средства материального стимулирования<данные изъяты> руб., за май 2020 года материальное стимулирование профессиональной деятельности-<данные изъяты>., за июнь 2020 года материальное стимулирование профессиональной деятельности-<данные изъяты> руб., за июль 2020 года средства материального стимулирования -<данные изъяты> руб., за август 2020 года материальное стимулирование профессиональной деятельности -<данные изъяты> руб., за сентябрь 2020 года материальное стимулирование профессиональной деятельности -<данные изъяты> руб., средства материального стимулирования -<данные изъяты> руб., за октябрь 2020 года материальное стимулирование профессиональной деятельности -<данные изъяты> руб., за ноябрь 2020 года материальное стимулирование профессиональной деятельности-<данные изъяты> руб., за декабрь 2020 года материальное стимулирование профессиональной деятельности-<данные изъяты> руб., средства материального стимулирования <данные изъяты> руб., за март 2021 года материальное стимулирование профессиональной деятельности – <данные изъяты> руб.

Основанием для выплаты Ивановой Н.В. вышеуказанных средств материального стимулирования являлись приказы МИФНС России № 8 по Забайкальскому краю: от <данные изъяты>, которыми установлены размеры премирования государственным гражданским служащим и их выплата в пределах средств федерального бюджета, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих МИФНС России № 8 по Забайкальскому краю на основании решений Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, писем УФНС России по Забайкальскому краю о бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование и в соответствии с доведенными бюджетными ассигнованиями на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в 2020 году и в 2021 году.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью 13 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и ежемесячного денежного поощрения установлены Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

В силу п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Согласно п. 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пп. "б" п. 13 Указа №763 Правительством Российской Федерации постановлением от 06.09.2007 №562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, (далее – Правила).

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно п. 6 Правил № 562, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно абз. 2 п. 8 Правил N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных Правил, согласно абз. 1 которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных пп. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а» - «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д» – «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

Таким образом, федеральным законодателем на дату выплаты спорных сумм был определен состав денежного содержания гражданского служащего, где в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, являлась премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

При этом, согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Как отмечено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 N АКПИ19-773, определяя порядок исчисления денежного содержания гражданских служащих, пункт 2 Правил № 562 не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания).

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

В частности, в абз. 8 пп. «р» п. 2 Указа №601 отмечена необходимость установления особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

По ходатайству представителя ответчика судом в целях выяснения вопроса о правовой природе выплаченных Ивановой Н.В. сумм материального стимулирования и порядке их выплаты судом в Министерстве финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службе Российской Федерации были запрошены копии постановлений Правительства Российской Федерации от 10.06.2020 №843-33 и от 22.03.2021 № 440-16.

Данные постановления по запросам суда представлены не были, поскольку имеют гриф «секретно».

При этом, как следует из ответа Министерства финансов Российской Федерации, в указанных постановлениях бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России предусмотрены в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФНС по субъектам Российской Федерации и межрегиональными (межрайонными) инспекциями ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда федеральных государственных служащих, в том числе центрального аппарата и территориальных органов ФНС России. Положениями постановлений не предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, замещающих конкретные должности в ФНС России. Материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты их труда не является гарантированной выплатой каждому гражданскому служащему и не носит обязательного характера. Материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами ФНС России показателей эффективности их деятельности.

Сведений о том, что выплаченные суммы материального стимулирования не входят в систему оплаты труда государственного гражданского служащего, и не учитываются при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и при увольнении, в данном ответе не содержится, что позволяет сделать вывод о том, что указанное материальное стимулирование за счет выделенных дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, а потому должно учитываться при исчислении денежного содержания государственных гражданских служащих в соответствии с п.п.6,8 Правил №562.

При этом суд исходит из того, что указанные ежегодные решения Правительства Российской Федерации направлены на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 по совершенствованию системы государственного управления, внедрению новой кадровой политики включающей, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих и единого подхода к осуществлению выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы, и имеют целью обеспечение стабильного материального положения государственных гражданских служащих, их мотивации.

Выплата средств материального стимулирования и премий за счет средств материального симулирования носит систематический характер; связана с исполнением должностных обязанностей и осуществляется на основании решений комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, с учетом вклада каждого подразделения, личного вклада сотрудников в выполнение возложенных задач, и, по сути, имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий.

Тот факт, что указанные выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, не свидетельствует о том, что указанные выплаты не подлежат включению в состав денежного содержания государственных гражданских служащих.

Иное противоречило бы положениям ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №601 и изданным во исполнение него – постановлениям Правительства РФ.

Таким образом, поскольку фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, оно должно учитываться при расчете месячного денежного содержания и исчислении отпускных для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.

Вместе с тем, из объяснений сторон, искового заявления, отзыва на исковое заявление, следует, что при расчете месячного содержания Ивановой Н.В. и начисленной и выплаченной из такого месячного содержания компенсации четырехмесячного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении не учитывались средства материального стимулирования, выплаченные Ивановой Н.В. за 12 месяцев, предшествующих ее увольнению, а именно: за апрель 2020 года – <данные изъяты> руб., за май 2020 года – <данные изъяты> руб., за июнь 2020 года – <данные изъяты> руб., за июль 2020 года – <данные изъяты> руб., за август 2020 года – <данные изъяты> руб., за сентябрь 2020 года <данные изъяты> руб., за октябрь 2020 года – <данные изъяты> руб., за ноябрь 2020 года – <данные изъяты> руб., за декабрь 2020 года – <данные изъяты> руб., за март 2021 года – <данные изъяты> руб., всего в сумме <данные изъяты> руб.

Так как ответчиком при расчете месячного денежного содержания в связи с увольнением истца выплаченное ей материальное стимулирование не учитывалось, то месячное денежное содержание рассчитано в заниженном размере на <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>). Следовательно, в заниженном размере истцу была начислена и выплачена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсация за неиспользованный отпуск.

Согласно представленному истцом расчету, Ивановой Н.В. была недоначислена и невыплачена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., а также компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб.

С данным расчетом представитель ответчика в судебном заседании согласился, пояснив, что расчет ответчиком проверен, является верным.

Данный расчет суд принимает.

При таком положении исковые требования Ивановой Н.В. о взыскании недоначисленных и невыплаченных сумм компенсаций при увольнении в указанных в иске размерах являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с изложенным, доводы ответчика о том, что никакие иные выплаты, кроме указанных в ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в п. 2 вышеуказанных Правил не предусмотрены, что расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с п. 8 Правил, при этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты п. 8 Правил не предусмотрены, основаны на неправильном толковании и применении положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, Указов Президента РФ от 25.07.2006 № 763, от 07.05.2012 № 601.

Ссылка ответчика в судебном заседании на подлежащий применению к данным правоотношениям п. 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 №90н, не может быть принята во внимание ввиду следующего.

Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Вместе с тем указанный Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).

В п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 г., в 2008-2012 годах и в 2013 году.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007-2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

В настоящем же деле установлено, что материальное стимулирование в 2020-2021 годах выплачено истцу в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, и по своей правовой природе относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, поскольку производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.

В связи с чем, материальное стимулирование, выплачиваемое во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 и материальное стимулирование, выплаченное в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601, имеют различную правовую природу.

Это же следует из письма Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, согласно которому в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Доказательства, подтверждающие, что суммы материального стимулирования в спорные периоды выплачивались истцу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, в соответствии с требованиями статей 55,56 ГПК РФ ответчиком не представлены.

Оценивая доводы Управления, суд также принимает во внимание письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300, согласно которому из буквального толкования положений Правил №562 следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ.

Минтруд России в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка, придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения. Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих.

Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

С учетом вышеизложенного, суд исходит из того, что отсутствие в приказах о материальном стимулировании и премировании прямого указания о том, что оно произведено за выполнение особо важных и сложных заданий, не может служить основанием для начисления гражданским служащим отпускных и компенсационных выплат при увольнении в заниженном размере, учитывая правовую природу этих выплат.

При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, подлежат отклонению.

Разрешая требования Ивановой Н.В. о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Из разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку факт нарушения трудовых прав Ивановой Н.В. в виде начисления и выплаты положенных ей при увольнении денежных средств в заниженном размере установлен, данное обстоятельство, бесспорно, повлекло нравственные страдания истца.

Следовательно, требования Ивановой Н.В. о взыскании компенсации морального вреда также являются обоснованными.

Вместе с тем, заявленный истцом размер компенсации морально вреда в сумме <данные изъяты> руб. суд находит завышенным и, с учетом конкретных обстоятельств дела, степени и объема нарушенных трудовых прав истца, длительности нарушения таковых, отсутствия иных доказательств причинения истцу нравственных и физических страданий (помимо установленного факта нарушения трудовых прав), требований разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

В остальной части требований Ивановой Н.В. о взыскании компенсации морального вреда надлежит отказать.

Таким образом, исковые требования Ивановой Н.В. подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ивановой Н. В. удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю в пользу Ивановой Н. В. недоначисленную и невыплаченную компенсацию при увольнении в размере <данные изъяты> рублей, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                              Н.В. Балабанова

В окончательной форме решение принято 21 декабря 2022 года.

2-467/2022 ~ М-275/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванова Наталья Васильевна
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю
Другие
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба Российской Федерации
Суд
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края
Судья
Балабанова Наталья Валерьевна
Дело на странице суда
petrovskzab--cht.sudrf.ru
21.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2022Передача материалов судье
26.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
05.08.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.08.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
26.10.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
21.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее