Дело № 2-520/2022
УИД 42RS0022-01-2022-000681-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ленинск-Кузнецкий 14 ноября 2022 года
Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Гарбар И.Ю.,
при секретаре Габелови О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области к САН, УЕП, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную в установленном законом порядке невостребованной,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области о признании права муниципальной собственности за муниципальным образованием Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ на невостребованную земельную долю, в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ***, общей площадью 12,0 га, ранее принадлежавшую УПЕ, "ххх" года рождения, умершего "ххх".
Требования мотивированы тем, что в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» порядке невостребованными.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации», законом Кемеровской области-Кузбасса от 05.08.2019 № 68-ОЗ « О преобразовании муниципальных образований» (процедура преобразования муниципальных образований, входящих в состав Ленинск-Кузнецкого муниципального округа подразумевает под собой передачу полномочий по распоряжению муниципальным имуществом поселений на уровень округа).
Во исполнение Постановления Правительства РФ № 86 от 29.12.1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ № 708 от 04.09.1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ № 323 от 27.12.1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» администрацией Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области были изданы распоряжения: № 154 от 20.07.1992 «О регистрации малых предприятий «Возрождение» «Агропромтранс» и кооперативного объединения имени Свердлова», № 69 от 07.04.1993 «Об установлении нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан, организации фонда перераспределения земель и его использования в хозяйствах района», согласно которых утверждено приложение, содержащее список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельного пая в соответствии с данными комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Ленинск-Кузнецкому району.
На основании вышеуказанного постановления, УПЕ, приобрел право общей долевой собственности на земельную долю, общей площадью 12,0 га, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии №***
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 12.1. ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой, не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Собственник указанной земельной доли УПЕ, "ххх" года рождения, последнее изветсное место жительства ***.
Сведений о действиях со дня вступления в законную силу распоряжений администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области № 154 от 20.07.1992 года, № 69 от 07.04.1993 года по настоящее время, как со стороны собственника, так и наследников, в отношении указанной земельной доли, свидетельствующих о передаче ее в аренду, равно и иных сведений о распоряжении ею иным образом, не имеется.
В соответствии со ст. 12.1. ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п. 1 ст. 12.1. ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п. 2 ст. 12.1. ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общего собрания участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности, земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
В соответствии с указанными выше нормами ст. 12.1. ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Горняцкого поселения составлен список невостребованных земельных долей. Данный список опубликован в газете Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области «Наша Знаменка» № 50(1091) от 10.12.2021, также размещен на сайте администрации и на информационных щитах, расположенных на территории Горняцкого сельского поселения. Все возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, принимались в течение 3 месяцев со дня публикации.
В газете Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области «Наша Знаменка» № 11(1105) от 18.03.2022 было опубликовано информационное сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности с повесткой дня:
1) об утверждении списков лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
С момента опубликования информационного сообщения о проведении собрания участников общей долевой собственности, предложений, возражений и опровержений на публикацию не поступало.
Постановлением главы Ленинск-Кузнецкого муниципального округа от 06.06.2022 № 506 на основании ст. 12.1, ст.14, ст. 14.1 ФЗ от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», рассмотрев список невостребованных земельных долей, который был опубликован в газете Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области «Наша Знаменка» № 50 (1091) от 10.12.2021, размещен на информационных стендах в помещениях администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа, а также на основании сообщения в газете Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области «Наша Знаменка» № 11(1105) от 18.03.2022 и информации, размещенной на информационных стендах, расположенных на территории Свердловского сельского поселения о проведении общего собрания собственников земельных долей в праве общей долевой собственности на земельные участки в границах бывшего колхоза имени Свердлова Ленинск-Кузнецкого муниципального района, руководствуясь п.п. 1, 2, 6, 7, 8 ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» утвержден список, состоящий из 147 невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в границах бывшего колхоза имени Свердлова Ленинск-Кузнецкого муниципального района.
В список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными, включена, в том числе, и земельная доля УПЕ, "ххх" года рождения, умершего "ххх". Факт смерти зарегистрирован органом ЗАГС.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН от "ххх" №*** право собственности на земельную долю дольщика УПЕ не зарегистрировано, земельный участок не выделен, границы его не установлены, сведений осовершаемых с данной земельной долей сделок у администрации поселения нет, земельная доля в аренду не передавалась.
Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (в том числе невостребованная земельная доля), муниципального образования в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Из п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 26.11.2001 года «О введении в действие части 3 Гражданского кодекса РФ» впредь, до принятия соответствующего закона определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени РФ выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющих в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432).
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая изложенное и необходимость определения правового статуса вышеуказанной земельной доли из состава земель сельскохозяйственного назначения, дальнейшего рационального использования сельскохозяйственных угодий указанного земельного массива по назначению, исключения причинения вреда земле как природному объекту и неблагоприятного воздействия, администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального округа просит суд признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ на невостребованную земельную долю, в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ***, общей площадью 12,0га, ранее принадлежавшую УПЕ, "ххх" года рождения.
В судебное заседание представитель истца администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Кемеровской области БКГ, действующий на основании доверенности, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчики САН, УЕП в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом надлежащим образом, по неизвестной суду причине.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области в судебное заседание, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчиков, представителя истца, представителя ответчика, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, предусматривающей, что стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд признается невостребованной земельной долей в установленном порядке. Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовывает этот список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
В соответствии с п.2 ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой, не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственниккоторой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии с п.5 ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с п.6 ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
В соответствии с п.7 ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, УПЕ, "ххх" года рождения, проживал и был зарегистрирован по адресу: ***, снят с регистрационного учета в связи со смертью "ххх". (л.д. 16).
Судом также, в соответствии с доказательствами представленными истцом, установлено, что за УПЕ при жизни возникло право собственности на спорную земельную долю.
В соответствии со свидетельством на право собственности на землю серии №*** от "ххх" УПЕ, указан в качестве собственника земельной доли, площадью 12,0 га сельхозугодий для сельскохозяйственного использования (л.д. 8-9).
Право собственности на земельную долю УПЕ не зарегистрировано (л.д. 19). Земельный участок не выделен, границы его не установлены. Однако, указанный факт не может свидетельствовать о том, что право собственности на спорное имущество за УПЕ не возникло.
Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», все члены колхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Из содержания п.9 Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» усматривается, что заявка на предоставление земли в собственность, со списком лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, формируется трудовым коллективом реорганизованного совхоза.
Согласно п.18 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 года № 96, моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации.
Таким образом, действовавшее в указанный период законодательство связывало возникновение имущественных прав на земельную долю с членством в совхозе и включении в упомянутый список при его реорганизации, а, следовательно, совокупность этих обстоятельств свидетельствовала о возникновении права собственности на соответствующую земельную долю и, как следствие, включение таковой в состав наследства.
Аналогичным образом, вышеуказанный вопрос разрешен законодателем в ст. 18 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где указано, что свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силууказанного ФЗ решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных нормативных актов усматривается, что то обстоятельство, что право собственности на земельную долю УПЕ при жизни в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не было зарегистрировано, не может означать, что за ним не возникло право собственности на указанную земельную долю.
Таким образом, указанные письменные доказательства, а также вышеуказанные требования закона позволили суду прийти к выводу о том, что УПЕ при жизни являлся собственником земельной доли, площадью 12,0 га в праве общей долевой собственности на земельный участок, из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ***.
Судом также было установлено, что при жизни УПЕ, начиная с момента возникновения за ним права собственности на указанное имущество, не выполнил ни одного действия, направленного на распоряжение своей земельной долей. Он не сдавал земельную долю в аренду, не использовал её сам в сельскохозяйственных целях, сведений о распоряжении спорным имуществом его правопреемниками также нет.
Таким образом, суд установил, что, являясь правообладателем земельной доли, УПЕ при жизни ею не распоряжался и не использовал по назначению.
Факт его смерти явился основанием для открытия наследства, поскольку наследство открывается со смертью гражданина, как указано в ст. 1113 ГК РФ, которая подлежит применению в данном случае, поскольку смерть УПЕ последовала в "ххх" году, то есть в период действия ныне действующего законодательства.
Порядок принятия наследства, способы его принятия, круг наследников также следует определять с учетом требований ныне действующего законодательства – части 3 ГК РФ, поскольку требования истца основаны на правоотношениях, возникших после введения в действие части 3 ГК РФ.
Порядок принятия наследства и способы его принятия описаны в ст.ст. 1152 и 1153 ГК РФ, при этом, из п.1 ст. 1152 ГК РФ усматривается, что для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Согласно п.1 ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
При этом, из требований п.2 ст.1151 ГК РФ усматривается, что в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района либо городского округа переходит, в частности, доля в праве общей долевой собственности на земельный участок.
Судом было установлено, что после смерти УПЕ наследственных дел не открыто (л.д. 25).
Сведениями о фактическом принятии наследства наследниками суд не располагает.
Согласно справки МКУ «Территориальное управление администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа Подгорновского отдела №*** от "ххх"., составленной на основании похозяйственной книги, на момент смерти УПЕ с ним по одному адресу были зарегистрированы и проживали СМА, "ххх" года рождения – сожительница, САН, "ххх" года рождения – сын, УЕП, "ххх" года рождения – сын (л.д. 16).
При этом судом были ответчики САН, УЕП в судебное заседание не явились, судебная корреспонденция, направленная в адрес указанных ответчиков возвращена в адрес суда с отметкой «истек срок хранения». Кроме того САН, УЕП не обратились с заявлениями о принятии наследства к нотариусу, не представили суду доказательств фактического принятия наследства.
Данное обстоятельство также подтверждает факт того, что лиц, фактически принявших наследство (наследников), после смерти УПЕ нет.
При установленных обстоятельствах, суд находит, что земельную долю, ранее принадлежавшую УПЕ, следует расценивать как выморочное имущество, которое, исходя из требований ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и учитывая, что оно признано невостребованным, возможно признать муниципальной собственностью. При этом, суд учитывает, что процедура признания земельных долей невостребованными четко определена ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и данная процедура в отношении земельных долей в границах бывшего колхоза имени Свердлова Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, в том числе в отношении земельной доли УПЕ истцом не нарушена, действия администрации Ленинск-Кузнецкого Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области в этой части никем не оспорены.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией Горняцкого сельского поселения Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области был составлен список невостребованных земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который 03.11.2017 опубликован в районной газете «Наша Знаменка» № 50(1091), а также размещен на сайте администрации и на информационных щитах, расположенных на территории пос. Свердловский. Все возражения (претензии) лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, принимались в течение трех месяцев со дня опубликования.
Также судом установлено, что в районной газете «Наша Знаменка» № 11(1105) от 18.03.2022 было опубликовано информационное сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности, в том числе бывшего колхоза имени Свердлова Ленинск-Кузнецкого муниципального округа в 10 часов 00 минут 11.04.2022 по адресу: г. Ленинск-Кузнецкий ул. Григорченкова, 47 в здании администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального округа.
Из протокола общего собрания участников общей долевой собственности бывшего кооперативного объединения им. Свердлова от 11.04.2022 следует, что на собрании по вопросу утверждения списка по невостребованным земельным долям никто из участников долевой собственности не присутствовал, собрание признано несостоявшимся, в связи с отсутствием необходимого количества участников.
Постановлением главы Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области №506 от 06.06.2022 года утвержден список 147 невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в границах землепользования бывшего кооперативного объединения им. Свердлова, в том числе, земельной доли, принадлежащей УПЕ, номер по списку соответственно - №*** (л.д.15).
Возражений о необоснованности включения в список невостребованных земельных долей в отношении земельной доли УПЕ в орган местного самоуправления поселения не поступило, на общем собрании участников долевой собственности об этом также никто не заявил.
Полученные судом сведения указывают на отсутствие у умершего наследников как по закону, так и по завещанию. Наследников, фактически принявших наследство, судом также не установлено.
Таким образом, суд находит, что признание земельной доли УПЕ невостребованной, не нарушило чьих-либо прав, порядок придания земельной доли статуса невостребованной соблюден.
Кроме того, в случае, если уже после вступления решения суда в законную силу объявится наследник, о котором не могло быть известно суду и который своевременно, до вынесения решения, не заявил о своих правах наследника, то средством защиты его прав будет служить судебный порядок путем обращения с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, судом установлены обстоятельства, подтверждающие обоснованность иска и возможность его удовлетворения, поскольку истцом при предъявлении иска в суд обосновано было указано и на факт смерти УПЕ, и на те обстоятельства, что данная земельная доля была признана невостребованной, кроме того со стороны собственника, так и наследников в отношении указанной земельной доли, свидетельствующих о передаче ее в аренду, равно и иных сведений о распоряжении ею иным образом, не имеется.
Указанные истцом обстоятельства были проверены, и данным обстоятельствам суд дал оценку, которая изложена в решении суда.
Кроме того, из п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 ФЗ от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введение в действие части 3 Гражданского кодекса РФ» впредь, до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочногоимущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени РФ выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно РФ (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории РФ жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве и Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов РФ (в настоящее время в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что согласно действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом - невостребованными земельными долями возложены на Росимущество, в лице его территориальных органов, к каковым же относится ответчик – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, поскольку указанное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдаётся Российской Федерации в лице Росимущества, без вынесения специального решения о признании имущества выморочным.
Федеральный закон от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за субъектом Российской Федерации либо за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области правильно определено в качестве ответчика по заявленным исковым требованиям.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст.12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не заявило прав собственника на указанную земельную долю, спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.
Ответчик Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области также не предприняло каких-либо действий по вопросу обращения спорной земельной доли в собственность Российской Федерации как выморочного имущества.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ на невостребованную земельную долю, в праве общей долевой собственности на земельный участок, из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ***, общей площадью 12,0 га ранее принадлежавшую УПЕ, "ххх" года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционным порядке в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинск-Кузнецкий районный суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись Гарбар И.Ю.
Подлинник документа находится в гражданском деле №2-520/2022 Ленинск-Кузнецкого районного суда г.Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области.