УИД 70RS0017-01-2023-000010-52
Дело №2-47/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 28 февраля 2023 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Дутова О.А.,
при секретаре Рыжаковой И.И.,
с участием представителя истца – МКОУ «Петровская ООШ» Шабаровой Е.В.,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица – помощника прокурора
Кривошеинского района Томской области Хоменко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в общем исковом порядке судебного разбирательства материалы гражданского дела по иску директора муниципального казенного образовательного учреждения «Петровская основная общеобразовательная школа» Голубева В.Н. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кривошеинскому району УФССП России по Томской области Залевскому Е.Э. и УФССП России по Томской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Директор муниципального казенного образовательного учреждения «Петровская основная общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Петровская ООШ») Голубев В.Н., обратился в Кривошеинский районный суд Томской области с иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кривошеинскому району УФССП России по Томской области Залевскому Е.Э. об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование требований истец указала, что МКОУ «Петровская ООШ» является должником в исполнительном производстве №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, предметом исполнения по которому является исполнение МКОУ «Петровская ООШ» обязанности в срок не позднее 31 августа 2022 года оборудовать устройством молниезащиты здание, расположенное по адресу: <адрес>.
29 сентября 2022 года по вышеназванному исполнительному производству административным ответчиком было вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Истец указал, что исполнение данного исполнительного документа было невозможно по следующим обстоятельствам. В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производят от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Бюджет муниципального образования Кривошеинский район Томской области на 2022 и плановые периоды 2023-2024 (местный бюджет) утвержден Думой Кривошеинского района №100 от 24.12.2021. Расходные обязательства на 2022 год на оборудование устройством молниезащитой здания, расположенного по адресу: <адрес>, не были предусмотрены.
29.09.2022 на основании сводной бюджетной росписи Управления Финансов Администрации Кривошеинского района утверждена бюджетная смета МКОУ «Петровская ООШ», средства на оборудование устройством молниезащитой здания, расположенного по адресу: <адрес> в вышеуказанный план не включались.
В 2022 году МКОУ «Петровская ООШ» предоставлена субсидия в размере 25000 рублей на разработку рабочей документации «Молниезащита» для здания школы. На выполнение вышеуказанных работ ДД.ММ.ГГГГ заключен договор №. ДД.ММ.ГГГГ рабочая документация принята по акту №. На основании разработанной рабочей документации МКОУ «Петровская ООШ» изготовлена смета, общая стоимость оборудования устройством молниезащиты здания школы составила 856570,10 рублей. Указанные средства на оборудование устройством молниезащиты здания школы у истца отсутствуют.
Также истец в своем заявлении указала, что решением Кривошеинского районного суда Томской области от 27.01.2022 по делу № 2-9/2022 на Администрацию Кривошеинского района возложена обязанность при недостаточности средств у МКОУ «Петровская ООШ» до 31.08.2022 профинансировать выполнение работ по оборудованию молниезащиты здания школы. Однако на выполнение вышеуказанных работ в установленный срок финансирование выделено не было.
Определением Кривошеинского районного суда от 11.10.2022 МКОУ «Петровская ООШ» предоставлена отсрочка до 31.08.2023 по исполнению решения Кривошеинского районного суда от 27.01.2022.
Ссылаясь на положения ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кривошеинскому району УФССП России по Томской области Залевского Е.Э. от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца МКОУ «Петровская ООШ» - Шабарова Е.В., действующая также в качестве представителя третьего лица – Администрации Кривошеинского района, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а в качестве представителя третьего лица – не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что истец не бездействовал. Администрация Кривошеинского района денег не представил. По мере возможности изготавливалась рабочая документация. Истец обращался неоднократно за помощью в областную администрацию. Субсидия была предоставлена на данные цели бюджету Кривошеинского района. В настоящий момент деньги имеются в полном объеме, выделены истцу, и в ближайшее время все работы будут проведены. Вероятнее, что работы будут выполняться в летний период.
Ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Кривошеинскому району УФССП России по Томской области Залевский Е.Э., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседании не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В своем заявлении указал, что заявление истца поддерживает.
Соответчик – Управление ФССП России по Томской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, об отложении дела не просило.
Представитель третьего лица – помощник прокурора Кривошеинского района Томской области Хоменко А.В. в судебном заседании пояснила, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Виновных действий со стороны школы не установлено. Действия не были выполнены по вине соответчика – Администрации Кривошеинского района, которая не произвела своевременно финансирование работ по оборудованию молниезащитой здания школы.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, третьих лиц, изучив доводы искового заявления, мнение ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные названным Федеральным законом.
В силу ч.ч.1, 11, 12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 названного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
На основании ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч.7 данной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований судебного пристава-исполнителя. Отложение исполнительных действий является правом судебного пристава-исполнителя. В каждом случае при вынесении постановления об отложении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель должен исходить из наличия объективных оснований, препятствующих исполнению и свидетельствующих о необходимости отложения исполнительных действий.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В судебном заседании установлено, что решением Кривошеинского районного суда от 27.01.2022 исковые требования прокурора Кривошеинского района к МКОУ «Петровская ООШ» удовлетворены полностью, а именно в срок до 31.08.2022 МКОУ «Петровская ООШ» обязано оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, устройством молниезащиты. Этим же решением суда на Администрацию Кривошеинского района возложена обязанность, при недостаточности средств МКОУ «Петровская ООШ», профинансировать до 31.08.2022 выполнение данных работ.
ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении МКОУ «Петровская СОШ», что подтверждается постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Кривошеинскому району УФССП России по Томской области Залевским Е.Э. вынесено постановление о взыскании с должника - МКОУ «Петровская ООШ» исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Определением Кривошеинского районного суда от 11.10.2022 по заявлению МКОУ «Петровская ООШ» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 27.01.2022 до 31.08.2023.
Согласно сводной бюджетной росписи местного бюджета и лимитам бюджетных обязательств на 2022 финансовый год и на плановый период 2023 и 2024 годов средства на оборудование устройством молниезащиты зданий образовательных учреждений не учтены (л.д. 5-19).
Истец ДД.ММ.ГГГГ заключил договор № с ООО «Электрические системы» на выполнение работ по разработке рабочей документации «Молниезащита» для здания школы по адресу: <адрес> (л.д. 20-22).
По акту № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Электрические системы» передало МКОУ «Петровская ООШ», а учреждение приняло и оплатило разработку рабочей документации «Молниезащита» для здания школы по адресу: <адрес> (л.д. 23-24).
На устройство молниезащиты для здания школы по адресу: <адрес> составлен локально сметный расчет №, согласно которому, сметная стоимость всех работ в ценах по состоянию на июль 2022 года с учетом оплаты труда составила 919984,59 рублей (л.д. 25-27).
Также в судебном заседании установлено, что локально сметный расчет № на устройство молниезащиты здания МКОУ «Петровская ООШ» пересчитан в уровне цен на февраль 2023 года и составила 893325,8 рублей.
Согласно внесенным изменениям показателей бюджетной сметы на 2023 финансовый год и плановый период 2024 и 2025 годов для МКОУ «Петровская ООШ» в 2023 году предусмотрен лимит бюджетных обязательств по расходам в размере 823972,80 рублей на установку молниеотводов в зданиях образовательных учреждений.
Выпиской из решения Думы Кривошеинского района №162 от 27.12.2022 «Об утверждении бюджета муниципального образования Кривошеинский район Томской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» подтверждено наличие расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование установки молниеотводов в здании МКОУ «Петровская ООШ» в 2023 году в сумме 823972,80 рублей.
Обращаясь с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, представитель истца, ссылаясь на вышеперечисленные доказательства, указал, что у должника МКОУ «Петровская ООШ» отсутствовала возможность исполнить решение суда и вовремя выполнить требования исполнительного документа, поскольку финансовых средств на оборудование устройством молниезащиты здания образовательного учреждения не было запланировано в планах финансово-хозяйственной деятельности МКОУ «Петровская ООШ» на 2022 год. Администрация Кривошеинского района, во исполнение решения суда от 27.01.2022 вышеуказанные работы не профинансировала.
В соответствии с п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
В силу приведенных норм закона и разъяснений Верховного Суда РФ, суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, бюджет муниципальных образований (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии со ст. 69.1 БК РФ, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного муниципального задания.
Согласно ст. 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.
Из представленных в материалы дела истцом доказательств следует, что еще до возбуждения ДД.ММ.ГГГГ исполнительного производства №-ИП в отношении МКОУ «Петровская ООШ», образовательным учреждением заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по разработке рабочей документации «Молниезащита» для здания школы по адресу: <адрес> подготовлен локальный сметный расчет на устройство молниезащиты в образовательном учреждении.
Согласно локально сметному расчету по ценам на июль 2022 на устройство молниезащиты в МКОУ «Петровская ООШ» необходимо в общей сумме 919984,59 руб. Сообщалось, что в 2022 денежные средства на указанные работы не предусмотрены. Выпиской из решения Думы Кривошеинского района №162 от 27.12.2022 «Об утверждении бюджета муниципального образования <адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» подтверждено наличие расходных обязательств и бюджетных ассигнований на финансирование установки молниеотводов в здании МКОУ «Петровская ООШ» в 2023 году в сумме 823972,80 рублей.
Применительно к указанному, следует, что бюджетным учреждением предпринимались все возможные и необходимые меры для исполнения решения суда. Так, истец неоднократно обращался к учредителю за выделением средств на установку молниезащиты в здании школы, однако Администрацией Кривошеинского района не исполнена возложенная на нее судом обязанность по обеспечению финансирования до 31.08.2022, в связи, с чем МКОУ «Петровская ООШ» судом предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.08.2023. В период действия предоставленной отсрочки МКОУ «Петровская ООШ», являясь общеобразовательной организацией, обратился к учредителю - главному распорядителю бюджетных средств учреждения с просьбой включить в проект бюджет на 2023 год и на плановый период 2024-2025 необходимый объем средств для приобретения молниезащиты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что вины истца в несвоевременном исполнении решения суда нет, требования исполнительного документа не исполнены должником МКОУ «Петровская ООШ» в установленный судебным приставом-исполнителем срок по объективным, независящим от него обстоятельствам, в связи с чем имеются предусмотренные законом основания для освобождения истца от исполнительского сбора, носящего характер публично-правовой ответственности.
Материалами дела установлено, что неисполнение МКОУ «Петровская ООШ» требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок обусловлено отсутствием необходимого финансирования со стороны Администрации Кривошеинского района, а не бездействием истца.
Частями 6 и 8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что решение суда о полном или частичном удовлетворении, в том числе требований об освобождении исполнительского сбора, обращается к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Муниципального казенного образовательного учреждения «Петровская основная общеобразовательная школа» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Кривошеинскому району УФССП России по Томской области Залевскому Е.Э. и УФССП по Томской области удовлетворить.
Освободить в полном объеме Муниципальное казенное образовательное учреждение «Петровская основная общеобразовательная школа» - должника по исполнительному производству №-ИП от уплаты исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кривошеинскому району УФССП России по Томской области Залевского Е.Э. от 29.09.2022.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке гл. 41 ГПК РФ в 8 Кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: О.А. Дутов
Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2023 года.
Председательствующий: О.А. Дутов