Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-650/2024 ~ М-270/2024 от 27.02.2024

11RS0004-01-2024-000641-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми

в составе судьи Баталова Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Кораблевой Е.В.,

с участием помощника прокурора Федотова Д.В.,

представителя ответчика – Натхиной Е.О., действующей на основании доверенности от 01.02.2024,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 14 мая 2024 года гражданское дело №2-650/2024 по исковому заявлению Печорского межрайонного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Печора» о признании автомобильной дороги бесхозяйной, возложении обязанности принять меры по постановке на учет объекта недвижимости,

установил:

Печорский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Печора» о признании автомобильной дороги от **********, расположенной на территории муниципального района «Печора», бесхозяйной; возложении обязанности обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми о принятии на учет объект недвижимого имущества – участка автомобильной дороги от **********. В обоснование иска указано, что в Печорскую межрайонную прокуратуру поступило обращение от председателя СНТ «Энергостроитель» Самусенко В.А., Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми по вопросу отсутствия собственника данной автомобильной дороги. Установлено, что спорный участок автомобильной дороги не включен в государственный реестр автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района «Печора». Отсутствие лица, осуществляющего содержание автомобильной дороги, ведущей от **********, на которое должна быть возложена обязанность по дорожной деятельности, создает опасность при осуществлении на данной дороге дорожного движения, вследствие чего могут пострадать люди, круг которых не определен. Неисполнение органом местного самоуправления требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения прав граждан.

В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора исковые требования поддержал.

Представитель ответчика исковые требования не признала, представила письменные возражения.

Представитель третьего лица – ОМВД России по г. Печоре в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Согласно статье 3 Федерального закона N 257-ФЗ под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под дорожной деятельностью, согласно статье 3 Федерального закона от N 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу части 6 статьи 8 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера, которые присваиваются, в том числе, органами местного самоуправления муниципальных округов - автомобильным дорогам местного значения муниципальных округов.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п.3 ст.225 ГК РФ).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно пунктам 1, 11 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.

Частью 10 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая их ремонт и содержание.

Из материалов дела следует, что поводом для прокурорской проверки явилось обращение председателя СНТ «Энергостроитель» Самусенко В.А. от 17.05.2023 и информационное письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 30.03.2023 (исх.№...), согласно которого в декабре 2022 года в администрацию МО МР «Печора» направлено предложение по включению участка дороги от ********** в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения и проинформировать Министерство о проделанной работе, в полученном от администрации ответе отсутствовала информация о порядке, процедурах и сроках принятия дороги в муниципальную собственность, однако дорога до настоящего времени спорный участок не поставлен на учет как бесхозяйная.

Согласно ответа Минстроя Республики Коми от 19.12.2022 на обращение СНТ «Энергостроитель» следует, что спорный участок автомобильной дороги не включен в реестр автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения Республики Коми, не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в связи с чем, администрации МР «Печора» необходимо провести работу по включению данного участка в перечень в срок до 01.03.2023.

Из ответа администрации МР «Печора» от 01.03.2023, направленного в адрес Минстроя Республики Коми, следует, что автомобильная дорога от ********** будет включена в перечень автомобильных дорог общего пользования на территории РГ «Печора».

По информации администрации МР «Печора» от 15.06.2023 протяженность участка дороги от ********** составляет 2,6 км, находится в пределах города Печора, паспорт на указанный участок отсутствует, категория дороги не установлена, ремонт и оценка технического состояния не проводились.

В ходе судебного разбирательства установлено, что спорный участок автомобильной дороги от ********** ни в реестре муниципальной собственности, ни в реестре федерального имущества не состоит, при этом дорога является объектом жизнеобеспечения, находятся в границах муниципального образования в бесконтрольном состоянии, что создает угрозу возникновения затруднительных условий для граждан, может привести к опасности для здоровья людей и тяжелым последствиям.

Согласно акту комиссионной проверки от 10.04.2024, составленному помощником Печорского межрайонного прокурора Федотовым Д.В., старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г.Печоре Трушиным В.В. и главным специалистом отдела благоустройства, дорожного хозяйства и транспорта администрации МР «Печора» Мижерич Д.М. по поручению суда, протяженность спорного участка автомобильной дороги от ********** составляет 2 километра 980 метров.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании спорного участка автомобильной дороги общего пользования местного значения бесхозяйным имуществом.

Довод представителя ответчика о том, что спорный участок дороги обеспечивает интересы исключительно членов СНТ и не является дорогой общественного пользования, является несостоятельным, поскольку спорный объект отвечает признакам автомобильной дороги общего пользования местного значения, на кадастровом учете земельных участков общего пользования СНТ не состоит. Доказательств обратного материалы дела не содержат, суду со стороны ответчика не представлено.

Согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Приказом Росреестра от 15.03.2023 N П/0086 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок), пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Печорского межрайонного прокурора в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать бесхозяйным участок автомобильной дороги от **********, протяженностью 2 километра 980 метров, расположенной на территории муниципального района «Печора».

Обязать администрацию муниципального района «Печора» (ИНН 1105012781) обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества – участка автомобильной дороги от ********** протяженностью 2 километра 980 метров, расположенной на территории муниципального района «Печора».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Р.Г. Баталов

Мотивированное решение составлено 14.05.2024.

2-650/2024 ~ М-270/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский межрайонный прокурор
Другие
ОМВД России по г. Печора
Администрация МО МР " Печора"
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Баталов Роман Геннадьевич
Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
27.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2024Передача материалов судье
05.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее