Дело № 2-441/2023
УИД 65RS0015-01-2023-000442-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года пгт. Тымовское
Тымовский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Сизовой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Чупровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дворниковой Елены Валерьевны к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» о расторжении договора специализированного найма, а также возложении обязанности принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и о заключении договора социального найма жилого помещения,
установил:
Дворникова Е.В. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» с требованием о возложении обязанности заключить договор социального найма.
В последующем, в соответствии с положениями статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец заявленные требования уточнила и просила суд расторгнуть договор специализированного найма жилого помещения, а также возложить на орган местного самоуправления обязанность принять решение об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда, определив ему статус социального жилья.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что Дворникова Е.В. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2016 года она являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, предоставленного ей по договору специализированного найма, в связи с наличием вышеуказанного статуса.
В 2021 году срок договора специализированного найма истек, однако, договор социального найма с истцом заключен не был, так как органом опеки и попечительства было дано заключение о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания истцу содействия в преодолении трудной жизненной ситуации № 3 от 07 ноября 2021 года, в связи с наличием задолженности по коммунальным платежам.
После погашения задолженности Дворникова Е.В. обратилась в КУМС МО «Тымовский ГО» с заявлением о заключении договора найма жилого помещения, где ей пояснили, что она имеет право только на заключение договора специализированного найма. Изначально Дворникова Е.В. дала свое согласие на заключение данного договора, однако, в последующем поняла, что имеет право на предоставление спорного жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, обратилась в суд настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании при рассмотрении дела по существу истец не присутствовала, суду представлена телефонограмма о рассмотрении дела без ее участия.
Ранее в судебных заседаниях Дворникова Е.В. заявленные требования с учетом их уточнений поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнительно суду пояснила, что на момент заключения договора найма в 2023 году она не понимала, что имеет право на социальный найм, в связи с чем, по совету сотрудников ответчика заключила договор специализированного найма. В ходе рассмотрения настоящего дела она также обратилась в КУМС МО «Тымовский ГО» с заявлениями о расторжении договора специализированного найма и заключении договора социального найма, однако, в удовлетворении обращений ей было оказано, в связи с чем, Дворникова Е.В. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика КУМС МО «Тымовский ГО» в судебном заседании при рассмотрении дела по существу также не присутствовал, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель возражал против удовлетворения иска, пояснив, что решение о перезаключении договора специализированного найма с ответчиком принято на основании заключения органа опеки и попечительства.
В соответствии с положениями статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление образование МО «Тымовский ГО», исполняющее обязанности органа опеки и попечительства на территории Тымовского городского округа.
В судебном заседании при рассмотрении дела по существу представитель органа опеки и попечительства не участвовала, ранее разрешение поставленного перед судом вопроса оставила на усмотрение суда, пояснила, что информация о нахождении истца в трудной жизненной ситуации у нее отсутствует.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с положениями статей 19, 92 и 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена и в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На территории Сахалинской области рассматриваемые судом правоотношения регулируются Законом Сахалинской области от 03 августа 2009 года № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» (в рассматриваемом случае - Управление образования МО «Тымовский ГО»), Законом Сахалинской области от 08 декабря 2010 года № 115-ЗО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области» (далее - Закон Сахалинской области от 08 декабря 2010 года № 115-ЗО) и Законом Сахалинской области от 27 июня 2013 года № 69-ЗО «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области» (далее – Закон Сахалинской области от 27 июня 2013 года № 69-ЗО).
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Сахалинской области от 27 июня 2013 года № 69-ЗО право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений имеют:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Аналогичные положения закреплены в статье 5 Закона Сахалинской области от 08 декабря 2010 года № 115-ЗО.
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона Сахалинской области от 27 июня 2013 года № 69-ЗО благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных Правительством Сахалинской области, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам и ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
За три месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган местного самоуправления, наделенный отдельными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, проводит проверку условий жизни нанимателя по договору специализированного найма (далее - наниматель) и подготавливает мотивированное заключение о наличии или об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия нанимателю в преодолении трудной жизненной ситуации (далее - заключение).
Заключение основывается на комплексной оценке жилищно-бытовых условий нанимателя, исполнения им обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния его здоровья, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье. Заключение должно содержать вывод об обоснованности заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок или заключения договора социального найма занимаемого нанимателем жилого помещения.
Копия заключения в течение пяти рабочих дней после дня его подписания направляется по почте нанимателю и в орган местного самоуправления, осуществляющий управление муниципальным жилищным фондом.
Орган местного самоуправления, осуществляющий управление муниципальным жилищным фондом, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заключения рассматривает его и принимает решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок либо об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и о заключении с нанимателем договора социального найма жилого помещения.
Копия соответствующего решения в течение пяти рабочих дней после дня его принятия направляется по почте нанимателю и в орган местного самоуправления.
Решение органа местного самоуправления, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, может быть обжаловано в судебном порядке.
Решение органа местного самоуправления, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок или исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключения договора социального найма в отношении данного жилого помещения.
Договор социального найма жилого помещения заключается в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 07 ноября 2016 года истцу Дворниковой Е.В. (на момент заключения договора Лебедевой Е.В.) на основании договора № 10 найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, во владение и пользование было предоставлено относящееся к специализированному жилищному фонду жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>
Согласно пунктам 1.4 и 1.5 указанного договора срок его действия составляет 5 лет с 07 ноября 2016 года по 07 ноября 2021 года. При этом по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, он может быть повторно заключен однократно на 5 – летний срок при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Как указано судом ранее вывод о наличии либо отсутствии указанных обстоятельств орган местного самоуправления делает на основании соответствующего заключения, представляемого органом опеки и попечительства, которое составляется исходя из комплексной оценки жилищно-бытовых условий нанимателя, исполнения им обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния его здоровья, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье.
07 ноября 2021 года Управление образования МО «Тымовский ГО» представило в органы местного самоуправления заключение, из которого следует, что произвести оценку жилищно – бытовых условий нанимателя представитель органа опеки и попечительства не смог, так как доступ в жилое помещение ему предоставлен не был, сведения о наличии заболеваний, инвалидности, алкогольной или наркотической зависимости, а также о привлечении нанимателя к уголовной ответственности отсутствуют, указано на наличие задолженности по внесению платы за жилое помещение, на основании чего специалистом органа опеки и попечительства сделан вывод о необходимости заключить договор специализированного найма жилого помещения на новый 5 – летний срок.
Однако, как указано судом ранее, действующее законодательство предусматривает наличие одного - единственного основания для повторного заключения договора специализированного найма – это наличие трудной жизненной ситуации, с которой наниматель не имеет возможности самостоятельно справиться (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 года), о чем соответствующие выводы в анализируемом судом заключении отсутствуют.
В апреле 2023 года истец Дворникова Е.В. задолженность по оплате жилого помещения полностью погасила, о чем суду представлены соответствующие доказательства.
05 июня 2023 года с учетом ранее указанного судом заключения органа опеки и попечительства, а также отсутствия решения органа местного самоуправления о предоставлении спорной квартире статуса социального жилья, между истцом и ответчиком повторно заключен договор специализированного найма жилого помещения № 7.
В соответствии с положениями статьи 101 Жилищного кодекса российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.
19 октября 2023 года истец Дворникова Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о расторжении договора специализированного найма жилого помещения и заключении договора социального найма спорного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> однако в удовлетворении обращения заявителю было отказано.
На основании изложенного, Дворникова Е.В. обратилась в суд за защитой, как она полагает, своих нарушенных прав.
Анализируя изложенные выше положения действующего законодательства, с учетом утвержденного Верховным судом Российской Федерации Обзора рассмотрения гражданских дел данной категории (пример № 13), установленных в ходе рассмотрения настоящего дела фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Дворниковой Е.В.
Как указано судом ранее, сведения о наличии трудной жизненной ситуации на момент составления заключения у органа опеки и попечительства отсутствовали, выводы о необходимости заключения договора специализированного найма сделаны только в связи с наличием задолженности по оплате жилья, что противоречит положениям жилищного законодательства, регламентирующего рассматриваемые правоотношения.
Таким образом, суд полагает, что Дворникова Е.В. имеет право на владение и пользование спорным жилым помещением на основании договора социального найма, в связи с чем, договор специализированного найма жилого помещения от 05 июня 2023 года № 7 подлежит расторжению, исходя, в том числе, из волеизъявления нанимателя, а на орган местного самоуправления подлежит возложению обязанность принять решение об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда и о заключении с нанимателем договора социального найма жилого помещения.
В соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает целесообразным установить месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу для исполнения ответчиком возложенных на него по решению суда обязанностей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Дворниковой Елены Валерьевны к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» о расторжении договора специализированного найма, а также о возложении обязанности принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и о заключении договора социального найма жилого помещения – удовлетворить.
Расторгнуть заключенный между Дворниковой Еленой Валерьевной и Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» договор найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, № 7 от 05 июня 2023 года.
Возложить на Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об исключении жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, из специализированного жилищного фонда и о заключении с Дворниковой Еленой Валерьевной договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Тымовский районный суд Сахалинской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Сизова
Мотивированное решение составлено 19 декабря 2023 года.
Председательствующий Н.Ю. Сизова