№ 2-390/2023
УИД 35RS0004-01-2023-000875-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года г. Белозерск Вологодской области
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Логиновой М.А.
при секретаре Рулевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области к специализированному отделению судебных приставов по Вологодской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
администрация Белозерского муниципального округа Вологодской области обратилась в суд с иском к МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области об уменьшении исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП на <данные изъяты> часть от общей суммы сбора.
В обоснование иска указано, что в рамках исполнения судебного решения Белозерского районного суда Вологодской области от <данные изъяты> необходимо в <адрес> оборудовать <данные изъяты> пожарных водоёмов на сумму 6 600 000 рублей; в <адрес> 3 пожарных водоёма на сумму 1 650 000 рублей, подъезды к реке <адрес> на сумму 600 000 рублей, указанная информация направлена в Противопожарную службу. В бюджете округа на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов по ТУ «Западное» администрацией округа по статье расходов «Обеспечение мер пожарной безопасности» запланированы лишь собственные средства в сумме <данные изъяты> рублей. Изыскать в настоящее время денежные средства на проведение указанных работ не имеется возможности. Средства на оплату исполнительских сборов в бюджете округа на 2023 год не предусмотрены. Полагает, что взыскание исполнительского сбора не ускорит исполнение решения, а ухудшит материальное положение истца. В отношении должника, как правопреемника органов местного самоуправления поселений, имеются и иные исполнительные производства на исполнении в ОСП по Белозерскому району.
В порядке подготовки к судебному разбирательству определением суда от 02 октября 2023 года ответчик МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Вологодской области заменен на надлежащего – специализированное отделение судебных приставов по Вологодской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (далее – СОСП по Вологодской области ГМУ ФСПП России), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Белозерского муниципального района, УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области.
В судебном заседании представитель истца администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области Молчанова А.В. заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представитель третьего лица прокуратуры Белозерского района Вологодской области Капитонова А.Г. возражала против заявленных требований, полагала, что исключительных оснований для уменьшения размера исполнительского сбора не имеется.
Представитель ответчика СОСП по Вологодской области ГМУ ФССП России, представители третьего лица УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительского документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (части 1, 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительной причины. В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
При этом в названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал также на то, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, решением Белозерского районного суда Вологодской области от 16 марта 2022 года № 2-85/2022 удовлетворены исковые требования прокурора Белозерского района; на администрацию Шольского сельского поселения Белозерского района Вологодской области возложена обязанность устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности:
- в срок до 01 сентября 2023 года оборудовать в <адрес> <данные изъяты> водоисточников (резервуаров), в <адрес> – <данные изъяты> водоисточника (резервуара), объемом не менее <данные изъяты> кубических метров каждый;
- в шестимесячный срок с момента вступления данного решения в законную силу, осуществить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; создать условия для успешной деятельности добровольной пожарной охраны; осуществить финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны в целях создания на территории поселка <адрес> добровольной пожарной охраны.
Решение вступило в законную силу и обращено к исполнению 22 апреля 2022 года.
В отношении должника администрации Шольского сельского поселения Белозерского муниципального района 01 декабря 2022 года возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Определением Белозерского районного суда Вологодской области от 30 мая 2023 года произведена замена должника - администрации Шольского сельского поселения Белозерского муниципального района на его правопреемника – администрацию Белозерского муниципального округа Вологодской области.
Ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Белозерскому району С. 19 июня 2023 года вынесено постановление о замене стороны в исполнительном производстве.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Вологодской области ГМУ ФССП России Т. от 31 августа 2023 года в рамках исполнительного производства №-ИП с должника администрации Белозерского муниципального округа взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
С учетом приведенных выше положений Закона об исполнительном производстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельств, на которые ссылался истец в обоснование причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения исполнительского сбора, взысканного с должника, на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.
Согласно части 8 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», решение суда о полном или частичном удовлетворении требований об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», в тех случаях, когда решение подлежит немедленному исполнению, в решении необходимо сделать соответствующее указание.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя специализированного отделения судебных приставов по Вологодской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Т. от 31 августа 2023 года в рамках исполнительного производства №-ИП, в отношении администрации Белозерского муниципального округа Вологодской области на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.
Решение об уменьшении размера исполнительского сбора исполнить немедленно.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 18.10.2023.
Судья М.А. Логинова
Копия верна. Судья М.А. Логинова