Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-897/2024 (2-4443/2023;) ~ М-2931/2023 от 27.07.2023

Дело № 2-897/2024

УИД: 91RS0024-01-2023-003782-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2024 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Синицыной О.В., при помощнике Морозове В.Л., с участием представителя истца Коваленко А.А., ответчика Шаповалова В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» к Шаповалову Виктору Егоровичу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» обратилось в суд с иском к Шаповалову В.М. об истребовании земельного участка с кадастровым номером №<номер> из чужого незаконного владения. Исковые требования мотивированы тем, что за ответчиком Шаповаловым В.М. зарегистрировано право собственности на земельный участок, с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, пгт. Ливадия, пгт. Виноградное, район <адрес> основании распоряжения заместителя директора по охране ФГБУ «Заповедный Крым» проведено обследование указанного земельного участка, в ходе которого установлено, что участок свободен от застройки и расположен в пределах особо охраняемой природной территории, в отношении которой согласно ст. ст. 6-9 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях» от <дата> № 33-ФЗ установлен особый режим охраны и которая находится в землепользовании ГБУ РК «Ялтинского горно-лесного природного заповедника», в границах земель государственного природного заповедника.

Представитель истца ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» Коваленко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

    Ответчик Шаповалов В.М. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, ходатайствовала о применении срока исковой давности (л.д. 113-122).

    Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается три года.

Исковая давность – это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (ст. 256 ГК У., ст. 195 ГК Российской Федерации). Общий срок исковой давности устанавливается продолжительностью в три года (ст. 257 ГК У., ст. 196 ГК Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер> «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым» в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника создан государственный природный заповедник «Ялтинский горно-лесной» общей площадью 14459,5783 гектара (в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер>-р определено, что основными целями создания Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым», является осуществление особой охраны государственных природных заповедников «Ялтинский горно-лесной», «Казантипский», «Опукский», «Лебяжьи острова», а также государственных природных заказников федерального значения «Каркинитский» и «Малое филлофорное поле».

Таким образом, в настоящее время в силу прямого указания закона государственная собственность на земельные участки государственного природного заповедника «Ялтинский горно-лесной» разграничена и отнесена к собственности Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а также руководствуясь п. 4 ст. 208 ГК РФ в соответствии с которым исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304), суд признает срок исковой давности не пропущенным.

Шаповалов В.М. является собственником земельного участка кадастровый №<номер>, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, район <адрес>, собственность №<номер> от <дата> (л.д. 53-63, 127).

Факт нахождения земельного участка кадастровый №<номер> в границах государственного природного заповедника «Ялтинский горно-лесной», подтверждается заключением кадастрового инженера от <дата> (л.д. 112); выпиской из ЕГРН от <дата> об установленной зоне с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ, территория особо охраняемого природного объекта), реестровый №<номер>.91 (л.д. 26-30).

Кроме того данные обстоятельства установлены при проведении судебной землеустроительной экспертизы по гражданскому делу №<номер>, которую суд признает допустимым и относимым доказательством по настоящему делу в совокупности с имеющимися (л.д. 180).

Пунктом «б» ст. 12 Земельного Кодекса Украины (далее – ЗК Украины) к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.

Ст. 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

В соответствии со ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.

В соответствии с Положением о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, утвержденном Приказом Министерства экологии и природных ресурсов У. от <дата> №<номер>, данный заповедник создан в 1973 году согласно постановлению Совета М. У. ССР от <дата> №<номер> на территории Ялтинского городского С. Автономной Республики Крым на базе Ялтинского лесхоза площадью 14 523 га, который передан заповеднику в постоянное пользование.

На момент приобретения ответчиком в собственность земельного участка действовала редакция Лесного кодекса У. от <дата>. Согласно п. 5 раздела VIII Заключительных положений Лесного кодекса У. было установлено, что до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками документами, которые подтверждают это право на ранее предоставленные земли, будут являться планово-картографические материалы.

Ялтинский горно-лесной природный заповедник являлся объектом природного заповедного фонда У., относительно которого был разработан проект лесоустройства с данными планшетных съемок и определенными пределами, на основании Инструкции о порядке и создании лесных карт, утвержденной Первым заместителем Председателя ГУ СССР по лесному хозяйству <дата>.

<адрес> принята в Российскую Федерацию с <дата> в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от <дата> №<номер>-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от <дата> №<номер>-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон №<номер>-ФКЗ).

Решением Президиума Государственного С. Республики Крым от <дата> №<номер> национализированы в собственность Республики Крым целостные имущественные комплексы предприятий сферы управления Государственного агентства лесных ресурсов У. и иных государственный органов, расположенных на территории Республики Крым и <адрес>, в том числе имущественный комплекс Ялтинского горно-лесного природного заповедника.

Приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от <дата> №<номер> приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации Положение о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, его наименование изменено на ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной заповедник».

Распоряжением С. М. Республики Крым №<номер>-р от <дата> утверждены границы зоны с особыми условиями использования территории «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» и внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территории с кад. номером 90.<дата>.

Границы особо охраняемых природных территорий ЯГЛПЗ были определены картометрическим методом в соответствии с плановыми материалами базового лесоустройства 1987 года, утвержденного в составе Проекта организации территории ЯГЛПЗ, и с учетом объектов недвижимости, сведения о границах которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Ст. 33 ЗК У. (действовавшей на момент предоставления в частную собственность спорного земельного участка) было установлено, что изъятие земельных участков, находящихся в пользовании заповедников, прямо запрещено.

В соответствии со ст. 150 ЗК У. земли природно-заповедного фонда отнесены к особенно ценным землям. Земельные участки особо ценных земель, находящихся в государственной или коммунальной собственности, могли изыматься (выкупаться), в том числе для строительства жилья, по постановлению Кабинета М. У..

Соответствующие решения Кабинета М. У. или Верховной Рады У. в отношении спорного участка материалы дела не содержат, об их наличии лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Статья 57 Лесного Кодекса У. предусматривала, что изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решения о передаче этих земельных участков в собственность или предоставление в постоянное пользование в соответствии с ЗК У..

Изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования для жилой, общественной и промышленной застройки производится преимущественно за счет площадей, занятых кустарниками и другими малоценными насаждениями.

Изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым. Территориальными органами центральных органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.

В соответствии со ст. 84 ЗК У. к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, принадлежат земли под объектами природного заповедного фонда, земли лесохозяйственного назначения, кроме случаев, определенных этим Кодексом.

Таким образом решение о передаче в собственность Шаповалову В.Е. земельного участка является ничтожным.

Согласно ст. 6 Федерального закона от <дата> № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым территориям федерального значения, земельные участки которых являются федеральной собственностью. Устанавливается запрет на изъятие и иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включены в государственные природные заповедники. Изменение территории государственного заповедника производится Правительством Российской Федерации.

П. п. 2, 5 ст. 27 ЗК РФ также предусмотрено, что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Указанное свидетельствует о том, что законодательство Российской Федерации признает земли природно-заповедного фонда, занятые лесами, землями, ограниченными в обороте, не подлежащими передаче в частную собственность.

В соответствии со ст. 17 Земельного Кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Пунктом 1 ст. 95 ЗК РФ установлено, что земли государственных природных заповедников относятся к землям особо охраняемых природных территорий.

Пункт 6 ст. 95 ЗК РФ, и пункт 2 ст. 6 Закона об особо охраняемых природных территориях устанавливают, что земли, земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от <дата> №<номер> «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность», охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе государственные природные заповедники) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 4 Закона Республики Крым №<номер>-ЗРК от <дата> «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество учитывается как собственность Республики Крым.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер> «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым» в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника создан государственный природный заповедник «Ялтинский горно- лесной» общей площадью 14459,5783 гектара (в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника).

Согласно преамбуле указанного постановления, особо охраняемая природная территория федерального значения создана в границах территории, предусмотренной актами государственных органов У..

Таким образом, в настоящее время в силу прямого указания закона государственная собственность на земельные участки государственного природного заповедника «Ялтинский горно-лесной» разграничена и отнесена к собственности Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, земли Ялтинского горно-лесного природного заповедника отнесены к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

При этом границы особо охраняемой природной территории определены в соответствии с границами заповедника, которые были определены актами государственных органов У..

В силу п. п. 1, 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с положениями ст.301, ч.2 ст.302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,,

РЕШИЛ:

Иск Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» к Шаповалову В. Е. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения – удовлетворить.

Истребовать из незаконного владения Шаповалова В. Е. в федеральную собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, прекратив право собственности Шаповалова В. Е. на указанный земельный участок.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято 22 марта 2024 года.

2-897/2024 (2-4443/2023;) ~ М-2931/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым"
Ответчики
Шаповалов Виктор Егорович
Другие
Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Синицына Оксана Владимировна
Дело на сайте суда
yalta--krm.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2023Передача материалов судье
27.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.11.2023Предварительное судебное заседание
02.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.01.2024Предварительное судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее