Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-12/2024 (2-2910/2023;) ~ М-2699/2023 от 28.09.2023

Дело № 2-12/2024

УИД 26RS0010-01-2023-003877-10

Решение

именем Российской Федерации

30 января 2024 года     г.Георгиевск

    Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,

при секретаре Мартынюк Е.В.,

    с участием представителя истца – первого заместителя Георгиевского межрайонного прокурора Шейкина В.В.,

    представителей третьего лица ГБУЗ Ставропольского края «Георгиевская районная больница» - Толстиковой Г.В., Гузенко В.Р.,

    представителя третьего лица администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края Парфенова И.В.,

    представителя третьего лица ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Щербининой Д.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края к Территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае о возложении обязанности по обеспечению надлежащего состояния и готовности противорадиационного укрытия,

установил:

    Георгиевский межрайонный прокурор изначально обратился в суд с иском к ГБУЗ Ставропольского края «Георгиевская районная больница», Министерству здравоохранения Ставропольского края, в котором указал, что Георгиевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере гражданской обороны при эксплуатации и содержании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Георгиевского городского округа, и было установлено, что в соответствии с п.п. 2.4.2.5, 2.4.2.7 Устава ГБУЗ Ставропольского края «Георгиевская районная больница», данное учреждение принимает участие в деятельности по обеспечению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, реализует деятельность по совершенствованию структуры учреждения, развитию и совершенствованию его материально-технической базы.

    На территории ГБУЗ СК «ГРБ» по адресу: ул. Филатова, д. 3, г. Георгиевск, Георгиевский городской округ, Ставропольский край, расположены защитные сооружения гражданской обороны - противорадиационные укрытия с инвентарными номерами 165-27,166-27,167-27.

    Здание (административный корпус) с кадастровым номером с инвентарным номером 166-27 принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Ставропольскому краю, передано 24.11.2017 на праве оперативного управления ГБУЗ СК «ГРБ».

    Здание (пищеблок) с кадастровым номером с инвентарным номером 165-27 принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Ставропольскому краю, передано 24.11.2017 на праве оперативного управления ГБУЗ СК «ГРБ».

    Здание (главный корпус) с кадастровым номером с инвентарным номером 167-27 принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Ставропольскому краю, передано 24.11.2017 на праве оперативного управления ГБУЗ ОС «ГРБ».

    В ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой в марте 2022 года, выявлены нарушения требований федерального законодательства, предъявляемым к противорадиационным укрытиям.

    11.03.2022 в адрес главного врача ГБУЗ СК «ГРБ» межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере гражданской обороны.

    Из ответа ГБУЗ СК «ГРБ» от 20.04.2022 № 993 на представление межрайонной прокуратуры следует, что нарушения Правил № 583 не устранены ввиду отсутствия денежных средств, и что учреждением направлена заявка на выделение субсидий из средств краевого бюджета в Министерство здравоохранения Ставропольского края.

    Межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры края совместно со старшим инспектором ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПРГУ МЧС России по Ставропольскому краю и специалистом МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Георгиевска» проведена проверка указанных ЗС ГО на предмет исполнения обязанностей по содержанию объектов гражданской обороны.

    Установлено, что нарушения федерального законодательства, отраженные в представлении межрайонной прокуратуры от 11.03.2022, внесенном в адрес главного врача ГБУЗ СК «ГРБ», не устранены.

    В ПРУ, расположенном по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «ГРБ» отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны и маршруты движения укрываемых к ним, чем нарушен пункт 6.2 Правил № 583; не произведен ремонт инженерно-технического оборудования (вентиляции), чем нарушен п. 1.8 Правил № 583.

    В ПРУ, расположенном по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении главного корпуса ГБУЗ СК «ГРБ» не организовано выполнение мероприятий гражданской обороны по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (не обеспечена достаточность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов), чем нарушены пункты 1.7,1.8,3.2 Правил № 583; отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны маршруты движения укрываемых к ним, чем нарушен Правил № 583; помещения ЗС ГО должны быть сухими, чем нарушен п. 3.2.7 Правил № 583.

    В ПРУ, расположенном по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении пищеблока ГБУЗ СК «ГРБ» не организовано выполнение мероприятий гражданской обороны по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования (не обеспечена достаточность защитных свойств как сооружения в целом, так ж отельных его элементов, чем нарушены пункты 1.7,1.8,3.2 Правил № 583; помещения ЗС ГО должны быть сухими, чем нарушен п. 3.2.7 Правил № 583; отсутствует обозначение защитного сооружения гражданской обороны ж маршруты движения укрываемых к ним, чем нарушен пункт 6.2 Правил № 583.

    В связи с изложенными обстоятельствами, истец просил обязать ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» в течение 12 месяцев с даты вступления в силу решения суда обеспечить состояние готовности защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, путем устранения выявленных нарушений законодательства, а именно: в противорадиационном укрытии, расположенном по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» устранить нарушения пункта 6.2 Правил № 583 и установить обозначение защитного сооружения гражданской обороны и маршруты движения укрываемых к ним; устранить нарушения пункта 1.8 Правил № 583 и произвести ремонт инженерно- технического оборудования (вентиляции); в противорадиационном укрытии, расположенном по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении главного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» устранить нарушения пунктов 1.7,1.8,3.2 Правил № 583 и организовать исправное состояние внутреннего инженерно-технического оборудования, обеспечив достаточность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных ш) элементов, устранить нарушения пункта 6.2 Правил № 583 и установить обозначение защитного сооружения гражданской обороны и маршруты движения укрываемых к ним, устранить нарушения пункта п. 3.2.7 Правил № 583, обеспечив содержание помещения сухим; в противорадиационном укрытии, расположенном по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении пищеблока ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» устранить нарушения пунктов 1.7,1.8,3.2 Правил № 583 и организовать исправное состояние внутреннего инженерно-технического оборудования, обеспечив достаточность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов; устранить нарушения пункта п. 3.2.7 Правил № 583, обеспечив содержание помещения сухим; устранить нарушения пункта 6.2 Правил № 583 и установить обозначение защитного сооружения гражданской обороны и маршруты движения укрываемых к ним.

    Кроме того, просил возложить обязанность на Министерство здравоохранения Ставропольского края сформировать государственное задание для ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» в целях обеспечения состояния готовности защитных сооружений гражданской обороны путем устранения выявленных нарушений законодательства, приведенных выше.

    Определением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 18.10.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечено ООО «ТАИС», определением того же суда от 22.11.2023 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ТУ Росимущества в Ставропольском крае), а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования Министерство финансов России, определением того же суда от 20.12.2023 к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования привлечены ГУ МЧС Ставропольского края и МКУ ГМО СК «Управление ГОЧС».

    Этим же определением суда в порядке ст. 39 ГПК РФ приняты исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора, в соответствии с которыми истец просил возложить обязанность на ТУ Росимущество в Ставропольском крае в течение 12 месяцев с даты вступления в силу решения суда обеспечить надлежащее состояние и готовность противорадиационного укрытия к приему укрываемых, расположенного по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница», а именно установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с требованиями пункта 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, за счет казны Российской Федерации.

    Определением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 10.01.2024 производство по гражданскому делу прекращено в части исковых требований, предъявленных к ответчикам ГБУЗ Ставропольского края «Георгиевская районная больница», Министерству здравоохранения Ставропольского края, в связи с отказом истца от иска к данным ответчикам, ГБУЗ Ставропольского края «Георгиевская районная больница», Министерство здравоохранения Ставропольского края привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования.

    Таким образом, истец окончательно сформулировал свои исковые требования к ответчику ТУ Росимущества в Ставропольском крае, в соответствии с которыми просит возложить обязанность на ТУ Росимущества в Ставропольском крае в течение 12 месяцев с даты вступления в силу решения суда обеспечить надлежащее состояние и готовность противорадиационного укрытия к приему укрываемых, расположенного по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница», а именно установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с требованиями пункта 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, за счет казны Российской Федерации.

    В судебном заседании представитель истца Шейкин В.В. свои уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

    Представители третьего лица ГБУЗ Ставропольского края «Георгиевская районная больница» Толстикова Г.В. и Гузенко В.Р. поддержали заявленные исковые требования, указав, что действительно, система вентиляции в рассматриваемом подвальном помещении административного корпуса больницы отсутствует. Ранее выявленные нарушения были устранены медицинским учреждением собственными силами, при этом ПРУ, именно в качестве объекта ЗС ГО, на баланс ГБУЗ Ставропольского края «Георгиевская районная больница» не передавались, им переданы на праве управления лишь сами здания больницы.

    Представитель администрации Георгиевского муниципального округа Ставропольского края Парфенов И.В. просил принять решение в соответствии с действующим законодательством, указал, что ПРУ, расположенные по адресу: ул. Филатова, д. 3, г. Георгиевска Ставропольского края, в ведение муниципалитета не передавались.

    Представитель третьего лица ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Щербинина Д.В. поддержала заявленные исковые требования, просила их удовлетворить, указала, что рассматриваемое ПРУ не готово к приему укрываемых, в нем отсутствует система вентиляции.

    Представитель ответчика, надлежаще уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд в известность не поставил, об отложении рассмотрения дела не просил.

    Представители третьих лиц Министерства здравоохранения Ставропольского края, Министерства финансов России, ООО «ТАИС», ГУ МЧС Ставропольского края, МКУ ГМО СК «Управление ГОЧС», Министерства имущественных отношений Ставропольского края, в судебное заседание не явились.

    Суд, с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

    Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, оценивая добытые доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

    Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

    Как установлено судом, в марте 2022 года Георгиевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере гражданской обороны при эксплуатации и содержании защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Георгиевского городского округа.

    Так, на территории ГБУЗ СК «ГРБ» по адресу: ул. Филатова, д. 3, г. Георгиевск, Георгиевский городской округ, Ставропольский край, в подвальных помещениях расположены защитные сооружения гражданской обороны - противорадиационные укрытия с инвентарными номерами в следующих зданиях: административный корпус с кадастровым номером с инвентарным номером ; пищеблок с кадастровым номером с инвентарным номером , главный корпус с кадастровым номером с инвентарным номером .

    Вышеуказанные здания переданы ГБУЗ СК «ГРБ» Министерством имущественных отношений Ставропольского края 24.11.2017 на праве оперативного управления ГБУЗ СК «Георгиевская района больница» в соответствии с передаточным актом от 24.11.2017.

    Между тем, обозначенные выше противорадиационные укрытия, расположенные в подвальных помещениях этих зданий, ни на каком праве, и ни по какому-либо документу, в том числе по передаточному акту, ГБУЗ СК «Георгиевская района больница» не передавались.

    В соответствии со сведениями, представленными ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, в сводной ведомости защитных сооружений гражданской обороны, составленной по результатам инвентаризации, проведенной на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 09 июля 2018 г. № 324-р «О проведении в 2018 году инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Ставропольском крае», комиссиями, в состав которых входили представители от администраций городских и муниципальных округов Ставропольского края, а также собственники объектов, на территориях которых расположены ЗС ГО, по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, числятся следующие объекты гражданской обороны:

     - защитное сооружение типа: противорадиационное укрытие площадью 856 кв.м., класса П-4, вместимостью 150 человек, инвентарный , в реестре МЧС России ;

     - защитное сооружение типа: противорадиационное укрытие площадью 1477 кв.м., класса П-4, вместимостью 420 человек, инвентарный , в реестре МЧС России ;

     - защитное сооружение типа: противорадиационное укрытие площадью 1477 кв.м., класса П-4, вместимостью 320 человек, инвентарный , в реестре МЧС России .

    Согласно представленным в материалы дела паспортам убежища (противорадиационного укрытия):

    - ПРУ № 1 (главный корпус) принято в эксплуатацию 28.09.1962, общая площадь 1721 кв.м., вместимость 320 человек, время приведения в готовность 32 часа, класс убежища (группа укрытия) П-4, 3 входа, вентиляционная система приточная;

     - ПРУ № 2 (административный корпус) принято в эксплуатацию 28.08.1996, площадь 1477 кв.м., вместимость 420 человек, время приведения в готовность 24 часа, класс убежища (группа укрытия) П-4, 1 вход, 1 вход аварийный, вентиляционная система приточная;

    - ПРУ № 3 (пищеблок) принято в эксплуатацию 22.08.1996, площадь 856 кв.м., вместимость 150 человек, время приведения в готовность 24 часа, класс убежища (группа укрытия) П-4, 1 входа 2, вход аварийный 1, вентиляционная система приточная.

    Вышеуказанные паспорта подписаны ответственным представителем организации, эксплуатирующей защитное сооружение, и представителем органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

    В соответствии с актами проверки содержания и использования защитного сооружения ГО от 28.05.2018, в каждом защитном сооружении отсутствует система вентиляции.

    Как следует из материалов проверки, проведенной Георгиевской межрайонной прокуратурой Ставропольского края совместно с сотрудниками ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, в период с 13 по 15 марта 2023 при выезде по месту нахождения защитных сооружений (ПРУ), расположенном в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, выявлено, что в указанном ПРУ не произведен ремонт инженерно-технического оборудования (вентиляции), чем нарушен пункт 1.8 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

    В соответствии с информацией ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 05.12.2023, то есть в ходе рассмотрения дела судом, при обследовании защитного сооружения (ПРУ), расположенного в подвальных помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, выявлено, что в указанном ПРУ, в нарушение п. 1.8, п. 3.2.11 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», отсутствует инженерно-техническое оборудование (вентиляция).

    В соответствии с п. 1.8, п. 3.2.11 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.     В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.

    Из акта осмотра, проведенного первым заместителем Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края Шейкиным В.В., совместно с главным врачом ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» Медовой Т.М., инспектором ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Щербининой Д.В. следует, что в ПРУ, расположенном в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3 в нарушение п. 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны № 583 от 15.12.2002, отсутствует вентиляция с механическим побуждением, а само укрытие находится в ненадлежащем состоянии и не готово к приему укрываемых.

    Обращаясь в суд с настоящим иском, Георгиевский межрайонный прокурор, с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать ответчика в течение 12 месяцев с даты вступления в силу решения суда обеспечить надлежащее состояние и готовность противорадиационного укрытия к приему укрываемых, расположенного по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница», а именно установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с требованиями пункта 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, за счет казны Российской Федерации.

    В соответствии с п. 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, снабжение противорадиационных укрытий воздухом осуществляется за счет естественной вентиляции и вентиляции с механическим побуждением, а укрытий - за счет естественной вентиляции, если иное не предусмотрено проектной документацией.

    Таким образом, судом по делу достоверно установлено, что в ПРУ, расположенном в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница» по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, инженерно-техническое оборудование (вентиляция), отсутствует.

    Разрешая вопрос о надлежащем ответчике в рамках рассматриваемого спора, суд учитывает следующее.

    В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

    Согласно пункту 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению N 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

    В силу пункта 1 приложения 3 к постановлению N 3020-1 такие объекты государственной собственности, как жилой и нежилой фонд, находящийся в ведении соответствующих советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности, собственности Москвы и Санкт-Петербурга.

    Пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

    До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

    В соответствии с п. 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом «Об утверждении положений о территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом», территориальный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, за исключением случаев, установленных пунктами 5.32 и 5.33 пункта 5 настоящего положения, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим положением.

    Таким образом, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольскому крае является органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, расположенного на территории Ставропольского края.

    В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    Согласно статьям 1, 2, 6 Федерального закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной защиты и коллективной защиты. Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны.

    В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 года N 1309 (ред. от 30.10.2019 года) "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

    Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, которое определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

    Кроме того, Приказом МЧС России от 14.11.2008 года № 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.

    Согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 года №583, требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационных укрытий (ПРУ) и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

    В соответствии с пунктом 16.4 вышеназванного Положения № 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.

    Таким образом, должна быть обеспечена безопасность жизни и здоровья граждан и имущества физических лиц на территории Ставропольского края при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

    Отсутствие пригодного для эксплуатации ЗС ГО создает угрозу жизни и здоровья граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

    На основании вышеизложенного, в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, имеются основания для удовлетворения иска прокурора с учетом минимального перечня мероприятий, необходимых для обеспечения готовности к использованию по назначению ЗС ГО - противорадиационного укрытия, расположенного в подвальном помещении административного корпуса ГЬУЗ СК «Георгиевская районная больница и данных о состоянии защитного сооружения по результатам инвентаризации, проведенной на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края от 09 июля 2018 г. № 324-р «О проведении в 2018 году инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Ставропольском крае», сведений ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 05.12.2023.

    Поскольку надлежащим ответчиком по данному спору является ТУ Росимущества Ставропольского края в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности, а уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, и рассматриваемое ЗС ГО из состава федеральной собственности не выбывало, обязанность по приведении в надлежащее минимально требуемое состояние рассматриваемого защитного сооружения должно быть возложена на ТУ Росимущества Ставропольского края.

    Неприведение данного защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние нарушает права неопределенного круга на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайной, техногенной ситуации.

    Согласно пунктам 1, 4 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296 ГК РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

    Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    По смыслу указанной нормы субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публично-правовое образование (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.

    Согласно пункту 5.3 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение № 432), в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Росимущество.

    На основании пункта 4 Положения № 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    Из изложенного следует, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные органы.

    Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

    Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 13), положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.

    На финансовые органы – Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

    Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации ил за счет средств местного бюджета (статья 242.2 БК РФ).

    По общему правилу за счет казны соответствующего публично-правового образования исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.

    В пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ № 13 разъяснено, что при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает о взыскании вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации (статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).

    Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями статей 242.3 – 242.6 БК РФ. Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3 – 242.6 БК РФ. Исполнение судебного акта проводится самим должником – соответствующим казенным учреждением.

    К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 БК РФ, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.

    В связи с этим в указанном порядке, в частности, как отмечено в пункте 19 Постановления Пленума ВС РФ № 13, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.

    Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 статьи 161 БК РФ, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.

    Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.

    Так как финансовое обеспечение деятельности федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (статья 6, пункт 2 статьи 161 БК РФ), а сами они, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами, то применительно к рассматриваемому случаю, взыскание производится непосредственно с соответствующего органа.

    Как уже было сказано выше, в силу содержания Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), его территориальные управления.

    Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.06.2023 № 131 утверждено положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее – ТУ Росимущества и Положение).

    В соответствии с Положением ТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника, в том числе в отношении федерального имущества, расположенного на территории Ставропольского края.

    Из пункта 4 упомянутого Положения следует, что территориальный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, за исключением случаев, установленных пунктами 5.32 и 5.33 пункта 5 настоящего положения, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим положением.

    Таким образом, полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и расположенного на территории Ставропольского края, осуществляет соответствующее Территориальное управление Росимущества, функции которого возложены на ответчика по настоящему делу.

    Соответственно, финансирование исполнения судебного акта, в таком случае, следует производить за счет средств бюджета ТУ Росимущества в Ставропольском крае, а не за счет средств казны Российской Федерации.

    С учетом особенностей финансирования бюджетных учреждений и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что исполнение указанной обязанности должно быть выполнено в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

    Исковые требования Георгиевского межрайонного прокурора Ставропольского края к Территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае о возложении обязанности по обеспечению надлежащего состояния и готовности противорадиационного укрытия, - удовлетворить.

    Возложить обязанность на ТУ Росимущества в Ставропольском крае в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить надлежащее состояние и готовность противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: г. Георгиевск, ул. Филатова, 3, в подвальном помещении административного корпуса ГБУЗ СК «Георгиевская районная больница», к приему укрываемых, а именно: установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с требованиями пункта 3.3.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 15.12.2002 № 583, за счет средств бюджета ТУ Росимущества в Ставропольском крае.

    Настоящее решение суда подлежит исполнению за счет средств федерального бюджета, выделяемых Территориальному управлению Росимущества в Ставропольском крае на реализацию своих полномочий, в порядке статьи 242.3 БК РФ.

    Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения.

(мотивированное решение изготовлено 06 февраля 2024 года)

Судья               Ю.В.Курбанова

2-12/2024 (2-2910/2023;) ~ М-2699/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Георгиевский межрайонный прокурор
Ответчики
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае
Другие
Министерство имущественных отношений Ставропольского края
Администрация Георгиевского городского округа
Министерство здравоохранения Ставропольского края
ГБУЗ Ставропольского края «Георгиевская районная больница»
МКУ ГМО СК "Управление ГОЧС"
ОНД и ПР по Георгиевскому городскому округу УНД и ПР ГУ МЧС России по Ставропольскому краю
ООО "ТАИС"
Министерство финансов России
ГУ МЧС Ставропольского края
Суд
Георгиевский городской суд Ставропольского края
Судья
Курбанова Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
georgievsky--stv.sudrf.ru
28.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2023Передача материалов судье
03.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Подготовка дела (собеседование)
18.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2023Подготовка дела (собеседование)
22.11.2023Подготовка дела (собеседование)
22.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2023Подготовка дела (собеседование)
20.12.2023Подготовка дела (собеседование)
20.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.01.2024Предварительное судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее