Дело № 2-89/2024
УИД: 91RS0008-01-2023-002141-13
Решение
Именем Российской Федерации
город Джанкой 15 февраля 2024 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Решетнева А.С.,
при секретаре судебного заседания - Ельцовой А.А.,
с участием истца - ФИО1,
представителя ответчика - ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
помощника Джанкойского межрайонного прокурора - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО5 о признании увольнения незаконным, восстановление на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Джанкойский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление ФИО1 к ФИО5 о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, которое мотивировано следующим.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и истцом ФИО1 заключен трудовой договор №, последний осуществлял трудовую деятельность в должности контролера пассажирского транспорта отдела линейного контроля. Как следует из содержания п. 1.1 и 1.4 заключенного трудового договора, по настоящему трудовому договору Работодатель в соответствии с письменным заявлением Работника, принимает его на работу по профессии контролер пассажирского транспорта отдела линейного контроля ФИО104 Работник осуществляет работу в структурном подразделении Работодателя - отдел линейного контроля ФИО5 расположенный по адресу: <адрес>. Согласно п. 2.1, 2.2 указанного трудового договора, данный трудовой договор распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между его сторонами с ДД.ММ.ГГГГ и заключен на неопределенный срок.
Приказом генерального директора ФИО5 ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ исключена из штатного расписания отдела линейного контроля ФИО5 следующая должность: контролер пассажирского транспорта - 26 штатных единиц с окладом 27 949,00 руб. ДД.ММ.ГГГГ истцу было вручено уведомление о том, что занимаемая им должность - контролер пассажирского транспорта отдела линейного контроля будет сокращена, а также приказ ГУП РК «Крымтроллейбус» № от ДД.ММ.ГГГГ «О структурной реорганизации и сокращении штата работников ФИО5. Кроме этого, истцу был вручен перечень вакантных должностей ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФИО5 с заявлением о переводе на должность начальника маршрута городского отдела эксплуатации, однако, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в переводе на указанную должность по тем основаниям, что у истца отсутствует стаж работы в соответствующей должности.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФИО5 с заявлением о переводе на должность ревизора по безопасности дорожного движения отдела безопасности дорожного движения, однако, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в переводе на указанную должность по тем основаниям, что у истца отсутствует удостоверение на право управление троллейбусом с квалификацией не ниже 2 класса.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФИО5 с заявлением о переводе на должность диспетчера по выпуску СТРУ, <данные изъяты>, однако, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в переводе на указанную должность по тем основаниям, что у истца отсутствует стаж работы в соответствующей должности.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФИО5 с заявлением о переводе на должность начальника <данные изъяты>, однако, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в переводе на указанную должность по тем основаниям, что у истца отсутствует стаж работы в соответствующей должности.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФИО5 с заявлением о переводе на должность начальника филиала Автоколонна, однако, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в переводе на указанную должность по тем основаниям, что у истца отсутствует стаж работы по профилю филиала или стажа работы на руководящих должностях.
Приказом генерального директора ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный трудовой договор был расторгнут в связи с сокращением штата работников предприятия.
Истец считает, что его права как работника были нарушены, поскольку он имеет практический опыт работы на предприятии с декабря 2018, а потому может претендовать на перечисленные вакантные должности. Кроме того, отсутствие соответствующего опыта работы не может быть признано объективным и законным основанием для отказа работнику в переводе на иную должность при проведении процедуры реорганизации и сокращения штата работников.
На основании изложенного, просит признать незаконным и отменить приказ генерального директора ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении ФИО1», восстановить в должности контролера пассажирского транспорта отдела линейного контроля ФИО5 ФИО1, взыскать с ФИО5 в пользу ФИО1 средний заработок за период вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, взыскать с ФИО5 в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в самом исковом заявлении, считает, что сокращение штата в структурном подразделении «Отдел линейного контроля» в 26 штатных единиц должности «контролер пассажирского транспорта» носило фиктивный характер, оснований для отказа в переводе на иные должности не было.
Представитель ответчика ФИО5, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, считала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях ответчика, пояснила, что истец не соответствует квалификационным требованиям для назначения на спорные должности, поскольку стаж его работы проходил в должности, относящейся к категории «служащие», для назначения на должности, выбранные истцом на перевод, относящиеся к категории «руководители», «специалисты», у истца отсутствует не только необходимый стаж, но и практический опыт.
Помощник Джанкойского межрайонного прокурора ФИО4 дала заключение об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Составной частью провозглашённой в ст. 37 Конституции РФ свободы труда является основанное на законе прекращение трудовых отношений.
Из этого конституционного положения, во взаимосвязи с нормами ТК РФ следует, что законность увольнения предполагает увольнение по основанию, указанному в законе, и с соблюдением установленной законом процедуры.
Статьей 15 ТК РФ установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Частью 1 статьи 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Так, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и истцом ФИО1 заключен трудовой договор №, последний осуществлял трудовую деятельность в должности контролера пассажирского транспорта отдела линейного контроля ФИО5 (л.д.15-17 том №1). Указанное обстоятельство подтверждается также Приказом генерального директора ФИО5 ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ (л..113 том №1).
Как следует из содержания п. 1.1 и 1.4 заключенного трудового договора, по настоящему трудовому договору Работодатель в соответствии с письменным заявлением Работника, принимает его на работу по профессии контролер пассажирского транспорта отдела линейного контроля ФИО5 Работник осуществляет работу в структурном подразделении Работодателя - отдел линейного контроля ГУП РК «Крымтроллейбус», расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно п. 2.1, 2.2 указанного трудового договора, данный трудовой договор распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между его сторонами с ДД.ММ.ГГГГ и заключен на неопределенный срок.
Также, п. 5.2.3 указанного договора предусмотрено право работодателя расторгнуть настоящий договор в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ, п. 5.2.7 предусмотрено право работодателя издавать локальные нормативные акты.
Приказом генерального директора ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный трудовой договор был прекращен (расторгнут) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.110).
Приказом генерального директора ФИО5. № от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении на работе ФИО1», истец был восстановлен в должности контролера пассажирского транспорта отдела линейного контроля ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.109 том №1).
Согласно штатного расписания ФИО5 действующего с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, в структурном подразделении «Отдел линейного контроля» было предусмотрено 26 штатных единиц должности «контролер пассажирского транспорта» (л.д.76-99 том №1).
Согласно перечня изменений к штатному расписанию № действующего с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, в структурном подразделении «Отдел транспортной безопасности» введена должность сторожа, сведения о выведении 26 штатных единиц должности «контролер пассажирского транспорта» отсутствуют (л.д.11-12 том №).
Согласно перечня изменений к штатному расписанию ФИО5 действующего с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о выведении 26 штатных единиц должности «контролер пассажирского транспорта» отсутствуют (л.д.13-15 том №).
Согласно перечня изменений к штатному расписанию ФИО5 действующего с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о выведении 26 штатных единиц должности «контролер пассажирского транспорта» отсутствуют (л.д.16-17 том №2).
Приказом генерального директора ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ исключена из штатного расписания отдела линейного контроля ФИО5 следующая должность: контролер пассажирского транспорта - 26 штатных единиц с окладом 27 949,00 руб. Согласно текста указанного приказа, решено ввести в действие организационную структуру ФИО5 и штатное расписание после проведения организационно-штатных мероприятий. Начальнику управления кадров ФИО58 было поручено обеспечить уведомление в письменной форме: ФИО59 о принятом решении о сокращении штата работников и возможности расторжении трудовых договоров в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Срок - за два месяца до даты увольнения; Профсоюзного комитета ФИО5 о планируемом сокращении штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками, являющимися членами профсоюза в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Срок - за два месяца до даты увольнения; уведомить работников, занимающих должности, перечисленные в п. 1 настоящего приказа, о предстоящем сокращении штата, возможном расторжении трудовых договоров профсоюза в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Срок - за два месяца до даты увольнения. Также дано распоряжение предложить высвобождаемым работникам другую, имеющуюся на предприятии работу (вакантные должности), соответствующую их квалификации и состоянию здоровья. Срок - в течении срока предупреждения об увольнении. Заместителю начальника финансово-экономического управления ФИО7 поручено подготовить проект организационной структуры и проект изменений в штатное расписание, срок - до ДД.ММ.ГГГГ, заместителю начальника управления кадров по делопроизводству ФИО8 поручено довести приказ до ответственных лиц под личную подпись (л.д.18-19, 111 т.1).
Согласно штатного расписания ФИО5 действующего с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, в структурном подразделении «Отдел линейного контроля» отсутствует должность «контролер пассажирского транспорта» (л.д.37-66 том №2).
Согласно перечня изменений к штатному расписанию ГУП РК «Крымтроллейбус», действующего с ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о введении должности «контролер пассажирского транспорта» отсутствуют (л.д.67-76 том №2).
Согласно вышеназванного перечня изменений к штатному расписанию, утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, в структурном подразделении «Отдел линейного контроля» отсутствует должность «контролер пассажирского транспорта» (л.д.200-210 том №1).
ДД.ММ.ГГГГ истцу было вручено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что занимаемая им должность - контролер пассажирского транспорта отдела линейного контроля будет сокращена, а также приказ ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ «О структурной реорганизации и сокращении штата работников ФИО5 Указанным уведомлением ФИО1 разъяснен порядок расторжения трудового договора, право работника на замещение им иных вакантных мест в ФИО5 а также предложено предоставить информацию о наличии у работника преимущественного права на оставление на работе при сокращении штата или запретов на увольнение (л.д.20, 115 том №1).
Также истцу ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был вручен перечень вакантных мест в ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его собственноручная подпись (л.д.46-48 том №1), ДД.ММ.ГГГГ вручен перечень вакантных мест в ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его собственноручная подпись (л.д.49-52 том №1), ДД.ММ.ГГГГ вручен перечень вакантных мест в ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его собственноручная подпись (л.д.52 обратная сторона-55 том №1).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в ФИО5 с заявлением о переводе на должность начальника маршрута городского отдела эксплуатации филиала Автоколонна (л.д.58 том №1), однако, письмом ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в переводе на указанную должность по тем основаниям, что у истца отсутствует стаж работы на должности начальника маршрута либо иной должности, соответствующей этой (л.д.24,61 том №1).
Согласно п. 2.1 должностной инструкции начальника маршрута городского филиала Автоколонна ФИО5 утвержденной генеральным директором ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, на должность начальника маршрута городского филиала Автоколонна принимается лицо, имеющее среднее профессиональное (техническое) образование или высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на автомобильном предприятии или аналогичном предприятии в соответствующей должности не менее трех лет (л.д.184-188 том №1).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в ФИО5 с заявлением о переводе на должность ревизора по безопасности дорожного движения отдела безопасности дорожного движения (л.д.57 обратная сторона том №1), однако, письмом ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в переводе на указанную должность по тем основаниям, что у истца отсутствует удостоверение на право управление троллейбусом с квалификацией не ниже 2 класса (л.д.25,59 том №1).
Согласно п. 1.1 должностной инструкции ревизору по безопасности движения ФИО5 №, утвержденной генеральным директором ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, должность ревизора по безопасности движения отдела безопасности дорожного движения относится к профессиональной группе «специалисты», согласно п. 6.1 настоящей должностной инструкции на должность ревизора по безопасности движения отдела безопасности дорожного движения принимается лицо, имеющее базовое или неполное высшее образование соответствующего направления, а также иметь удостоверение на право управления троллейбусом и квалификацию не ниже 2-го класса (л.д.100-103 том №1).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в ФИО5 с заявлением о переводе на должность диспетчера по выпуску СТРУ, <данные изъяты> (л.д.56 том №1), однако, письмом ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в переводе на указанную должность по тем основаниям, что у истца отсутствует стаж работы в должности диспетчера в автомобильном транспорте (не менее шести месяцев) (л.д.26,60 том №).
Согласно п. 2.1 должностной инструкции диспетчера по выпуску Диспетчерского отдела Службы движения ФИО5, утвержденной генеральным директором ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, лицо, претендующее на должность диспетчера по выпуску, должно иметь диплом об образовании не ниже среднего профессионального и стаж работы на должности диспетчера в автомобильном транспорте не менее шести месяцев, по состоянию здоровья способный выполнять работу, связанную со сменным характером работы, обученный безопасным методам работы и прошедший стажировку не менее четырех смен (л.д.67-72 том №1)
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в ФИО5 с заявлением о переводе на должность начальника <данные изъяты> (л.д.56 обратная сторона том №1), однако, письмом ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в переводе на указанную должность по тем основаниям, что у истца отсутствует стаж работы в соответствующей должности в автомобильном транспорте (не менее трех лет) (л.д.27,66 том №1).
Согласно п. 2.1 должностной инструкции начальника участка филиала Автоколонна ФИО5 утвержденной генеральным директором ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, на должность начальника участка филиала Автоколонна принимается лицо, имеющее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на соответствующей должности в автомобильном транспорте не менее трех лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на соответствующей должности в автомобильном транспорте не менее пяти лет (л.д.104-107 том №).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в ФИО5 с заявлением о переводе на должность начальника филиала Автоколонна (л.д.57 том №), однако, письмом ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в переводе на указанную должность по тем основаниям, что у истца отсутствует стаж работы по профилю филиала (не менее трех лет) или стажа работы на руководящих должностях (не менее пяти лет) (л.д.28, 108 том №).
Согласно п. 1.2 должностной инструкции начальника филиала Автоколонна ФИО5 №, утвержденной генеральным директором ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, должность начальника филиала Автоколонна относится к категории «руководители», согласно п. 1.3 настоящей должностной инструкции на должность начальника филиала Автоколонна принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по профилю не менее трех лет или высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет (л.д.62-65 том №).
Приказом генерального директора ФИО5 №л от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ с контролером пассажирского транспорта отдела линейного контроля ФИО1 был расторгнут в связи с сокращением штата работников предприятия. С указанным приказом ФИО1 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его собственноручная подпись (л.д.29, 112 т.1).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в результате сокращения расторгнуты трудовые договоры со всеми работниками, занимающие должности контролера пассажирского транспорта отдела линейного контроля ФИО5 (л.д.134,137-157 т.1).
Согласно личной карточки работника ФИО1, заведенной ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет среднее техническое образование, имеет стаж работы более четырех лет в должности контролера пассажирского транспорта отдела линейного контроля ФИО5 (л.д.116-118).
Согласно п. 2.1 должностной инструкции контролера пассажирского транспорта отдела линейного контроля ФИО5 утвержденной генеральным директором ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, должность контролера пассажирского транспорта отдела линейного контроля ФИО5 относится к категории «служащие», на которую принимается лицо, имеющее общее среднее образование без предъявления к стажу работы (л.д.173-178 том №1).
Истец ФИО1 имеет оконченное высшее образование по специальности «организация перевозок и управления на транспорте (автомобильный), квалификация инженер транспорта, что подтверждается дипломом об образовании серии №, выданным <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.118-119 том №2).
В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика указал, что статьей 22 ТК РФ работодателю дано право принимать локальные нормативные акты. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя. Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О структурной реорганизации и сокращении штата работников ФИО5 исключена из штатного расписания отдела линейного контроля ФИО5 должность «контролера пассажирского транспорта 26 штатных единиц». В результате проведенной процедуры сокращения расторгнуты трудовые договоры со всеми работниками, занимающими должность «контроллер пассажирского транспорта», а именно: ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО1, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 (л.д.134,137-157 том №1). Трудовая книжка истца выдана на руки в день увольнения, таким образом, сокращение была проведено в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, с целью соблюдения положений ст. 57 ТК РФ, законодательства о социальном страховании в штатном расписании ФИО5 к каждой должности указывается код профессии из Общероссийского классификатора занятий № с изменением № от ДД.ММ.ГГГГ (далее ОКЗ). В действующем ОКЗ принято четыре уровня квалификации. Первый уровень квалификации соответствует основному общему образованию и среднему общему образованию, второй уровень квалификации - профессиональному обучению; третий - среднему профессиональному образованию; четвертый высшему образованию и ученой степени. Как следует из штатного расписания ФИО5 профессия контролера пассажирского транспорта советует коду по ОКЗ 5112 - относится к 5-й группе «Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности». Малая подгруппа «5112 Кондукторы общественного транспорта». Кондукторы общественного транспорта проверяют и выдают билеты и обеспечивают безопасность и комфорт пассажиров поездов, трамваев, автобусов и другого общественного транспорта. Как усматривается из содержания раздела, к указанной группе профессий требования к квалификации и стажу не предъявляются. Профессия относится к первому уровню квалификации, т.е. требуется наличие основного общего или среднего общего образования, что также отражено в должностной инструкции. Таким образом, в период работы на предприятии истец выполнял простой, неквалифицированный труд.
В рамках процедуры сокращения истец написал заявления на перевод на должности 1 группы ОКЗ Руководители, а именно, на должность начальника маршрута городского отдела эксплуатации автоколонны (код 01431325), квалификационные требования: специальное образование и стаж на руководящей должности не менее 3 лет; на должность начальника Симферопольского участка филиала Автоколонна (1322), квалификационные требования: специальное образование и стаж на руководящей должности не менее 3 лет; на должность начальника филиала Автоколонна (код ОКЗ 1325), квалификационные требования: специальное образование и стаж работы по профилю не менее 3х лет или специальное образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 5-ти лет.
Объединяющим признаком указанных должностей является то, что все относятся к группе по ОКЗ - «Руководители». Для занятия указанных должностей требуется не только специальное образование, но и опыт работы на руководящих должностях не менее 3 лет. К начальнику автоколонны, в случае отсутствия стажа руководящей работы, предъявляются требования к стажу работы по специальности. Стаж работы по указанным специальностям у истца отсутствует, стаж работы на руководящих должностях отсутствует.
В силу требований действующего законодательства истцу были предложены все вакансии, имеющиеся у работодателя, в том числе и те, которые не соответствуют квалификации работника, однако, истец намеренно выбрал должности, по которым у него отсутствует опыт работы с целью последующего судебного оспаривания сокращения, поскольку истец не просил перевод на должности соответствующие его квалификации: инженер по эксплуатации, инженер по организации перевозок (специальность истца по диплому), специалист диспетчерского отдела, кассир билетный, сторож, делопроизводитель, нарядчик, электромонтер.
Согласно п.2 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с положениями абзаца 1 ст. 82 ТК РФ, при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ст.34, ч.1; ст. 35, ч.2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст.37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Сокращение численности или штата работников является правомерным при соблюдении следующих условий: сокращение численности или штата должно быть реальным (действительным); соблюдено преимущественное право на оставление на работе; работник заранее, не менее чем за 2 месяца до увольнения, был предупрежден о предстоящем увольнении; в рассмотрении данного вопроса участвовал выборный профсоюзный орган; работник отказался от предложенной ему работы или в организации не было соответствующей работы.
Обязанность доказать, что сокращение численности работников или штата действительно (реально) имеет место, лежит на работодателе. Это обстоятельство должно быть подтверждено приказом о сокращении численности или штата работников и новым штатным расписанием. При этом новое штатное расписание должно быть утверждено до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников организации.
Как усматривается из представленных материалов и объяснений сторон в судебных заседаниях, приказом ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ исключена из штатного расписания отдела линейного контроля ФИО5 следующая должность: контролер пассажирского транспорта - 26 штатных единиц, с которым истец был ознакомлен под роспись, в связи с чем в штатное расписание были внесены соответствующие изменения.
В судебном заседании установлено, что сокращение имело место быть с соблюдением всех требований действующего законодательства, что нашло свое подтверждение в материалах дела, истец был ознакомлен с перечнем вакантных должностей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Так, истцом были написаны заявления на перевод на должности 1 группы ОКЗ Руководители, а именно, на должность начальника маршрута городского отдела эксплуатации автоколонны (код 01431325), квалификационные требования: специальное образование и стаж на руководящей должности не менее 3 лет; на должность начальника <данные изъяты> (1322), квалификационные требования: специальное образование и стаж на руководящей должности не менее 3 лет; на должность начальника филиала Автоколонна (код ОКЗ 1325), квалификационные требования: специальное образование и стаж работы по профилю не менее 3х лет или специальное образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 5-ти лет.
Также истцом было написано заявление о переводе на должность ревизора по безопасности движения ФИО5, профессиональная группа «специалисты», квалификационные требования: базовое или неполное высшее образование соответствующего направления, а также наличие удостоверения на право управления троллейбусом и квалификацию не ниже 2-го класса, на должность диспетчера по выпуску Диспетчерского отдела Службы движения ФИО5, квалификационные требования: диплом об образовании не ниже среднего профессионального и стаж работы на должности диспетчера в автомобильном транспорте не менее шести месяцев, по состоянию здоровья способный выполнять работу, связанную со сменным характером работы, обученный безопасным методам работы и прошедший стажировку не менее четырех смен.
В переводе на все вышеперечисленные должности истцу было отказано по тем основаниям, что его кандидатура не соответствует квалификационным требованиям, предъявленным к лицам, претендующим на указанные должности в части требований к наличию стажа в руководящих либо иных соответствующих должностях, а также в связи с отсутствием у истца удостоверения на право управления троллейбусом и квалификацию не ниже 2-го класса.
В судебном заседании установлено, что истец имеет оконченное высшее образование по специальности «организация перевозок и управления на транспорте (автомобильный), квалификация инженер транспорта, общий трудовой стаж составляет 4 года 7 месяцев 19 дней в должности контролера пассажирского транспорта отдела линейного контроля, которая относится к категории «служащие». Стаж работы по специальности, либо в руководящей должности, либо в должности диспетчера в автомобильном транспорте у истца отсутствует.
Таким образом, проверяя наличие оснований и соблюдение работодателем порядка увольнения истца по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, судом установлено, что увольнение истца произведено в связи с реальным сокращением штата работников в структурном подразделении «Отдел линейного контроля» ФИО5 26 штатных единиц должности «контролер пассажирского транспорта», оптимизация не носила адресного характера и не была направлена на расторжение трудового договора с конкретным сотрудником, процедура сокращения штата работников не нарушена, требования части 3 статьи 81 и части 1 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации, обязывающие работодателя предлагать работнику все имеющиеся вакансии, соблюдены, право на обращение к ответчику с заявлением о переводе на любые иные вакантные должности, для назначения на которые истец отвечает квалификационным требованиям, последним реализовано не было, сведения о преимущественном праве истца на оставление на работе материалы дела не содержат.
Таким образом, нарушений прав работника в данной части суд не усматривает.
Рассматривая требования работника об оспаривании законности увольнения по рассматриваемому основанию, суд обязан проверить соблюдение работодателем гарантий, предусмотренных статьями 82, 179, 180 и 373 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» увольнение является незаконным, если работник, уволен без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения.
Таким образом, судом установлено, что предусмотренные Законом основания и порядок увольнения истца ответчиком соблюдены (как в части, указанной истцом, так и в целом).
Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения требований истца ФИО1 о восстановлении на работе, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.02.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░