Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1195/2023 ~ М-1151/2023 от 21.08.2023

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2023 года                                                                             г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

Председательствующего судьи                                            Терновой Ю.В.,

при секретаре                                                                          ТОВ,

с участием помощника прокурора                                        АРВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах КГА к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Первомайское многопрофильное училище» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, к Министерству образования и науки Забайкальского края о возложении обязанности профинансировать учреждение на выплату заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор обратился в суд в интересах указанного гражданина с иском, ссылаясь на следующее. КГА принята на работу в ГПОУ «ПМУ», в настоящее время работает преподавателем. Ответчиком неверно производились начисления и выплаты заработной платы работнику по причине включения компенсационной выплаты (надбавки за классное руководство) в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, в результате чего сформировалась задолженность, что нарушает трудовые права работника и не соответствует положениям и нормам Конституции РФ, трудовому законодательству, а именно положениям ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2, ч. 1 ст. 129, ст. 132, ч. 1 ст. 151 ТК РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя», Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.08.2021 №284 «О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство (кураторство) педагогических работников государственных образовательных организаций Забайкальского края», Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 года №536, Письма Министерства образования России от 29.12.2017 № ВП-1992/02 «О методических рекомендациях», Федерального закона от 19.06.2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», и указал, что установление надбавки за классное руководство есть компенсация за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных, то есть вид платы связан с выполнением дополнительной работы. Следовательно, данный вид выплаты должен выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, а не применяться как средство доведения размера всей зарплаты работника до МРОТ, поскольку является одним из видов государственной гарантии. Конституционным судом РФ в постановлении от 11.01.2019 № 17-П сделан вывод о недопустимости включения в МРОТ повышенной оплаты сверхурочной работы. Учитывая изложенное, требования абз. 14 ч. 1 ст. 21, ст. 237 ТК РФ, п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ ТК РФ» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Просит взыскать с Государственного профессионального образовательного учреждения «Первомайское многопрофильное училище» в пользу КГА недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с августа 2022 года по май 2023 года в сумме 55 067,47 руб; компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей; возложить на Государственное профессиональное образовательное учреждение «Первомайское многопрофильное училище» обязанность выплачивать КГА при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением выплат за классное руководство, выплат по проверке письменных работ, выплат за заведование кабинетами, с начислением на эту сумму 40 % районного коэффициента и 30 % надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений; обязать Министерство образования и науки Забайкальского края ИНН 7536095430 профинансировать ГПОУ «Первомайское многопрофильное училище» денежными средствами на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы КГА в размере 55 067,47 рублей.

В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора АРВ заявленные требования поддержал в полном объеме.

Материальный истец КГА в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель ответчика ГПОУ «Первомайское многопрофильное училище» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении требований к Министерству отказать.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении требований к Министерству отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что КГА трудоустроена в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Первомайское многопрофильное училище» на основании трудового договора №24 от 03.10.2017 года. На основании приказа №290 К от 19.09.2018 года переведена на должность преподавателя.

КГА, на основании заключенного с ней трудового договора и дополнительных соглашений к трудовому договору, установлены: доплата за работу в сельской местности – 25%; ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией – 100 руб.; 40% - районный коэффициент; 30% - северная (стажевая) надбавка, а также предусмотрены стимулирующие выплаты: надбавка за классное руководство – 15%, надбавка за заведование кабинетом – 10%, надбавка за выслугу лет.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по должности классного руководителя (куратора) группы за дополнительную плату, а именно: работник получает ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5000 руб. с начислением на вознаграждение районного коэффициента.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по должности классного руководителя (куратора) группы за дополнительную плату, а именно: работник получает ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5000 руб. с начислением на вознаграждение районного коэффициента.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Требования, аналогичные указанным выше, закреплены также в статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), согласно которым работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Одной из основных обязанностей работодателя, предусмотренных статьей 22 ТК РФ, является выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Часть 1 статьи 56 ТК РФ определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и дополнительные по соглашению сторон.

Обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе условие о дате начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзацы 4, 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ).

В силу статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).

В силу ст. ст. 315 - 317 ТК РФ в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется сверх МРОТ (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. № 38-П).

В составе той части заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П).

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 января в 2022 г. МРОТ составлял 13 890 руб. в месяц; с 01.06.2022 - 15 279 рублей (Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 973); с 01.01.2023 – 16 242 рубля (Федеральный закон от 19.12.2022 № 522-ФЗ).

В соответствии со статьёй 1 Закона Забайкальского края «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» от 14.10.2008 №39-ЗЗK (далее - Закон №39-ЗЗK), размеры районных коэффициентов к заработной плате для лиц, работающих в органах государственной власти, государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края, и предельные размеры повышения районных коэффициентов к заработной плате, устанавливаемых муниципальными образованиями Забайкальского края, за исключением установленных частью 1 настоящей статьи, применяются в значениях, установленных федеральным законодательством.

Для районов Забайкальского края (без учета северных территорий) такой коэффициент составляет 1,4 (40%).

В силу статьи 2 Закона № 39-ЗЗK, работникам государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты (далее - процентная надбавка), в размере 10 процентов заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов.

С учетом вышеуказанных надбавок минимальный размер оплаты труда в Забайкальском крае составил: в 2022 году - 13 890+30%+40%=23613 руб.; с 1 июня 2022 года - 15279 руб. +30%+40%=25974,3 руб., с 1 января 2023 года - 16242 руб. + 30% +40%=27611,40 руб.

Статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

В соответствии с частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено с 1 сентября 2021 г. ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (куратора) в размере 5000 рублей.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.08.2021 № 284 «О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство (кураторство) педагогических работников государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств бюджета Забайкальского края» в период с 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2023 года педагогическим работникам государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств бюджета Забайкальского края установлено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) в размере 5000 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства (кураторства) в двух и более учебных группах) (п.п.1 и 2 Постановления).

Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно пункту 2.1. Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, утвержденных Приказом № 536 выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее - работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее - преподавательская работа), которая выражается в фактическом объеме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с Приказом № 1601.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Министерство образования Российской Федерации в Письме от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02 «О методических рекомендациях» установило правила исчисления заработной платы педагогам общеобразовательных организаций. Методические рекомендации разработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации с учетом предложений, направленных субъектами Российской Федерации, а также информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

Настоящие Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации) предусматривают основополагающие принципы, нормы и условия оплаты труда, регламентируемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, непосредственно связанные с исчислением заработной платы работников общеобразовательных организаций, замещающих должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».

В соответствии с данным Приказом должность мастера производственного обучения отнесена к группе должностей педагогических работников 3 квалификационного уровня.

В силу п 1.3. вышеназванных Методических рекомендаций система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (п. 1.5 Методических рекомендаций).

Помимо оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки, педагогическим работникам организации, согласно пункту 2.3 приложения к приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536, могут устанавливаться размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие дополнительные видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), которые устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей работников образования (далее – ПКГ) (п. 3.3 Методических рекомендаций).

При установлении системы оплаты труда в организации рекомендуется предусмотреть все виды выплат компенсационного характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации, применяемые к соответствующей организации (п. 4.1).

Методическим рекомендациями предусмотрены, в том числе, выплаты при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.

К видам выплат компенсационного характера при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, относятся выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ.

К такой дополнительной работе относится работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.

При возложении на работников с их письменного согласия перечисленных выше видов дополнительной работы размеры выплат (в виде доплат) устанавливаются общеобразовательными организациями в абсолютных величинах либо определяются в процентах от размеров, установленных по квалификационному уровню ПКГ по занимаемой должности ставок заработной платы, предусмотренных за норму часов педагогической работы в неделю (в год), или должностных окладов педагогических работников. При определении размеров доплат не учитываются выплаты стимулирующего или компенсационного характера, а также предусмотренные системой оплаты труда повышающие коэффициенты (п. 4.9. Методических рекомендаций).

Пунктом 5 данных Методических рекомендаций предусмотрены и выплаты стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за стаж непрерывной работы, выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы.

Пунктом 5.2 также предусмотрено, что при конкретизации в организациях видов выплат стимулирующего характера могут применяться и иные выплаты, которые рекомендуется подразделять на выплаты, носящие обязательный (постоянный) характер, и выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу (согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности, предусмотренным в организации).

На основании ст. 333 ТК РФ и Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» норма учебной (преподавательской) нагрузки, установленная на ставку заработной платы по должности преподаватель, составляет 720 часов в год.

Согласно п.2.1.1 Положения об оплате труда работников ГПОУ «ПМУ», согласованного с Министерством образования Забайкальского края (далее – Положение об оплате труда) заработная плата работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.

Пунктом. 2.1.12 Положения об оплате труда предусмотрено, что в оклады (должностные оклады) педагогических работников ГПОУ «ПМУ» включается ежемесячная денежная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. Данная денежная компенсация образует новый оклад.

Согласно вышеуказанному Положению к выплатам компенсационного характера наряду с прочим отнесены выплаты: за работу в местностях с особыми климатическими условиями: районный коэффициент и процентная надбавка (п.п. 2.3.2, 2.3.4), выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: совмещение профессий (должностей); сверхурочная работа; работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни; выполнение работы различной квалификации (п.п.2.3.5).

В соответствии с п. 2.4.1 Положения об оплате труда стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников Училища к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Пунктом 2.4.3. Положения об оплате труда наряду с прочим установлены выплаты стимулирующего характера: выплата за специфику работы; надбавка за выслугу лет; выплата за интенсивность; система премирования.

Согласно пункта 2.4.9 Положения об оплате труда работников Училища выплата за интенсивность устанавливается работникам за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей, в качестве дополнительной нагрузки, за счет фонда оплаты труда по бюджету.

Размеры выплаты за интенсивность устанавливаются к окладу (должностному окладу) в зависимости от вида работ: за руководство группами - 15%, за руководство методическим объединением (лабораториями) - 15%, за заведование кабинетами - 10% к окладу.

Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 27.11.2008 № 11-П, от 07.12.2017 № 38-П, определениях от 01.10.2009 № 1160-О-О и от 17.12.2009 № 1557-О-О сформулировал правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; положения ст. ст. 129 и 133 ТК РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761н, а также должностной инструкции преподавателя общеобразовательных дисциплин ГПОУ «ПМУ», в должностные обязанности преподавателя не входит такая работа, как осуществление классного руководства, заведование кабинетом.

Таким образом выплаты, предусмотренные за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей работника должны начисляться в состав той части заработной платы, которая выше минимального размера оплаты труда, т.е. того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по занимаемой им должности с учетом прожиточного минимума.

Как следует из приказа директора ГПОУ «ПМУ» №41 от 01.09.2022, за КГА закреплен кабинет №409 «Русский язык и литература», за заведование которым ей установлена доплата.

В соответствии с приказом директора ГПОУ «ПМУ» №44 от 01.09.2022 КГА закреплена классным руководителем за группой №23, за классное руководство ей осуществляется соответствующая доплата.

Согласно расчетным листкам за период с августа 2022 по май 2023, надбавка за классное руководство, ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство), доплата за проверку тетрадей и доплата за заведование кабинетом включались работодателем в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.

В связи с неправильным начислением заработной платы за период с августа 2022 по май 2023 года КГА недоначислено и не выплачено 55 067,47 рублей.

Представленный стороной истца расчет ответчиком не оспорен, судом проверен, является верным. Иной расчет ответчиками не представлен.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что доплаты за классное руководство, заведование кабинетом, кураторство групп, проверку тетрадей не должны учитываться при доплате до минимального размера оплаты труда, поскольку это противоречило бы назначению данной выплаты, в связи с чем, имеются законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора о взыскании в пользу материального истца недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного ст.392 ТК РФ подлежит отклонению, поскольку за защитой нарушенных прав работник в пределах срока исковой давности обратился к прокурору.

В соответствии со ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку установлен факт начисления и выплаты заработной платы материальному истцу с нарушением трудового законодательства, в меньшем размере, требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда суд также находит обоснованными. Принимая во внимание размер задолженности, период некорректного начисления и выплаты заработной платы, считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

В соответствии с Уставом ГПОУ «Первомайское многопрофильное училище» учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Забайкальского края.

В соответствии с п.1 ст.158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; 3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; 9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; 10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с ч.1 ст.78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Согласно Закону Забайкальского края от 27.12.2021 N 2007-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" субсидии на финансирование расходов государственных учреждений для исполнения государственного задания в области образования, на финансирование расходов доплат за классное руководство, на финансирование расходов, связанных с районным регулированием оплаты труда государственных образовательных организаций выделяются из бюджета Забайкальского края Министерству образования и науки Забайкальского края.

Пунктом 2 Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Забайкальского края субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Забайкальского края, утв.Приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от 21.01.2021 №50, Министерство образования и науки Забайкальского края осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что на Министерстве образования и науки Забайкальского края как на главном распорядителе бюджетных средств по финансированию расходов подведомственных ему учреждений на цели, связанные с оплатой труда работников учреждений лежит обязанность предоставить ГПОУ «ПМЛ» субсидии на финансовое обеспечение расходов ГПОУ «ПМЛ» по оплате недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы.

В связи с изложенным исковые требования к Министерству образования и науки Забайкальского края подлежит удовлетворению. К Министерству финансов Забайкальского края требования удовлетворению не подлежат, поскольку оно является ненадлежащим ответчиком по делу.

При решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, суд с учитывает финансовое положения ответчика, характер спора и полагает возможным снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ГПОУ «ПМЛ».

Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд

                                                                  Р Е Ш И Л:

требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах КГА к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Первомайское многопрофильное училище» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, к Министерству образования и науки Забайкальского края о возложении обязанности профинансировать учреждение на выплату заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного профессионального образовательного учреждения «Первомайское многопрофильное училище» (ИНН 7527002768) в пользу КГА (паспорт 7619 013151, выдан УМВД России по Забайкальскому краю 11.10.2018 года, код подразделения 750-041) недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с августа 2022 года по май 2023 года в сумме 55 067,47 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

Возложить на Государственное профессиональное образовательное учреждение «Первомайское многопрофильное училище» обязанность выплачивать КГА при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением выплаты за классное руководство, с начислением на эту сумму 40 % районного коэффициента и 30 % надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» или до прекращения трудовых отношений.

Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края (ИНН 7536095430) профинансировать ГПОУ «Первомайское многопрофильное училище» денежными средствами на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы КГА в размере 55 067,47 рублей.

В удовлетворении требований к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

Снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Государственного профессионального образовательного учреждения «Первомайское многопрофильное училище».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий                                                         Терновая Ю.В.

Решение изготовлено 16 ноября 2023 года.

Копия верна, судья                                                                  Терновая Ю.В.

2-1195/2023 ~ М-1151/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шилкинская межрайонная прокуратура
Каныгина Галина Александровна
Ответчики
Министерство образования и науки Забайкальского края
Министерство финансов Забайкальского края
ГПОУ Первомайское многопрофильное училище
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальского края
Судья
Терновая Юлия Владимировна
Дело на странице суда
shilka--cht.sudrf.ru
21.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2023Передача материалов судье
22.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2024Дело оформлено
05.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее