Дело № 2-513/2024
УИД 53RS0015-01-2024-000622-24
Решение
именем Российской Федерации
4 сентября 2024 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе
председательствующего судьи Кулёвой Н.В.,
при секретаре Тереховой Н.Н.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Ситенкова И.А.,
представителя ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сольцы» Алексеевой Т.Н.,
третьего лица Администрации Солецкого муниципального округа Быстровой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Солецкого района Новгородской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Сольцы» об обязании провести обследование технического состояния здания образовательной организации,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с данным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства регулирующего вопросы защиты прав несовершеннолетних лиц, а также технической безопасности зданий и сооружений, в ходе которой установлено, что МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект, д. 7, которое введено в эксплуатацию в 1957 году. Здание является муниципальной собственностью и находится в оперативном управлении у ответчика. Капитальный ремонт указанного здания не проводился, а также обследование его технического состояния не проводилось, что является нарушением действующего законодательства. Прокурор полагает, что отсутствие необходимого комплексного обследования здания создает угрозу жизни и здоровью детей, поскольку несвоевременное обследование здания образовательного учреждения может привести к аварийному состоянию. Кроме того, допущенные нарушения ведут к несоблюдению прав обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения на безопасность жизни и здоровья, причиненного неопределенному кругу граждан, в том числе несовершеннолетних детей. Просит обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование технического состояния здания образовательной организации по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект, д.7, с привлечением специализированных организаций.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Солецкого района Ситенков И.А. исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, полагает, что представленный ответчиком акт технического обследования не соответствует ГОСТ 31937-2024.
Представитель ответчика МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» Алексеева Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что техническое обследование здания проведено 18 июля 2024 года с привлечением специалистов ООО «Меркурий», о чём составлен акт технического обследования. В соответствии с данным актом установлен перечень работ, которые необходимо выполнить. Кроме того, в связи с запланированным капитальным ремонтом здания школы учреждением подготовлена проектно-сметная документация, содержащая необходимый перечень работ, на которую получено положительное заключение ГАУ «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных взысканий Новгородской области». Полагает, что при таких обстоятельствах проведение технического обследования здания специализированной организацией нецелесообразно.
Представитель третьего лица Администрации Солецкого муниципального округа в судебном заседании исковые требования Быстрова К.Н. не согласилась с исковыми требованиями, также пояснив, что при указанных обстоятельствах проведение технического обследования здания специализированной организацией нецелесообразно.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
На основании п.п. 1, 3, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета муниципального округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно ст. ст. 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 6, 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечение, целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых здании, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации (пункт 2.2).
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики (пункт 3.2).
Правила обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений изложены в ГОСТ 31937-2024. «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который был введён в действие приказом Росстандарта от 10 апреля 2024 года № 433-ст с 1 мая 2024 года.
В соответствии с пунктом 3.16 ГОСТ 31937-2024 под обследованием технического состояния здания (сооружения) понимается специальный вид инженерных изысканий в который входит комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, демонтажа (сноса) и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих и ограждающих конструкций и определения их фактической несущей способности.
Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2024 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ 31937-2024 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования составляют отчёт, включающий в себя заключение по форме приложения А и Б или по форме, установленной специализированной организацией в зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчёте по результатам обследования.
Согласно пункту 4.3 ГОСТ 31937-2024 обследование, а при необходимости и мониторинг технического состояния зданий (сооружений), проводят, в том числе для разработки проекта реконструкции и капитального ремонта.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий (сооружений) проводят в соответствии с техническим заданием и, при необходимости, в соответствии с предварительно разработанной на его основе программой работ, в которой определяют состав и объём работ. Программу работ согласовывают с заказчиком (пункт 4.4 ГОСТ 31937-2024).
Оценку категорий технического состояния строительных конструкций, зданий (сооружений), включая грунтовое основание, проводят на основании результатов обследования и при необходимости проверочных расчётов. По этой оценке строительные конструкции, здания (сооружения), включая грунтовое основание, подразделяют на находящиеся: - в нормативном состоянии; работоспособном техническом состоянии; ограниченно-работоспособном техническом состоянии; аварийном техническом состоянии (пункт 4.5 ГОСТ 31937-2024).
Пунктом 4.10 ГОСТ 31937-2024 установлено, что при обследовании и мониторинге применяются средства измерений и испытаний, имеющие метрологическое обеспечение в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по вопросам технического регулирования и обеспечения единства измерений с учётом назначения объектов. При использовании новых типов средств измерений, средств испытаний и методик их применения они должны быть аттестованы и проверены согласно установленным требованиям, а методика измерений (испытаний) при необходимости согласована с заказчиком в программе работ.
Разделом 5 ГОСТ 31937-2024 установлен порядок обследования технического состояния зданий (сооружений), в том числе этапы его проведения, состав работ, при этом в пункте 5.1.1 указано, что обследование технического состояния зданий может включать в себя обследование только строительных конструкций и грунтов основания либо также включать обследование систем инженерно-технического обеспечения (комплексное обследование).
Целью комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) согласно пункту 5.1.3 ГОСТ 31937-2024 является определение технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получение количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учётом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или при необходимости состава и объёма работ по капитальному ремонту или реконструкции.
В судебном заседании установлено, что муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сольцы» расположено по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект, д. 7.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений.
В соответствии с п. 1.2 Устава МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы», утверждённого постановлением Администрации Солецкого муниципального округа от 19 мая 2021 года № 672, учреждение является некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества является Солецкий муниципальный округ (п. 1.3). Учреждение использует имущество, закреплённое за ним на праве оперативного управления (п. 5.2).
В ходе проведенной прокурором Солецкого района проверки установлено, что в нарушение требований вышеуказанного законодательства МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы» обследование технического состояния здания с привлечением специализированных организаций и составлением соответствующих отчётов не проводилось.
Ответчиком в обоснование своей позиции представлен акт от 18 июля 2024 года технического обследования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сольцы» по адресу: Новгородская обл., г. Сольцы, Советский пр., д. 7, в котором указано на неудовлетворительное состояние стен, перегородок, потолков помещений, покрытий полов, цементной стяжки, окон, дверей, кровли, крылец, лестниц, фасада, мебели и на необходимость проведения капитального ремонта кровли, системы водостока, внутренних стен, потолка, полов, замены внутренних инженерных систем, устройства облицовки и утепления фасада, замены окон, подоконников, дверей, ремонта цоколя, замены отмостки, крылец, козырьков, металлических лестниц и ограждений. Данный акт составлен на основании обследования комиссией в составе заместителя директора МАОУ СОШ № 2 г. Сольцы Гончаровой Е.О. (председатель комиссии), генерального директора ООО «Меркурий» Николаева А.М., инженера ООО «Меркурий» Андреева А.М. (члены комиссии); акт утверждён директором МАОУ СОШ № 2 г. Сольцы Алексеевой Т.Н.
Вместе с тем из указанного акта не следует точного описания выявленных дефектов, в нарушение вышеназванного ГОСТ 31937-2024 в частности отсутствуют указания на обследование грунтов основания, результаты осмотра несущих конструкций, определение их фактической несущей способности; то есть сведения о техническом состоянии здания и элементов в целом ограничены указанием на неудовлетворительное его состояние и необходимость поведения капитального ремонта; при этом отсутствует оценка категорий технического состояния строительных конструкций здания, включая грунтовое основание. Кроме того, сам по себе акт не является отчётом, включающим в себя заключение по установленной форме с приложением материалов, обосновывающих выбор категории технического состояния объекта.
Доводы представителей ответчика и третьего лица о нецелесообразности проведения обследования технического состояния здания образовательной организации в связи с утверждением проектно-сметной документации по капитальному ремонту здания подлежат отклонению, поскольку данный факт не освобождает от обязанности проведения технического обслуживания, периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренной положениями статьи 36 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Кроме того необходимость систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики предусмотрена Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утверждённым Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 № 312, являющимся обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Сведений о проведении учреждением технического обследования здания с привлечением специализированных организаций с применением современных средств технической диагностики в рамках эксплуатационного контроля после передачи здания в оперативное управление материалы дела не содержат, что может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на МАОУ СОШ № 2 г. Сольцы обязанности провести обследование технического состояния здания образовательной организации, расположенной по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект, д. 7, с привлечением специализированной организации.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию сторон, финансовые возможности ответчика, а также учитывая, что решение суда должно быть исполнимым, суд полагает возможным установить срок двенадцать месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства.
В связи с тем, что прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с МАОУ «СОШ № 2 г. Сольцы», не освобождённого от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 11, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Сольцы» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование технического состояния здания образовательной организации по адресу: Новгородская область, г. Сольцы, Советский проспект, д. 7, с привлечением специализированной организации.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд Новгородской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Председательствующий Н.В. Кулёва
Мотивированное решение составлено 7 сентября 2024 года.