УИД <номер>
Гр. дело № 2-61/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Целинное 03 апреля 2023 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Завгородневой Ю.Н.,
при секретаре Апариной Т.П.,
c участием
истца зам.прокурора Целинного района Алтайского края Шайтановой И.В.,
представителей ответчиков Бирюкова В.Н., Дымовой М.В., Петунина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Алтайского края, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Многофункциональный культурный центр Целинного района», Администрации Целинного района Алтайского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд с требованиями (с учетом их уточнения) к МБУК «Многофункциональный культурный центр Целинного района», Администрации Целинного района Алтайского края об обязании МБУК «Многофункциональный культурный центр Целинного района» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в здании по <адрес>, а именно: внутренний противопожарный водопровод привести в соответствие с п. 54 ППР РФ; двери на путях эвакуации со второго этажа здания, ведущие на лестничную клетку, а также из спортивного зала привести в соответствие с п. 4.2.22 СП 1.13130.2020; светильники на 1 и 2 этаже здания, а также в подвальном помещении привести в соответствие с пп. «в» п. 35 ППР РФ; оборудование ввода, электропроводку на 1 и 2 этажах здания, а также подвального помещения привести в соответствие с п.п. «а» п. 35 ППР РФ; отделку пола на путях эвакуации на 1 этаже здания привести в соответствие с ч. 6 ст. 134, таб.таб. 28, 29 Закона № 123-ФЗ; систему автоматической пожарной сигнализации в подвальном помещении здания привести в соответствие с ч. 2 ст. 54 Закона №123-ФЗ. Кроме того, просит обязать администрацию Целинного района Алтайского края в тот же срок обеспечить финансирование мероприятий по приведению здания МБУК «МФКЦ Целинного района» в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
В обоснованность заявленных требований указано, что прокуратурой Целинного района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Многофункциональный культурный центр Целинного района» (далее – МБУК «МФКЦ Целинного района») и МБ ФСУ «Центр физической культуры и массового спорта» Целинного района Алтайского края (далее - МБ ФСУ «ЦФКМС»), в ходе которой установлено, что здание МБУК «МФКЦ Целинного района» расположено по адресу: <адрес>. В указанном здании также располагается муниципальное бюджетное физкультурно-спортивное учреждение «Центр физической культуры и массового спорта» Целинного района Алтайского края (далее - МБ ФСУ «ЦФКМС»). Вышеуказанное здание находится в собственности МО «Целинный район Алтайского края», передано в оперативное управление МБУК «Многофункциональный культурный центр Целинного района».
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Статьями 37 и 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 названного Федерального закона).
Нормами ч. 7 ст. 28 этого же Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Закон №123-ФЗ), пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона № 123-ФЗ, указанный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе эксплуатации объектов защиты (п.1 ч.2 ст.1 Закона № 123-ФЗ).
Согласно положениям статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
В ходе проверки здания МБУК «МФКЦ Целинного района» выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Так, в силу п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее – ППР РФ), руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
В нарушение п. 54 ППР РФ внутренний противопожарный водопровод в здании учреждения находится в неисправном состоянии, отсутствует часть оборудования, трубопроводы ржавые.
В силу п.п. «в» п. 35 ППР РФ запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами.
В нарушение пп. «в» п. 35 ППР РФ светильники на 1 и 2 этаже здания, а также в подвальном помещении эксплуатируется со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией.
В силу п.п. «д» п. 16 ППР РФ, на объектах защиты запрещается снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
В нарушение п.п. «д» п. 16 ППР РФ двери лестничных клеток на втором этаже здания, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, сняты.
В силу п.п. «а» п. 35 ППР РФ запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции и со следами термического воздействия.
В нарушение п.п. «а» п. 35 ППР РФ закона оборудование ввода, электропроводка на 1 и 2 этажах здания, а также подвального помещения имеют видимые нарушение изоляции.
В силу ч. 6 ст. 134, таб.таб. 28, 29 Закона № 123-ФЗ область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различного функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.
В нарушение ч. 6 ст. 134, таб.таб. 28, 29 Закона № 123-ФЗ на путях эвакуации на первом этаже здания для отделки пола применены горючие материалы (линолеум).
В силу ч. 2 ст. 54 Закона № 123-ФЗ, табл. 1 п.11 Приказа МЧС России от 20.07.2020 N 539 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 486.1311500.2020. Свод правил...") (далее - СП 486.1311500.2020) системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В нарушение указанных требований в подвальном помещении здания МБУК «МФКЦ Целинного района» частично отсутствует система автоматической пожарной сигнализации.
В ходе проверки МБ ФСУ «ЦФКМС» также выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Так, в силу ст. 53 Закона № 123-ФЗ, каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены, в том числе, необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.
В силу п. 4.2.22 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 (далее – СП 1.13130.2020) двери эвакуационных выходов и двери, расположенные на путях эвакуации, должны открываться по направлению выхода из здания.
В нарушение п. 4.2.22 СП 1.13130.2020 двери на путях эвакуации из спортивного зала и тамбура МБ ФСУ «ЦФКМС» открываются не по направлению выхода из здания.
Указанные выше нарушения правил пожарной безопасности представляют собой неисполнение организацией возложенной на нее ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» обязанности в области обеспечения пожарной безопасности, что препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей в случае пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, тогда как, в соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Данные нарушения стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами образовательного учреждения возложенных на них обязанностей.
Ранее, по результатам проверки, в адрес директора МБ ФСУ «ЦФКМС» вносилось представление о необходимости принятия мер по приведению в соответствие с вышеназванными требованиями. Вместе с тем, полного комплекса мер по устранению нарушений до настоящего времени не принято.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, является соответственно государственной и муниципальной собственностью. Данное имущество может закрепляться на праве оперативного управления за муниципальными и государственными предприятиями.
В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Не приведение здания МБУК «МФКЦ Целинного района» в соответствие с вышеуказанными требованиями нарушает гарантированные законом права на охрану жизни и здоровья. В этой связи количество лиц, права которых нарушены бездействием организации, не может быть определено, в связи с чем, прокурор счел необходимым обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании зам.прокурора Целинного района Шайтанова И.В. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика муниципального бюджетного учреждения культуры «Многофункциональный культурный центр Целинного района» Петунин С.В., представители ответчика администрации Целинного района Алтайского края Бирюков В.Н., Дымова М.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Целинного района Алтайского края признали в полном объеме, о чем подали письменные заявления.
Представитель третьего лица МБ ФСУ «ЦФКМС», надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил, об отложении дела не просил, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Учитывая характер спорных правоотношений, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке на основании ст. 167 ГПК РФ.
Статьей 9 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Последствия признания иска представителям ответчиков разъяснены: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, принимает признание иска представителями ответчиков, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины так же освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика муниципального бюджетного учреждения культуры «Многофункциональный культурный центр Целинного района» подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Целинного района Алтайского края удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Многофункциональный культурный центр Целинного района» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности в здании по адресу: <адрес>, а именно:
- внутренний противопожарный водопровод привести в соответствие с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
-двери на путях эвакуации со второго этажа здания, ведущие на лестничную клетку, а также из спортивного зала привести в соответствие с п. 4.2.22 Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194;
- светильники на 1 и 2 этаже здания, а также подвальном помещении привести в соответствие с пп. «в» п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
- оборудование ввода, электропроводку на 1 и 2 этажах здания, а также подвального помещения привести в соответствие с п.п. «а» п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479;
- отделку пола на путях эвакуации на 1 этаже здания привести в соответствие с ч. 6 ст. 134, таб.таб. 28, 29 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- систему автоматической пожарной сигнализации в подвальном помещении здания привести в соответствие с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Обязать администрацию Целинного района Алтайского края обеспечить финансирование мероприятий по приведению здания МБУК «МФКЦ Целинного района» в соответствие с требованиями пожарной безопасности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Многофункциональный культурный центр Целинного района» <номер>) в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2023 года.
Судья подписано