Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-132/2024 от 11.01.2024

Дело № 12-132/2024

УИД: 50RS0048-01-2024-000148-63

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Химки Московской области                      18 марта 2024 года

Судья Химкинского городского суда Московской области Пожарская О.И., при секретаре Лукашевиче Н.С., с участием представителя ПАО «Аэрофлот» по доверенности Порошиной Н.А., старшего дознавателя подразделения процессуальной деятельности Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево Мищенко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «Аэрофлот» по доверенности Порошиной Н.А. на постановление <№ обезличен> от <дата>, вынесенное старшим дознавателем подразделения процессуальной деятельности Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево Мищенко О.С., в отношении ПАО «Аэрофлот» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением <№ обезличен> по делу об административном правонарушении от <дата>, вынесенным старшим дознавателем подразделения процессуальной деятельности Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево Мищенко О.С., ПАО «Аэрофлот» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере /сумма/.

Согласно обжалуемого постановления правонарушение было совершено при следующих обстоятельствах:

    <дата> в /время/, в международном аэропорту «Шереметьево», терминал С, при оформлении рейса <№ обезличен> авиакомпании ПАО «Аэрофлот», прибывшего из Республики Узбекистан в Российскую Федерацию по маршруту «/маршрут/», на паспортном контроле в зале «Прилет» было выявлено лицо без гражданства Республики Узбекистан ФИО1, <дата> года рождения, предъявивший в качестве основания для пересечения Государственной границы Российской Федерации и документа удостоверяющего личность – проездной документ лица без гражданства Республики Узбекистан <№ обезличен>, выданный <дата> компетентными органами Республики Узбекистан, оформленный на имя ФИО1, <дата> года рождения, в котором отсутствовала действительная виза Российской Федерации, необходимая для пересечения государственной границы Российской Федерации.

    Также, лицо без гражданства Республики Узбекистан ФИО1 <дата> года рождения, предъявил вид на жительство в Российской Федерации <№ обезличен>, выданный <дата> гражданину Республики Узбекистан ФИО1, который не дает право на пересечение государственной границы Российской Федерации лицу без гражданства.

    Иных действительных документов, дающих право на пересечение Государственной границы Российской Федерации, пассажир не предъявил.

    Указанный пассажир был принят к перевозке и доставлен на территорию Российской Федерации авиакомпанией ПАО «Аэрофлот», что подтверждает корешок посадочного талона на рейс <№ обезличен> по маршруту «/маршрут/» на имя ФИО1.

    Таким образом, ПАО «Аэрофлот» осуществляющее международную перевозку, не приняло входящих в его обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения ФИО1 на транспортное средство и использование его для незаконного въезда в Российскую Федерацию, что повлекло незаконное пересечение вышеуказанным лицом Государственной границы Российской Федерации.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель ПАО «Аэрофлот» Порошина Н.А. подала в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения по доводам, изложенным в жалобе.

В судебное заседание представитель ПАО «Аэрофлот» Порошина Н.А. доводы жалобы поддержала, просила отменить постановление от <дата> и производство по делу прекратить на основании пп.1 и 2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель отряда пограничного контроля ФСБ России в а/п Шереметьево Мищенко О.С. просила отказать в удовлетворении жалобы представителя ПАО «Аэрофлот» Порошиной Н.А. по доводам, изложенным в письменных возражениях на жалобу.

Выслушав представителей, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непринятие транспортной или иной организацией, осуществляющей международную перевозку, входящих в ее обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного въезда в Российскую Федерацию или незаконного выезда из Российской Федерации, повлекшее незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации одним или несколькими нарушителями.

    В соответствии со статьей 79 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ, международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 82 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ на прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из Российской Федерации и следующие транзитом с посадкой на территории Российской Федерации воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 6 Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданными соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации установлен Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан (Минск, 30 ноября 2000 года) согласно которому граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государства другой Стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев, указанных в Приложениях №1 и №2, являющихся неотъемлемыми частями настоящего Соглашения.

    К перечню документов граждан Республики Узбекистан для въезда, выезда, следования транзитом, пребывания и передвижения по территории Российской Федерации, указанному в приложение № 2 к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан относятся:

    1. Дипломатический паспорт

    2. Паспорт гражданина Республики Узбекистан

    3. Удостоверение гражданина Республики Узбекистан, не достигшего 16-летнего возраста

    4. Свидетельство на возвращение в Республику Узбекистан (только для возвращения в Республику Узбекистан).

    Проездной документ лица без гражданства в указанный перечень не включен, таким образом лицо без гражданства Республики Узбекистан не освобождается от обязанности получения визы.

    Наличие у ФИО1 вида на жительство в Российской Федерации как гражданина Республики Узбекистан и предъявление вида на жительство, выданного гражданину Республики Узбекистан, при пересечении государственной границы не освобождает лицо без гражданства от обязанности иметь визу Российской Федерации. Вид на жительство иностранного гражданина лишь дает права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию при предъявлении действительного документа иностранного гражданина, а вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

    Таким образом, для пересечения государственной границы Российской Федерации лицу без гражданства Республики Узбекистан ФИО1 в соответствии со ст. 24 Федерального закона от <дата> № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» помимо действительного документа, удостоверяющего личность, требовалась действительная виза Российской Федерации, которая у ФИО1 отсутствовала.

В соответствии с абзацем 2 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Абзацем 4 статьи 6 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров).

В соответствии с п. 3.33 Приложения 9 к Конвенции о международной гражданской авиации ИКАО (Чикаго, 1944 год), на эксплуатанта в пункте посадки на борт воздушного судна возлагается принятие мер к тому, чтобы пассажиры имели все подлежащие проверке документы, предписанные Договаривающимися государствами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 51 приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 года № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира, необходимого в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации для перевозки пассажира по маршруту, предусмотренному договором воздушной перевозки пассажира.

В соответствии с пунктами 82, 83 приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 года № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», регистрация пассажиров и оформление багажа производится на основании билета и документа, удостоверяющего личность пассажира, по которому оформлялся билет в соответствии с пунктом 51 настоящих Правил, а также иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при необходимости. При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.

Данные нормы предусматривают обязанность транспортной компании (перевозчика пассажиров) контролировать наличие виз и иных разрешений на въезд в иностранное государство у граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства. Данный контроль осуществляется при продаже транспортной организацией проездных документов, а также при посадке пассажиров в транспортное средство.

Включив ФИО1 в списки пассажиров рейса <№ обезличен> по маршруту «/маршрут/» и присвоив ему место на борту воздушного судна, юридическое лицо осуществило проверку документов указанного гражданина. Однако проверка проведена ненадлежащим образом, ФИО1 допущен на борт и перевезен на территорию Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию, в данном случае визы Российской Федерации, необходимой для пересечения государственной границы лицу без гражданства Республики Узбекистан.

    Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 7-П, возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения такой обязанности, то есть обстоятельств, не зависящих от обязанного лица (чрезвычайные, объективно непреодолимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц).

Доказательств наличия таких обстоятельств юридическим лицом не представлено.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременнее выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Кроме того, в силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела основанием для привлечения ПАО «Аэрофлот» к административной ответственности явилось то, что ПАО «Аэрофлот», осуществляющее международную перевозку, не приняло входящих в его обязанности мер по предотвращению незаконного проникновения Русланова А. на транспортное средство и использовало его для незаконного въезда в Российскую Федерацию, повлекшее незаконное пересечение вышеуказанным лицом Государственной границы Российской Федерации.

Событие административного правонарушения и вина ПАО «Аэрофлот» установлены старшим дознавателем подразделения процессуальной деятельности Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево Мищенко О.С. на основании представленных в материалах дела доказательствах: объяснениях сотрудников пограничного органа ФИО3 и ФИО2, копии проездного документа лица без гражданства Республики Узбекистан <№ обезличен>, копии постановления <№ обезличен> от <дата> по делу об административном правонарушении в отношении в отношении ФИО1., копии корешка посадочного талона на рейс <№ обезличен> по маршруту «/маршрут/» на имя ФИО1, копии акта об отказе во въезде в страну от <дата>, протокола об административном правонарушении (в отношении юридического лица) от <дата> и других материалах дела.

Старший дознаватель подразделения процессуальной деятельности Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево Мищенко О.С. дал надлежащую правовую оценку всем имеющимся доказательствам, а также вполне обоснованно пришёл к выводу о наличии в действиях ПАО «Аэрофлот» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо нарушений закона при рассмотрении названного административного дела допущено не было, все использованные доказательства являются допустимыми, поскольку получены в установленном законом порядке.

Действия ПАО «Аэрофлот» квалифицированы правильно, а наказание, назначенное в пределах санкции ч. 1 ст. 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом в установленные ст.29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Принимая во внимание, что обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с законом, обоснованно и справедливо, суд не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

    Постановление <№ обезличен> от <дата>, вынесенное старшим дознавателем подразделения процессуальной деятельности Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево Мищенко О.С., в отношении ПАО «Аэрофлот» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу представителя ПАО «Аэрофлот» по доверенности Порошиной Н.А. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.

Судья                                                 О.И. Пожарская

12-132/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ПАО "Аэрофлот"
Суд
Химкинский городской суд Московской области
Судья
Пожарская Ольга Игоревна
Статьи

ст.18.14 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
himki--mo.sudrf.ru
11.01.2024Материалы переданы в производство судье
15.01.2024Истребованы материалы
06.02.2024Поступили истребованные материалы
06.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
19.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее