Дело № 2-2127/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Тесля Ю.В.,
при секретаре – Косовой О.В.,
с участием представителя истца Кузьмина Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, Департаменту капитального строительства об установлении факта постоянного проживания на территории города, признании права на получение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Ленинский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, Департаменту ФИО4 и социальной защиты населения <адрес>, согласно которому просит установить факт его постоянного проживания на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; установить факт его проживания на территории <адрес> не менее десяти лет; признать за ним право на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренные Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты <адрес>».
Исковое заявление мотивировано тем, что ФИО2 родился и постоянно проживает на территории <адрес>, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся участником специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областях.
В силу действующего законодательства, как участник СВО он имеет право на получение земельного участка, однако обратившись в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ему было отказано в постановке в реестр учета отдельных категорий граждан, поскольку у него отсутствует постоянная регистрация проживания на территории <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Обратившись в Департамент капитального строительства <адрес> с соответствующим заявлением, ему также было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории <адрес>, поскольку у него отсутствует постоянная регистрация проживания на территории <адрес>, а также отсутствуют документы, подтверждающие постоянное проживание в городе Севастополе не менее десяти лет.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, обеспечил участие своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчики заявления о рассмотрении дела в их отсутствие суду не подавали, письменных возражений на иск не представили, в связи с чем суд, принимая во внимание согласие представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2).
Пунктом 7 ст. 39.5 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, кроме прочего, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 указанной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС "О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты <адрес>" (далее – Закон №-ЗС), получателями мер социальной поддержки, устанавливаемых настоящим Законом, являются:
1) участники специальной военной операции - граждане Российской Федерации, проживающие на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, направленные с ДД.ММ.ГГГГ для участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также с ДД.ММ.ГГГГ на территориях <адрес> и <адрес> (далее - специальная военная операция) или для обеспечения выполнения боевых задач в ходе указанной операции, относящиеся к одной из следующих категорий:
а) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, службу в подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальные звания полиции, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формированиях или аварийно-спасательных службах и формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) призванные на территории <адрес> на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и включенные в списки личного состава воинских частей;
в) добровольно прибывшие в Военный комиссариат <адрес>, пункт отбора на военную службу по контракту <адрес>, отобранные ими, заключившие в период проведения специальной военной операции контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и направленные непосредственно с территории <адрес> в воинские части, участвующие в специальной военной операции;
2) члены семей участников специальной военной операции;
3) члены семей погибших (умерших) участников специальной военной операции.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона 720-ЗС, участникам специальной военной операции предоставляются следующие меры социальной поддержки в случаях и на условиях, установленных законами <адрес>: предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, в собственность бесплатно в порядке, установленном законодательством <адрес>.
Согласно ст. 4 Закона 720-ЗС, к документам, подтверждающим участие в специальной военной операции или обеспечение выполнения боевых задач в ходе указанной операции и дающим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, относятся:
1) копия контракта о прохождении военной службы гражданином в Вооруженных Силах Российской Федерации;
2) выписка (справка) из приказа командира (начальника) воинской части, подразделения, штаба, органа, оперативной или иных групп;
3) запись в удостоверении личности, военном билете, трудовой книжке, сведения о трудовой деятельности;
4) командировочное удостоверение, судовая роль, архивная справка, медицинская справка;
5) выписка из истории болезни, а также документ, подтверждающий получение ранения, контузии или увечья, гибель (смерть);
6) решение суда об объявлении гражданина, являвшегося участником специальной военной операции, умершим;
7) реализованный наградной материал.
В соответствии с п.1.2.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного приказом Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-а/2022, заявителями, имеющими право на получение государственной услуги, являются граждане Российской Федерации, соответствующие следующим критериям: 1) граждане, проживающие в городе Севастополе в общей сложности не менее десяти лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий:
а) граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 Закона <адрес> N 134-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе";
б) многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
в) ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
г) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов;
д) ФИО3, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ФИО4, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей;
7) иные лица, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имеют право встать на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд установил, что истцом в обоснование своего права на получение мер социальной поддержки была представлена справка Межрегиональной общественной организации «Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял служебно-боевые задачи в зоне проведения СВО.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Абзацем 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В пункте 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что из содержания статьи 20 ГК РФ, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Департаментом по имущественным и земельным отношениям <адрес> №№ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в принятии документов для включения в реестр учета отдельных категорий граждан для предоставления земельных участков на территории <адрес> по причине отсутствия регистрации на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Департаментом капитального строительства <адрес> №.№ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указан пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 2.9.2 Административного регламента предоставления государственной услуги "Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ", утвержденного приказом Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N-235а/2022.
Вместе с тем судом установлено и следует из материалов гражданского дела, истец является гражданином Российской Федерации, документирован паспортом гражданина Российской Федерации.
Истец ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ в городе Севастополе (свидетельство о рождении I-КМ №).
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГБОУ <адрес> «СОШ №», что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного бюджетного образовательного учреждения <адрес> «Средняя общеобразовательная школа № имени ФИО3 В.С. Пилипенко», исторической справкой образовательного учреждения исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в ГПТУЗ «Севастопольский центр профессионально-технического образования имени маршала инженерных войск ФИО7» (профессия «каменщик; монтажник по монтажу стальных и ж/б конструкций; электросварщик»). Очная форма обучения, бюджет. Отчислен ДД.ММ.ГГГГ. Прохождение обучения подтверждается справкой №.01-23 от ДД.ММ.ГГГГ ГБОУПО «СевМК», исторической справкой Учреждения.
Согласно справки №, ФИО2 отбывал назначенное наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока наказания.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 установлен административный надзор сроком на 1 год, установлены ограничения.
Согласно Предписания от ДД.ММ.ГГГГ №/№ в связи с установлением административного надзора, ФИО2 обязан прибыть после освобождения не позднее ДД.ММ.ГГГГ к избранному месту жительства или пребывания, по адресу: <адрес>.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> - мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, проживающий по адресу: <адрес>, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.24 КоАП РФ (повторное в течение одного года несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).
Согласно уведомления ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 состоял на учете в ОМВД России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ с заведением дела административного надзора. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в зоне проведения СВО. Истечение срока административного надзора согласно решения суда ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки Межрегиональной общественной организации «Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов», ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в качестве добровольца – бойца ЧВК «Вагнер» специальной военной операции, защищал интересы Российской Федерации на территории ЛНР и ДНР. Награжден государственными наградами и наградами ЧВК «Вагнер».
Согласно справки Межрегиональной общественной организации «Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, боец ЧВК «Вагнер», номер жетона С-7316, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполнял служебно-боевые задачи в зоне проведения СВО.
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение ветерана боевых действий серия РМ №.
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группа инвалидности (бессрочно), о чем выдана справка серия МСЭ-2023 № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро-медико-социальной экспертизы №.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что являлся участником специальной военной операции на территории Украины, постоянно проживает на территории <адрес> с момента рождения с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, отсутствие постоянной регистрации у истца по месту жительства в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не влечет за собой отказ на получение мер социальной поддержки.
Принимая во внимание, что факт постоянного проживания истца на территории <адрес> не менее десяти лет, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нашел свое подтверждении при рассмотрении гражданского дела и подтвержден документально, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес> и признании за истцом права на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренных Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты <адрес>».
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 235 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО2 (паспорт гражданина РФ серии № №) на территории <адрес> не менее десяти лет, а также по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО2 (паспорт гражданина РФ серии № №) право на получение мер социальной поддержки как участника специальной военной операции, предусмотренные Законом города Севастополя от 01.12.2022 № 720-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты города Севастополя».
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированный текст решения составлен 27 июня 2024 года.
Председательствующий Ю.В. Тесля