Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6432/2023 ~ М-6130/2023 от 26.10.2023

2-6432/2023

УИД 22RS0068-01-2023-007633-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2023 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Корольковой И.А.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эргашева Турдали к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .... (ОСФР по ....) о возобновлении выплаты пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Эргашев Э. обратился в суд к ответчику с требованиями о возобновлении выплаты пенсии с 1 апреля 2023 года.

В обоснование иска указано, что с 1 сентября 2022 года являлся получателем пенсии в соответствии с пп.5 п.1 ст. 11 ФЗ от 15 декабря 2001 года №166. С 1 апреля 2023 года выплата пенсии прекращена. Прекращение выплаты считает необоснованным.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал по доводам заявления.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дне, месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается телефонограммой.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен надлежаще о дне, месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается распиской, в письменном отзыве просил в иске отказать.

Поскольку судом были приняты все необходимые и достаточные меры для извещения истца и ответчика, суд счел возможным на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (ч.ч. 1 и 3 ст.36).

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1) при наличии страхового стажа и необходимой величины ИПК.

В силу ч. 2 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.

Право на страховую пенсию по возрасту возникало у мужчин по достижении 60 лет, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в 2022 году составляла 13 лет, величина ИПК – не менее 23,4.

Согласно ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считает дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

При этом, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по местожительства лица, обратившегося за страховой пенсией, (ст. 21 Федерального закона N 400-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

По положениям ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона N 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Как установлено в судебном заседании, 22 июня 2022 года Эргашев Т. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением о назначении пенсии.

Решением Отделения от 28 ноября 2022 года Эргашеву Т. назначена пенсия с 1 сентября 2022 года на основании п.1 ст. 11 ФЗ №166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Решением Отделения от 18 апреля 2023 года выплата пенсии истцу прекращена с 1 апреля 2023 года, поскольку с 21 октября 2022 года вступил в силу Договор между РФ и Республикой Таджикистан, согласно которому социальная пенсия назначается и выплачивается при условии неполучения застрахованным лицом пенсии. Поскольку Эргашев Т. являлся получателем пенсии в Республике Таджикистан, то выплата пенсии должна быть продолжена Республикой Таджикистан.

Оценивая основания прекращения выплаты пенсии, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федерального закона «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации.

Между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан 15 сентября 2021 года заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения.

В соответствии с положениями ст. 21 Договора он подлежит ратификации и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Одновременно со вступлением в силу настоящего Договора в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан прекращает действие Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Российской Федерацией Договор ратифицирован в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 242-ФЗ. Вступил в силу 21 октября 2022 года.

Как указано выше, истец впервые обратился с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости 22 июня 2022 года, т.е. до вступления в силу вышеуказанного договора.

В указанный период действовало Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являлись Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В соответствии со ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсия подлежит назначению по месту жительства граждан. Для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

В соответствии с Положением об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утв. Соглашением стран СНГ от 6 июля 1992 года, Экономический суд осуществляет толкование применения положений, соглашений, других актов Содружества и его институтов.

В решении Экономического суда СНГ от 26 марта 2008 года № 01-1/2-07 о толковании применения положений статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года содержится толкование применения ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, указано, что положение данной статьи предусмотрено в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение, сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство – участник Соглашения. Периоды работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, установленные законодательством государства прежнего места жительства, при пересмотре размера пенсии в государстве нового места жительства изменению не подлежат.

В этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, т.е. смена субъекта пенсионного правоотношения – одного государства – участника Соглашения другим.

С учетом приведенных положений, при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, право на назначение пенсии возникает с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.

При этом согласно Письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 при переселении гражданина, получающего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за шесть месяцев до момента регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Согласно справки Управления агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в Аштском районе Согдийской области от 25 октября 2022 года, выплата пенсии на территории Республики Таджикистан Эргашеву Т. прекращена с 1 сентября 2022 года.

Согласно данных паспорта гражданина РФ Эргашев Т. зарегистрирован в г.Барнауле по месту жительства с 12 сентября 2022 года.

Таким образом, на дату принятия решения (28 ноября 2022 года) о назначении пенсии истец не являлся получателем пенсии на территории Республики Таджикистан, так же подтвержден факт переселения истца на постоянное проживание на территорию Российской Федерации, в связи с чем обоснованно было принято решение о назначении пенсии Эргашеву Т. с 1 сентября 2022 года.

Оснований для прекращения выплаты пенсии Отделением не имелось, поскольку на дату его обращения (22 июня 2022 года) действовало Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, участниками которого являлись Российская Федерация и Республика Таджикистан.

На основании изложенного, суд обязывает Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возобновить выплату пенсии истцу с 1 апреля 2023 года.

В силу положений ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .... (ОСФР по ....) в отношении Эргашева Турдали (СНИЛС 216-353-928 61) возобновить выплату социальной пенсии с 1 апреля 2023 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по .... (ОСФР по ....) в пользу Эргашева Турдали (СНИЛС 216-353-928 61) расходы по оплате государственной пошлины 300 руб.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Королькова И.А.

....

....

2-6432/2023 ~ М-6130/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Эргашев Турдали
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по АК
Другие
Труфанов Олег Владимирович
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Королькова Ирина Алексеевна
Дело на странице суда
centralny--alt.sudrf.ru
26.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2023Передача материалов судье
02.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.12.2023Предварительное судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее