Судья: Ретина М.Н. дело 33-3984/2024
№ 2-3389/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2024 г. г. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Желтышевой А.И.,
судей Житниковой О.В., Чирковой И.Н.,
при секретаре Пономаревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Сызрань Самарской области в интересах ФИО1 к Министерству строительства Самарской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
по апелляционному представлению прокурора г. Сызрань Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 14 июня 2023 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Министерству строительства Самарской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения.»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., прокурора Сергееву Е.С.,
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г. Сызрань Самарской области в интересах Седовой Л.А. обратились в Ленинский районный суд г. Самара с иском к Министерству строительства Самарской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Ремстроймонтаж» заключен договор долевого участия в строительстве жилого дома по адресу: <адрес>. Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ремстроймонтаж» признано банкротом Объект, расположенный по адресу <адрес> перечень проблемных объектов не включен. Решением Министерства строительства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включена в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домо и чьи права нарушены. Уведомлением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № МС/7370 ФИО1 отказано во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагает, что в связи с тем, что денежные средства по договору долевого участия ей не возвращены, жилое помещение не предоставлено, договор с ФИО1 не расторгнут, права ФИО1 не восстановлены.
На основании вышеизложенного, просят возложить на Министерство строительства Самарской области обязанность предоставить Седовой Л.А. как гражданину, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам и правилам, в соответствии с расчетной нормой.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, прокурор г. Сызрань Самарской области обратился с апелляционным представлением, в котором просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Сергеева Е.С. доводы представления поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями Закона № 214-ФЗ граждане, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирного дома, являются участниками долевого строительства независимо от того, каким установленным названным законом способом эти средства привлечены: на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного гражданином с застройщиком, или жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами за счет паевых взносов в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов, поскольку в первом и во втором случае одна цель - возникновение у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно статье 4 Закона № 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (часть 1).
Законом Самарской области от 8 июля 2019 № 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области" установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 3 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В связи с этим уполномоченным органом на территории Самарской области является Министерство строительства Самарской области (ст.2 Закона Самарской области от 16.03.2007 № 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").
На основании ч. 7 ст. 23 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в редакции Федерального закона от 25.12.2018) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 329 «Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области» (в ред. Постановления Правительства Самарской области от 09.06.2020 № 389) объект, инвестором которого по договору являлся истец, не признан проблемным.
24.06.2019 Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области».
Законом Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД (в редакции Закона от 14.01.2022) пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения, заключенного с недобросовестным застройщиком, нерасторгнутого, а также не признанного ничтожным, за исключением случаев, когда у гражданина право требования на получение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве установлено судебным актом в соответствии с положениями Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
2) наличие оплаты гражданином, претендующим на получение мер государственной поддержки, по договору участия в долевом строительстве и (или) договору уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве в денежной форме или посредством зачета прав требований, связанных с наличием задолженности перед ним по иным заключенным им договорам участия в долевом строительстве, оплаченным денежными средствами;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) гражданин не является и (или) не являлся учредителем, участником и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членом коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членом его коллегиального исполнительного органа, и (или) главным бухгалтером (бухгалтером) недобросовестного застройщика, а также не имеет и (или) не имел близкого родства с такими лицами;
6) неполучение гражданином мер государственной поддержки как пострадавшим участником долевого строительства;
7) отсутствие у гражданина договора участия в долевом строительстве проблемного объекта, по которому наблюдательным советом публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" принято решение о финансировании завершения его строительства или выплате возмещения. Гражданин Российской Федерации может быть признан пострадавшим от действий недобросовестного застройщика только в отношении одного жилого помещения на территории Самарской области и только однократно.
Положениями ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только установленными данной статьей способами, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.
Меры государственной поддержки могут предоставляться как непосредственно пострадавшему участнику долевого строительства, так и опосредованно через нового застройщика, нового застройщика-инвестора, что указывается в соглашении о завершении строительства проблемного объекта и удовлетворении прав требований пострадавших участников долевого строительства и (или) соглашении о реализации масштабного инвестиционного проекта, реализуемого новым застройщиком-инвестором, заключаемом между уполномоченным органом и новым застройщиком-инвестором.
Согласно плану-графику, утвержденному на территории Самарской области восстановление прав граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по проблемным объектам не включенным в Единый реестр проблемных объектов осуществляется в рамках Закона Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области», путем подачи заявления на включение в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразных и (или) невозможным и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены, ведение которого осуществляется на основании постановления Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927. План-график является общедоступным опубликован на официальном сайте Министерства в сети «Интернет».
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.Согласно частям 1 и 2 статьи 23 указанного Федерального закона государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с упомянутым федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В силу положений ст. 7 Закона Самарской области от 8 июля 2019 № 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области" меры государственной поддержки при предоставлении жилого помещения вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта, оказываются с учетом расчетной нормы. Расчетная норма - максимальная общая площадь жилого помещения, определяемая для оказания пострадавшему участнику долевого строительства мер государственной поддержки, которая в зависимости от условий договора, ранее заключенного пострадавшим участником долевого строительства с недобросовестным застройщиком, составляет:
а) 36 квадратных метров общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на однокомнатную квартиру;
б) 54 квадратных метра общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на двухкомнатную квартиру;
в) 72 квадратных метра общей площади жилого помещения - в случае, если по ранее заключенному договору у пострадавшего участника долевого строительства возникало право на квартиру с количеством комнат три и более. Общая площадь жилого помещения - сумма площадей всех частей жилого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площадь лоджий, балконов, террас и веранд, подсчитываемую со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3. В случае невозможности предоставления жилого помещения расчетной нормы участнику долевого строительства на безвозмездной основе предоставляется жилое помещение большей площади, при этом разница площадей не может превышать 10 квадратных метров. Передача участнику долевого строительства жилого помещения меньшей площади возможна при наличии его письменного согласия, за исключением случаев, когда по договору участия в долевом строительстве приобреталась площадь меньше расчетной. Выплата денежной компенсации осуществляется в размере денежных средств, ранее внесенных пострадавшим участником долевого строительства по договору с недобросовестным застройщиком.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного выше Закона к мерам государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства относятся:
1) предоставление земельного участка новому застройщику-инвестору в аренду без проведения торгов в соответствии с законодательством Самарской области для реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренного государственной программой Самарской области и реализуемого в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства объектов, включенных в перечень проблемных, либо пунктом 3.1 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) предоставление субсидий объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам, конкурсному управляющему (внешнему управляющему) для завершения строительства и ввода проблемного объекта в эксплуатацию;
3) предоставление жилых помещений вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:
признано нецелесообразным и (или) невозможным завершение строительства проблемного объекта,
проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;
в целях завершения строительства проблемного объекта уполномоченным органом проведен конкурс в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26 февраля 2013 года № 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком (п. 3 в ред. Закона Самарской области от 14.01.2022 № 11-ГД),
4) предоставление субсидий, объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам для технологического подключения (присоединения) проблемного объекта к сетям электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения; (в ред. Закона Самарской области от 14.01.2022 № 11-ГД),
5) выплата денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в случаях, если:
признано нецелесообразным и (или) невозможным завершение строительства проблемного объекта;
проблемный объект исключен из перечня проблемных объектов по основаниям, установленным настоящим Законом, за исключением оснований, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 4 настоящего Закона;
в целях завершения строительства проблемного объекта министерством проведен конкурс в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26 февраля 2013 № 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", но при этом права требования пострадавших участников долевого строительства не были удовлетворены новым застройщиком; (п. 5 в ред. Закона Самарской области от 14.01.2022 № 11-ГД).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона Самарской области от 8 июля 2019 № 84-ГД (в ред. Закона Самарской области от 14.01.2022 № 11-ГД) право на получение меры государственной поддержки, установленной пунктами 3 или 5 части 1 статьи 6 настоящего Закона, имеет пострадавший участник долевого строительства, оплативший по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью равной или более расчетной нормы, установленной настоящим Законом, либо оплативший стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме. В случае если пострадавший участник долевого строительства оплатил по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью менее расчетной нормы, за исключением пострадавшего участника долевого строительства, оплатившего стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме, он имеет право на получение меры государственной поддержки, установленной пунктом 5 части 1 статьи 6 настоящего Закона, т.е. на выплату денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте.
Из материалов дела следует, что 04.03.2022 между Седовой Л.А. и ООО «Ремстроймонтаж» заключён договор долевого участия в строительстве жилого дома, предметом которого являлась двухкомнатная квартира № 10 общей приведенной площадью 52,8 кв.м., по адресу: г. Сызрань, ул. Советская, д. 122, плановое окончание строительство и сдача дома указана 2 полугодие 2003 г. Согласно п. 2.2 договора стоимость квартиры составила 316 800 рублей.
Согласно квитанции от 04.03.2002 г. Седовой Л.А. оплачено 150 000 рублей.
Сведения о внесении всей суммы в материалах дела отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.04.2006 № А55-11056/2005 ООО «Ремстроймонтаж» признано банкротом.
27.09.2008 ООО «Ремстроймонтаж» прекратило свою деятельность.
Обязанность по строительству и вводу в эксплуатацию, а также передаче квартиры в собственность Седовой Л.А. ООО «Ремстроймонтаж» как застройщиком до настоящего времени не исполнена.
Сведениями о том, включена ли Седова Л.А. в реестр кредиторов ООО «Ремстроймонтаж» истец не располагает.
09.08.2022 Седова Л.А. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении её в реестр пострадавших участников долевого участия в строительстве Самарской области, ведение которого осуществляется на основании Постановления Правительства Самарской области от 13.12.2019 г. № 927.
Уведомлением Министерства строительства Самарской области МС/7320 от 25.08.2022 г. Седовой Л.А. отказано во включении Седовой Л.А. в Реестр, по основаниям, предусмотренным п. 2.5 Порядка.
Не соглашаясь с данным отказом, истец обратился в суд с настоящим иском.
Установив, что расчетная норма для оказания пострадавшему участнику долевого строительства мер государственной поддержки составляет 36 кв.м общей площади жилого помещения, Седовой Л.А. по договору долевого участия произведена оплата денежных средств в размере 150 000 рублей, т.е. за 25,06 кв.м., что менее расчетной нормы, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд пришел к выводу, что право на меры государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта у Седовой Л.А. не возникло.
При этом, судом первой инстанции также отмечено, что применительно к возникшим правоотношения истец не вправе выбирать самостоятельно способ и меры оказания государственной поддержки, поскольку Законом Самарской области от 8 июля 2019 № 84-ГД (в ред. Закона Самарской области от 14.01.2022 № 11-ГД) вид государственной поддержки и ее объем определяются исключительно уполномоченным органом в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Самарской области, прерогатива в выборе способа оказания мер государственной поддержки пострадавшему участнику долевого строительства, которым является Седова Л.А., истцу не принадлежит.
Следовательно, и возложение обязанности по удовлетворению прав истца посредством обеспечения меры государственной поддержки путем предоставления Седовой Л.А. жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим нормам и правилам, в соответствии с расчетной нормой, является неправомерным.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционного представления, основанные на положениях ч.3ст.3 Закона Самарской области от 16.03.2007 г. N 13-ГД « О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов ( обманутых дольщиков) на территории Самарской области», основанием к отмене решения суда являться не могут.
В соответствии с ч.3 ст.3 Закона Самарской области от 16.03.2007 г. N 13-ГД действительно в случае неполной оплаты обманутым дольщиком стоимости жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, определенной указанным договором, и его отказа от продажи своего права требования в объекте долевого строительства, с письменного согласия обманутого дольщика ему может быть предоставлено на безвозмездной основе жилое помещение площадью, соответствующей оплаченным квадратным метрам помещения.
Вместе с тем, указанная норма не может применяться в отрыве от иных частей ст. 3 названного Закона.
А в соответствии с ч.1 и 2 ст. 3 Закона N 13-ГД такое предоставление жилого помещения возможно лишь в том случае, если Министерство приняло решение закончить строительство проблемного объекта и выступает заказчиком такого строительства.
Таких обстоятельств судом не установлено, истцом не доказано.
Кроме того, в июле 2019 года вступил в силу Закон Самарской области N 84-ГД, согласно части 1 статьи 10 которого Закон Самарской области N 13-ГД применяется исключительно в отношении пострадавших граждан, включенных в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области.
Как установлено судом Уведомлением Министерства строительства Самарской области МС/7320 от 25.08.2022 г. Седовой Л.А. отказано во включении Седовой Л.А. в Реестр, по основаниям, предусмотренным п. 2.5 Порядка.
Таким образом, к Седовой Л.А. на основании ст. 10 Закона Самарской области N 84-ГД, поскольку она не включена в реестр, положения закона Самарской области N 13-ГД не применяются.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона №84-ГД право на получение меры государственной поддержки, установленной пунктами 3 или 5 части 1 статьи 6 настоящего Закона, имеет пострадавший участник долевого строительства, оплативший по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью равной или более расчетной нормы, установленной настоящим Законом, либо оплативший стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме.
В случае если пострадавший участник долевого строительства оплатил по договору участия в долевом строительстве жилое помещение площадью менее расчетной нормы, за исключением пострадавшего участника долевого строительства, оплатившего стоимость жилого помещения по договору участия в долевом строительстве в полном объеме, он имеет право на получение меры государственной поддержки, установленной пунктом 5 части 1 статьи 6 настоящего Закона.
С учетом того, что по договору долевого участия оплачено 25,06 кв.м., то есть оплата жилого помещения произведена не в полном объеме и менее расчетной нормы 36 кв.м., следовательно, право на меры государственной поддержки в виде предоставления жилого помещения вне проблемного объекта у истца не возникло.
Доводы апелляционного представления о том, что суд не предпринял достаточных мер для розыска сведений о том, в каком объеме Седова Л.А. выполнила свои обязательства перед застройщиком, при том, что в силу возраста и юридической неграмотности она могла и не сохранить все платежные документы, также являются не состоятельными.
Седова Л.А. ни в одном из своих пояснений не указывала на то, что стоимость строящегося объекта ею оплачена в полном объеме. но соответствующие квитанция она утратила. Иных документов, кроме договора и квитанции на сумму 150000 руб. ею не представлялось. и на их существования она также не указывала.
При этом доказательств того, что прокурор не мог запросить данную информацию самостоятельно либо ему отказано в ее предоставлении, не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционного представления не имеется. Нормы материального права судом применены правильно, нарушений процессуального законодательства не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда гор. Самары от 14 июня 2023 г. оставить без изменений, апелляционное представление прокурора г. Сызрань Самарской области – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение 3 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: