Дело № 12-165/2019
Р Е Ш Е Н И Е
16 августа 2019 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего – судьи Черединовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе:
И Г Н А Т Ь Е В А С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, председателя правления ТСЖ «Союз», зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
- на постановление начальника отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) от 22 апреля 2019 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10.000 руб.,
у с т а н о в и л :
В отношении председателя правления ТСЖ «Союз» Игнатьева С.А. составлен протокол об административном правонарушении № 21 от 22.04.2019 г. по ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) от 22 апреля 2019 г. председатель правления ТСЖ «Союз» Игнатьев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10.000 руб.
В жалобе Игнатьев С.А. указывает, что не согласен с вынесенным постановлением, поскольку отсутствует событие административного правонарушения, допущены нарушения при фиксации и приобщении доказательств к материалам административного дела, составлении протокола, постановления, отсутствия надлежащих, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих вину Игнатьева С.А. Замеры производились с нарушениями норм ГОСТ на оборудовании не прошедшем поверку, с неопределенном классом точности. Просит постановление от 22 апреля 2019 г. отменить, производство по делу прекратить.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Игнатьев С.А. в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании заместитель начальника отдела (инспекции) в Удмуртской Республике ПМТУ Росстандарта Овчаренко К.Г. просит постановление от 22 апреля 2019 г. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Выслушав позицию должностного лица, изучив материалы дела об административном правонарушении, представленные письменные доказательства, постановление начальника отдела (инспекции) в Удмуртской Республике ПМТУ Росстандарта полагаю законным и обоснованным, жалобу – не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение … исполнителем … требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), … эксплуатации… не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. ст. 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
При рассмотрении дела установлено, что Игнатьев С.А., являясь должностным лицом - председателем правления ТСЖ «Союз» на основании Устава ТСЖ «Союз» и протокола отчетно-перевыборного собрания членов ТСЖ «Союз» № 1/17 от 15.04.2017 г., совершил правонарушение, выразившееся в том, что он, являясь единоличным исполнительным органом ТСЖ «Союз» - председателем правления ТСЖ «Союз», осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции согласно разделу 14 Устава ТСЖ «Союз», ненадлежаще исполнил свои служебные обязанности, что выразилось в том, что Игнатьев С.А. в период с 05.03.2019 г. по 11.03.2019 г. на территории двора дома по адресу: <адрес>-а, допустил:
1) нарушение председателем правления ТСЖ «Союз» обязательных требований к процессу эксплуатации детского игрового оборудования, установленных ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утверждены и введены в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 г. № 1148-ст, дата введения 01.07.2013 г., выразившемся в том, что Игнатьев С.А. допустил осуществление эксплуатации ТСЖ «Союз» детского игрового оборудования - детского игрового комплекса:
- п. 4.3.9 ГОСТ Р 52169-2012 - выступающие концы болтовых соединений не защищены;
- п. 4.3.23.9 ГОСТ Р 52169-2012. - поверхности, предназначенные для ходьбы или бега, должны иметь зазоры шириной не более 30 мм, в действительности на трапе-барабане с перекладиной и канатом имеются два зазора, ширина которых составляет 38 мм и 39 мм;
- п. 4.3.13 ГОСТ Р 52169-2012 - крепление элементов оборудования должно исключать возможность их демонтажа без применения инструментов, в действительности канат на трапе-барабане с перекладиной привязан к конструкции на узел, который может быть демонтирован (развязан) без применения инструментов;
- п.п. 4.3.18, 4.3.23.10 ГОСТ Р 52169-2012 - элементы оборудования не должны образовывать сдавливающих или режущих поверхностей и создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка, застревания пальцев ребенка в зазорах и щелях, в действительности крепление каната на альпинистской стенке с перекладиной и канатом смонтировано с зазором, в котором возможно застревание пальцев ребенка, а также края этого зазора содержат режущую поверхность.
2) нарушение председателем правления ТСЖ «Союз» обязательных требований к процессу эксплуатации детского игрового оборудования:
- качалки с одной опорой с нарушением обязательных требований ГОСТ Р 52169-2012, а, именно, эксплуатация качалки с одной опорой;
- п. 4.3.9 ГОСТ Р 52169-2012 - выступающие концы болтовых соединений не защищены.
3) нарушение председателем правления ТСЖ «Союз» обязательных требований к процессу эксплуатации детского спортивного и игрового оборудования - отдельно стоящих детских качелей:
- п. 5.5 ГОСТ Р 52167-2012 на качелях запрещается применять жесткие элементы подвеса.
4) нарушение председателем правления ТСЖ «Союз» подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к процессу эксплуатации детского игрового оборудования:
- п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 на детской игровой площадке отсутствуют информационные таблички, содержащие правила и возрастные требования, номера телефонов служб спасения, скорой помощи, номера телефонов службы эксплуатации.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и виновность председателя правления ТСЖ «Союз» Игнатьева С.А. подтверждаются:
протоколом об административном правонарушении от 02.04.2019 г. № 13;
приказом ПМТУ Госстандарта от 30.01.2019 г. № 171;
актом проверки от 11.03.2019 г. № 12-М/С;
предписанием от 11.03.2019 г. № 12-п;
протоколом проверки применения средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям от 11.02.2019 г.;
протоколом проверки применения средств измерений в целях установления их соответствия обязательным требованиям от 05.03.2019 г.
протоколом технического осмотра от 05.03.2019 г. № 12 с приложениями;
копией паспорта качалки на пружине ИО 4.16 для детей в возрасте от 3 до 10 лет ИО 4.16.00.00.00ПС;
копией Устава ТСЖ «Союз»;
копией протокола отчетно-перевыборного собрания членов ТСЖ «Союз» № 1/17 от 15.04.2017 г.;
Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений у суда не вызывают.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При получении доказательств, положенных в основу постановления о назначении административного наказания, каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на их оценку, допущено не было.
В соответствие с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 г. № 21 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» с 17.11.2018 г. вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017)», который:
- устанавливает требования к безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессам проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации (ст. 1 разд. I);
распространяется на оборудование и (или) покрытие для детских игровых площадок, впервые выпускаемые в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза и размещенные на открытых территориях или в закрытых помещениях, по перечню согласно приложению № 1 (ст. 2 разд. I);
не распространяется на оборудование и (или) покрытие для детских игровых площадок, произведенные и введенные в эксплуатацию до вступления настоящего технического регламента в силу (п. а) ст. 4 раздела I).
Поскольку оборудование детских игровых площадок, эксплуатацию которых осуществляло ТСЖ «Союз» с нарушениями обязательных требований, введено в эксплуатацию до 2018 г., т.е. до вступления в силу ТР ЕАЭС 042/2017, указанный технический регламент не распространяется на детскую игровую площадку и оборудование детской игровой площадки, перечисленные в протоколе об административном правонарушении от 02.04.2019 г. № 13 и в обжалуемом постановлении, в силу чего для указанной детской игровой площадки и оборудования, установленного на ней, при их эксплуатации подлежат применению ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» и ГОСТ Р 52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования».
Пунктом 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В данном случае соответствие детской игровой площадки предъявляемым требованиям напрямую соответствует указанным целям, направлено на защиту жизни и здоровья детей.
Исходя из анализа названных норм права в их взаимосвязи, следует, что нарушения требований законодательства, порядок эксплуатации детской игровой площадки, являются основанием для привлечения председателя ТСЖ «Союз» Игнатьева С.А. к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.43 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ образует нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозка реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель продавец продукции, при этом под продукцией, согласно ст. 2 указанного Федеральной закона, понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Согласно определению исполнителя, приведенном во вводной части Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Согласие разделов 2, 3 Устава, ТСЖ «Союз» оказывает гражданам и юридическим лицам услуги по возмездным договорам (за плату), в силу чего Игнатьев С.А., являющийся председателем правления ТСЖ «Союз», выполняющим организационно-распорядительные и административно- хозяйственные функции, согласно Уставу ТСЖ «Союз», является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
ТСЖ «Союз» является эксплуатантом (исполнителем) продукции - детской игровой площадки, расположенной на территории двора дома по адресу: <адрес>-а, и детского игрового оборудования, установленного на этой площадке, что также является подтверждением того обстоятельства, это Игнатьев С.А. как председатель правления ТСЖ «Союз» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Согласно раздела 1, национальный стандарт ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», распространяется на оборудование детских игровых площадок и покрытия детских игровых площадок, предназначенные для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний оборудования и покрытий детских игровых площадок.
Согласно раздела 1, национальный стандарт ГОСТ Р 52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования» распространяется на качели, устанавливаемые на детских игровых площадках. Стандарт устанавливает общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний качелей всех типов.
Согласно раздела 1, национальный стандарт ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенное для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
В силу ч. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании, с учетом того, что Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017)» не распространяется на детскую игровую площадку и оборудование детской игровой площадки, перечисленные в протоколе об административном правонарушении от 02.04.2019 г. № 13 и в постановлении от 22.04.2019 г., требования ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52167-2012 и ГОСТ Р 52301-2013 являются обязательными, поскольку устанавливают требования к защите жизни и здоровья детей.
Согласно национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012:
выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены (п. 4.3.9);
крепление элементов оборудования должно исключать возможность их демонтажа без применения инструментов (п. 4.3.13);
- подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны образовывать сдавливающих или режущих поверхностей создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка (п. 4.3.18);
горизонтальные поверхности и поверхности, имеющие наклон до 45°, предназначенные для ходьбы или бега (исключая подвесные мостики), должны иметь зазоры шириной не более 30 мм (п. 4.3.23.9);
не допускаются застревания пальцев ребенка: в зазорах и щелях, в то время как тело может перемещаться (скользить, качаться, падать и т. п.); в открытых концах труб: в переменных зазорах (п. 4.3.23.10).
Согласно национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 52167-2012:
на качелях запрещается применять жесткие элементы подвеса. В качестве гибких элементов подвеса качелей должны применяться канаты или цепи по ГОСТ Р 52169 (п. 5.5);
Общим требованием обеспечения безопасности детской игровой площадки, установленным ГОСТ Р 52301-2013, является следующее:
- для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования (п. 7.5).
Факт нарушения председателем правления ТСЖ «Союз» Игнатьевым С.А. обязательных требований ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ Р 52167-2012, ГОСТ Р 52301-2013 при эксплуатации детской игровой площадки и оборудования, установленного на детской игровой площадке, расположенной на территории двора дома по адресу: <адрес>-а, подтверждается материалами дела.
При вышеуказанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Игнатьева С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и как следствие этого законности и обоснованности вынесенного должностным лицом постановления.
Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения основан на неверном толковании имеющихся в деле доказательствах, и судья находит их несостоятельными.
Тот факт, что ТСЖ не приобретало оборудование не свидетельствует об отсутствии нарушений, поскольку не представлено доказательств в обоснование возражений о том, что территория не принадлежит ТСЖ, и как следствие, на указанном лице не лежит обязанность соблюдать требования государственных стандартов (требований безопасности) в отношении оборудования детских игровых площадок, находящегося на стадии обращения (эксплуатации).
Согласно ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Из акта проверки от 11 марта 2019 г., свидетельств о поверке следует, что рулетка измерительная прошла метрологическую поверку, в акте сведений о наличии у Игнатьева С.А. сомнений в исправности рулетки не зафиксировано.
В этой связи оснований не доверять показаниям данного прибора не имеется.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств.
Таким образом, судом установлено, что территория, на которой установлен детский игровой комплекс, принадлежит ТСЖ «Союз», Игнатьев С.А. является председателем указанного ТСЖ и как следствие, на нем, как на должностном лице лежит обязанность соблюдать требования государственных стандартов (требований безопасности) в отношении оборудования детских игровых площадок, при их эксплуатации.
При этом с учетом положений ст.ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ у Игнатьева С.А. имелась реальная возможность по соблюдению требований, установленных национальными стандартами, однако исчерпывающие меры по их соблюдению предприняты не были.
Следовательно, Игнатьев С.А. в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.
Постановление о привлечении Игнатьева С.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену постановления, не установлено.
Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность применения данной нормы допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а в рассматриваемом случае такая совокупность отсутствует.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
С учетом указанного выше, суд, на основании п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ проверив на основании имеющихся в деле материалов доказательств законность и обоснованность вынесенного постановления, а также на основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ проверив дело в полном объеме, не находит оснований для отмены и изменения постановления по делу об административном правонарушении от 22.04.2019 г.
Таким образом, суд на основании п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ полагает необходимым постановление оставить без изменения, а жалобу Игнатьева С.А - без удовлетворения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) от 22 апреля 2019 г. о привлечении председателя правления ТСЖ «Союз» Игнатьева С.А. к административной ответственности по ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10.000 руб. – оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Судья Устиновского районного суда
гор. Ижевска Удмуртской Республики – Черединова И.В.