Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 ноября 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Двинских К.В.
с участием прокурора Зоричевой Е.С.
с участием представителя административного истца по доверенности Лезиной Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1946/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сайвер» о признании недействующим нормативного правового акта в части,
У с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Сайвер» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включении в него под пунктом 3757 нежилого здания с кадастровым номером №, также просило взыскать в его пользу государственную пошлину в размере 4500 руб.
Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, являющегося частью включенного в Перечень здания. Нежилое здание не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не является ни административно-деловым, ни торговым центром. Согласно документов технической инвентаризации расположенные в здании кафе, бар и мойка составляют менее 20 % от общей площади здания ( 2,11 %), наименование помещений «кабинет» не тождественно наименованию «офис», остальные помещения не являются офисными или торговыми объектами, объектами общественного питания или бытового обслуживания. Сведения о земельном участке, на котором расположено здание, отсутствуют в сведениях ЕГРН. Включение указанного объекта в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Лезина Ю.Ю. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечень исходя из его наименования - «спортивно-оздоровительный центр», позволяющего разместить в нем торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 22 октября 2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год.
В указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером № (пункт 3757).
Приказ министерства от 22 октября 202й года № 2233 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания ( часть 6).
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Сайвер» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 446,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение – нежилое, наименование-часть объекта.
Нежилое помещение расположено в нежилом здании с кадастровым номером № площадью 5170,1 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>
Согласно выписки из ЕГРН назначение этого здания- нежилое, наименование- спортивно-оздоровительный комплекс. Здание не имеет собственника.
Согласно материалов инвентаризации ( инвентарный 49240) по домовладению <адрес>, по состоянию на 17.12.2003 года (14.01.2004 года, 17.01.2004 года) в нежилом здании на площади 5 170,1 кв.м. расположены лестничные клетки, кладовые, склад, мясной цех, холодильная камера, коридоры, гаражи, кабинеты, оружейная, подсобные, санузлы, комнаты дежурного, вентиляционная камера, раздевалки, гардеробы, кафе площадью 47 кв.м., бар площадью 45,1 кв.м., мойка площадью 8,3 кв.м., овощной цех, пультовая, комнаты отдыха, парная площадью 9,2 кв.м., тамбуры, сауна (площадью 20,9 кв.м., 86,6 кв.м), гостиничные номера, актовые залы, учебный кабинет, комната вахтера, душевые, умывальник, спортивный зал, шкафы, бытовая.
Площадь объектов общественного питания ( кафе, бар, мойка) и площадь объектов бытового обслуживания ( парная, сауна) составляет 217,1 кв.м., что от общей площади здания составляет 4,19 %.
Кабинеты не отождествляются с офисами, остальные помещения не являются торговыми объектами, объектами офисного назначения, объектами общественного питания или бытового обслуживания.
Административным истцом представлен технический паспорт на принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение, выполненный Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ по состоянию на 8 июня 2004 года, следует, что на площади 446,3 кв.м. расположены лестничные клетки, кладовые, лестничная клетка, мясной цех, склады, холодильная камера, коридоры, санузел, раздевалка, кухня площадью 21,0 кв.м, бар площадью 45,1 кв.м., гардероб, кафе площадью 47,0 кв.м, мойка площадью 8,3 кв.м, овощной цех, подсобные, кабинеты.
В техническом паспорте помещения отсутствуют помещения бытового обслуживания, помещения кафе, кухни, мойки, бара составляют 121,4 кв.м, что от площади здания составляет 2,34 %. Помещения бытового обслуживания, торговые или офисные в помещении отсутствуют.
В нежилом здании помимо помещения, принадлежащего административному истцу, расположены также нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №.
На указанные нежилые помещения представлены выписки из ЕГРН, согласно которым помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование- нежилое помещение; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование- часть объекта; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование- часть объекта; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование- часть объекта; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование- нежилое помещение Литеры Ы 4 этаж: комнаты №№ 33-35; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование- часть объекта; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование-часть объекта; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование –гараж; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование –гараж; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование –часть объекта; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, данные о наименовании отсутствуют; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование –нежилое помещение; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, наименование –нежилое помещение; помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, сведения о наименовании отсутствуют;
помещение с кадастровым номером № имеет назначение –нежилое, сведения о наименовании отсутствуют.
В ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке по адресу: <адрес>
Таким образом, наименования здания и находящихся в нем помещений, сведения технической документации, отсутствие сведений о фактическом использовании здания или помещений в нем, о земельном участке под зданием не позволяли Министерству включить нежилое здание в Перечень на 2022 год.
Доводы Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что наименование здания- спортивно-оздоровительный комплекс – позволяет размещать на нем торговые объекты, объекты общественного питания или бытового обслуживания, являются несостоятельными, поскольку наименование здания не позволяет сделать такой вывод.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2022 год в части включения в него под пунктом 3757 нежилого здания с кадастровым номером №, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
В связи с тем, что решение принято в пользу административного истца, в его пользу подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4500 руб. с министерства имущественных отношений Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «Сайвер» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 3757 нежилого здания с кадастровым номером №.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сайвер» государственную пошлину в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2023 года.