УИД № 75RS0010-01-2023-000663-85
дело № 2-269/2023
Решение
именем Российской Федерации
пгт. Забайкальск 13 июня 2023 года
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Васендина С.Ф.,
при секретаре судебного заседания Быковской Л.А.,
помощника прокурора Забайкальского района Бородина Е.В.,
представителя ответчика государственного учреждения здравоохранения "Забайкальская центральная районная больница" Гомбоевой Б.Б., действующей на основании доверенности №431 от 20.02.2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Забайкальского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения "Забайкальская центральная районная больница" о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, обязании устранить нарушения действующего законодательства,
установил:
Прокурор Забайкальского района Забайкальского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику с иском об устранении нарушений законодательства в сфере здравоохранения. В обоснование требования указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении в части обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями в деятельности ГУЗ «Забайкальская центральная районная больница» (далее – ГУЗ «Забайкальская ЦРБ»), по результатам которой установлено, что ГУЗ «Забайкальская ЦРБ» имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-75-01-001416 от 17.07.2018, а также лицензию на осуществление фармацевтической деятельности № ЛО-75-02-000498 от 01.08.2012, согласно которой хранение лекарственных препаратов медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами, а также их отпуск осуществляется в фельдшерско-акушерских пунктах ГУЗ «Забайкальская ЦРБ».
Надзорными мероприятиями выявлено, что в сельском поселении «Рудник-Абагайтуйское» муниципального района «Забайкальский район» отсутствуют аптечные и иные фармацевтические организации.
Вместе с тем, в нарушение положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н, Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждённых приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1093н лекарственные препараты и медицинские изделия в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в населенном пункте Рудник-Абагайтуй Забайкальского района Забайкальского края отсутствуют.
Сложившееся положение дел существенным образом нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, противоречит основным принципам здравоохранения, влечет возникновение значительных неудобств, временных затрат, связанных с возможностью приобретения лекарственных средств, что создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей сельского поселения, а также неопределенного круга лиц, оказавшегося на его территории.
На основании изложенного прокурор просит суд признать незаконным бездействие ГУЗ «Забайкальская ЦРБ», выразившееся в непринятии мер по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте в н.п. Рудник Абагайтуй Забайкальского района. Обязать ГУЗ «Забайкальская ЦРБ», в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте нп. Рудник-Абагайтуй Забайкальского района.
В судебном заседании помощник прокурора Бородин Е.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. На момент проверки ФАП Рудник Абагайтуй лекарственных препаратов, предназначенных для бесперебойной реализации населению, в наличии не было. Фельдшер не представила лекарственные препараты, указала на их полное отсутствие, не представила необходимые документы.
В судебном заседании представитель ответчика Гомбоева Б.Б. иск не признала, указала, что согласно договора комиссии ГУЗ «Забайкальская ЦРБ» осуществляет реализацию лекарственных препаратов на ФАП сельских поселений по товарным накладным. На ФАП Рудник Абагайтуй работает фельдшер Фурман, она подает заявку на лекарственные препараты, так как знает потребности населения, получает их в аптеке ГУЗ «Забайкальская ЦРБ», и реализовывает их в поселении. Лекарственные препараты должны быть в течении 15 дней доставлены в ФАП после получения заявки. Обычно заявка подается фельдшером в электронном виде на аптечный склад. Как пояснила Фурман, она была на больничном, потом в отпуске, вышла на работу 04.05.2023 и 07.05.2023 сделала заявку на лекарства.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст. 7, 41 Конституции РФ в Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
К основным принципам охраны здоровья, закрепленным в ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон №323-ФЗ), относятся соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, доступность медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, а также социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Названные принципы предполагают необходимость оказания нуждающимся в лечении гражданам всего спектра медицинских услуг вне зависимости от каких-либо внешних обстоятельств.
В соответствии со ст. 10 Закона №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе надлежащей организацией её оказания по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии со ст.32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;4) паллиативная медицинская помощь.
В силу п.5 ст.19 Закона №323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.69 Закона №323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Согласно ст. 79 Закона №323-ФЗ медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств.
В силу ч.1 ст.52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (ч. 1 ст. 55 Закона № 61-ФЗ).
Согласно ст. 4 Закона № 61-ФЗ фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 18 ст. 5 Закона № 61-ФЗ, приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 647н, утверждены Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, устанавливающие требования к осуществлению розничной торговли аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее Правила).
Согласно пп. «б» п. 7 указанных Правил руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает определение политики и целей деятельности, направленных на удовлетворение спроса покупателей в товарах аптечного ассортимента, минимизацию рисков попадания в гражданский оборот недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов, медицинских изделий и биологически активных добавок, а также эффективное взаимодействие медицинского работника, фармацевтического работника и покупателя.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 21.02.2020), принятым в соответствии со ст.32 Закона N 323-ФЗ, утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи, которое устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениямим № 1-27 к настоящему Положению.
Согласно пункта 11 Приложения N 15 к указанному Положению (Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (далее - ФАП)) одной из основных задач ФАПа является реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.
Согласно ч. 6 ст.55 Закона № 61-ФЗ аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 24.12.2022) утвержден минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, согласно приложению N 4приложению N 4 (Раздел II для аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность).
Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 19.11.2021 N 17-П утверждён переченьперечень лекарственных препаратов, розничная торговля которыми в Забайкальском крае может осуществляться медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно п. 2.1, п.2.2.2 Устава ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" целью деятельности учреждения является выполнение работ (услуг) по оказанию медицинской помощи населению, предоставление медицинских услуг в рамках федеральных и региональных программ и проектов, системы обязательного и добровольного медицинского страхования, для достижения уставных целей учреждение осуществляет также фармацевтическую деятельность.
В структуру ГУЗ "Забайкальская ЦРБ", в соответствии с п.1.9 Устава ГУЗ "Забайкальская ЦРБ", входит фельдшерско-акушерский пункт в населенном пункте Рудник Абагайтуй, расположенный по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, н.п. Рудник Абагайтуй.
Согласно п. 1.4, п.1.5 Устава ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Забайкальского края, которое совместно с Департаментом государственного имущества и земельных отношений от имени Забайкальского края осуществляют функции учредителя и собственника имущества Учреждения.
В фельдшерско-акушерском пункте населенного пункта Рудник Абагайтуй, расположенного по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, н.п. Рудник Абагайтуй, в соответствии с лицензией от 17.07.2018 N ЛО-75-01-001416 и Приложения №1 к лицензии ЛО-75-02-000498 от 01.08.2012 разрешено осуществление фармацевтической деятельности.
Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 19.11.2021 N 17-П фельдшерско-акушерский пункт н.п. Рудник Абагайтуй включен в перечень обособленных подразделений ГУЗ "Забайкальская ЦРБ", расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации и которому предоставлено право розничной торговли лекарственными препаратами согласно утвержденному перечню.
Из информации, предоставленной администрацией муниципального района "Забайкальский район" Забайкальского края следует, что на территории населённого пункта Рудник Абагайтуй Забайкальского района Забайкальского края отсутствуют организации, осуществляющие розничную торговлю медицинскими средствами и изделиями.
Согласно Акту прокурорской проверки от 04.05.2023 года, на момент проверки лекарственные препараты и медицинские изделия в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном в н.п. Рудник Абагайтуй Забайкальского района Забайкальского края отсутствуют, в связи с чем торговля не осуществляется.
В соответствии с договором комиссии №28/04/3-2022 от 28.04.2022 года ГУП Забайкальского края "Аптечный склад" (Комитент) и ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" (Комиссионер) заключили договор, по которому ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" обязалось осуществлять от своего имени розничную торговлю лекарственными средствами, медицинскими изделиями и иными товарами через свои структурные подразделения, в число которых включен ФАП Рудник Абагайтуй. Товары предоставляемые Комитентом поставляются на основе заказа производимого Комиссионером с учётом возможности обеспечения и условий хранения в течение 15 дней с даты поступления заявки. Среднемесячная заявка для ФАП н.п. Рудник Абагайтуй должна составлять не менее 10 наименований со среднемесячным лимитом в сумме 5000 рублей.
Согласно дополнительным соглашениям №31 от 02.10.2017, № 172 от 01.07.2019 работу в должности фельдшера в ФАП Рудник Абагайтуй осуществляет Фурман С.В. в обязанности которой входит: добросовестно выполнять трудовые обязанности, изложенные в трудовом договоре и должностной инструкции, оказывать неотложную доврачебную помощь, обеспечивать сохранность и эффективное использование лекарственного обеспечения ФАП, хранения, учёта, списания, своевременного пополнения. Критерием оценки эффективности работника в числе другого является соблюдение правил получения, учёта и хранения медикаментов и расходных материалов, фармацевтического порядка.
Согласно представленным товарным накладным ГУП Забайкальского края "Аптечный склад" поставил в ФАП населенный пункт Рудник Абагайтуй лекарственные препараты по накладной от 22.04.2023 в количестве восьми наименований, по накладной от 01.06.2023 года - пяти наименований.
При проверке судом перечня лекарственных препаратов для медицинского применения в представленных суду накладных, на которые ссылается представитель ответчика, установлено, что в нарушение Распоряжения Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р минимальный ассортимент лекарственных препаратов в ФАП н.п. Рудник Абагайтуй ответчиком не обеспечен. Доводы представителя ответчика о том, что отсутствие в ФАП н.п. Рудник Абагайтуй лекарственных препаратов, на момент прокурорской проверки, вызваны предшествующим отсутствием фельдшера в связи с его заболеванием и отпуском, не является основанием для освобождения ответчика от обеспечения минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Кроме того, доказательств подтверждающих эти доводы ответчик в нарушение ст.56 ГПК РФ, суду не представил.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд соглашается с доводами прокурора, что ответчиком допущено нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, что противоречит основным принципам здравоохранения, влечет возникновение значительных неудобств, временных затрат, связанных с возможностью приобретения необходимых лекарственных средств в населенном пункте Рудник Абагайтуй. Не обеспечение ответчиком в ФАП н.п. Рудник Абагайтуй минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, фактически лишает возможности граждан приобрести лекарственные препараты по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, что может повлечь реальную угрозу жизни и здоровья людей.
Принимая во внимание, что торговля лекарственными препаратами в ФАП населённого пункта Рудник Абагайтуй ответчиком организована ненадлежащим образом, установленный Распоряжением Правительства РФ минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, ответчиком не обеспечивается, что достоверно установлено судом, с учетом доводов прокурора ссылающегося на данные обстоятельства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд считает целесообразным, в целях восстановления конституционных прав граждан на охрану здоровья и доступность медицинской помощи, бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, при отсутствии на территории населенного пункта Рудник Абагайтуй иных аптечных организаций, возложить на ответчика обязанность обеспечить при осуществлении торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте Рудник Абагайтуй Забайкальского района наличие их минимального ассортимента, установленного Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно абзацу 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей.
В связи, с чем государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты, которой прокурор освобожден, подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Забайкальского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения "Забайкальская центральная районная больница" о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте нп. Рудник Абагайтуй Забайкальского района и обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте населенного пункта Рудник Абагайтуй Забайкальского района, удовлетворить частично.
Возложить на государственное учреждение здравоохранения "Забайкальская центральная районная больница" обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу при осуществлении торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте Рудник Абагайтуй Забайкальского района Забайкальского края организовать обеспечение минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, установленного Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУЗ «Забайкальская ЦРБ» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Ф. Васендин
Мотивированное решение изготовлено 16.06.2023 года.