Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-315/2023 ~ М-263/2023 от 19.05.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Гражданское дело № 2-315/2023

УИД № 43RS0043-01-2023-000333-29

г. Яранск                             10 июля 2023 года

Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Сырчиной Т.Ю., при секретаре Плотниковой Н.В.,

с участием помощника прокурора Тужинского района Кировской области Попонина М.С., представителей ответчиков ФИО3 и ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тужинского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Тужинский районный краеведческий музей» и к администрации Тужинского муниципального района Кировской области о возложении обязанности совершить определённые действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тужинского района Кировской области просит возложить на муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тужинский районный краеведческий музей» и администрацию Тужинского муниципального района Кировской области обязанность создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здание музея, расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования пандусом и перилами в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого Приказом Минстроя России от <ДД.ММ.ГГГГ> № <...>/пр.

В обоснование иска указано, что в прокуратурой района выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в МБУК «Тужинский районный краеведческий музей». В ходе проверки установлено, что за МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» на праве оперативного управления закреплено здание музея, расположенное по адресу: <адрес>, в котором отсутствует вход, доступный для маломобильных граждан, оборудованный пандусом. <ДД.ММ.ГГГГ> в адрес директора МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам рассмотрения которого нарушения в части оборудования входа в здание пандусом и поручнями не устранены. На диспансерном учёте в КОГБУЗ «Тужинская ЦРБ» состоят не менее 16 инвалидов-колясочников. В связи с чем непринятие мер со стороны МБУК «Тужинский районный краеведческий музей», а также учредителя и собственника имущества – администрации Тужинского муниципального района по обеспечению беспрепятственного доступа в здание нарушает права и законные интересы инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Тужинского района Попонин М.С. требование иска поддержал.

Представители ответчиков – директор ФИО3 и ФИО4 исковые требования не признали, пояснили, что оборудование пандусом входа в здание музея невозможно в силу объективных причин.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» является некоммерческой организацией, учреждённой для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры. Учредителем и собственником имущества музея является муниципальное образование Тужинский муниципальный район Кировской области в лице администрации Тужинского муниципального района. Музей обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в финансовом управлении администрации Тужинского муниципального района, печать со своим наименованием, штампы, бланки и иную атрибутику юридического лица, обособленное имущество, закрепленное за ним в установленном порядке на праве оперативного управления, от своего имени осуществляет и приобретает имущественные и неимущественные права и обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Музей находится по адресу: <адрес> (п.п.1.3, 1.6, 1.8, 1.9, 1.10, 1.14 Устава МБУК «Тужинский районный краеведческий музей»).

МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» на праве оперативного управления принадлежит здание музея, расположенное по адресу: <адрес>, находящиеся на первом этаже, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <...> от <ДД.ММ.ГГГГ>.

В ходе проведенной прокуратурой Тужинского района Кировской области проверкой соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» не доступен для маломобильных групп населения в связи с отсутствием на входе в здание пандуса с перилами, в связи с чем в адрес директора было внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, однако нарушения не устранены, что отражено в справке о результатах проверки.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от <ДД.ММ.ГГГГ> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ). Целью такой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).

В ч. 1 ст. 1 данного Закона дано понятие инвалида как лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Из вышеприведенных положений Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, а соответственно и здания, в которых расположены учреждения культуры и их подразделения, в том числе МБУК «Тужинский районный краеведческий музей», расположенный по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 г. № 815 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Свод Правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденный данный постановлением, предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.

Исходя из требований указанного свода правил, в здании должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединённого с этим зданием (п. 6.1.1), у внешних лестниц для подъёма маломобильных групп населения следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,14 м. до 6,0 м. (п. 5.1.14), на участках пешеходных путей с максимальной расчётной интенсивностью движения пешеходов в двух направлениях до 2400 чел./ч ширину проезжей части пандуса, применяемого совместно с лестницей, назначают по расчёту согласно СП 59.13330.2020 и СП 35.13330, но не менее 0,9 м., а при интенсивности движения пешеходов более 2400 чел./ч – не менее 1,8 м. (п. 5.1.15).

Право оперативного управления в силу ст. 216 Гражданского кодекса РФ является разновидностью вещных прав.

Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Таким образом, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обладатель права оперативного управления, а равно фактический пользователь обязаны обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание музея как к социально значимому объекту.

Выбор способа обеспечения доступа (текущий ремонт, капитальный, реконструкция) принадлежит указанным лицам.

Доказательств невозможности обустройства МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» пандусом с поручнями, обеспечивающих беспрепятственный доступ в здание, ответчиками не представлено, в связи с чем суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу части статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая характер установленных правоотношений, суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения до <ДД.ММ.ГГГГ>.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобождён от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Тужинского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Тужинский районный краеведческий музей», к администрации Тужинского муниципального района Кировской области о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тужинский районный краеведческий музей» и администрацию Тужинского муниципального района Кировской области в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски, беспрепятственного доступа в здание музея, расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования пандусом и перилами в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Яранский районный суд.

    Решение в окончательной форме принято 17.07.2023.

Судья                                     Т.Ю. Сырчина

2-315/2023 ~ М-263/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тужинского района М.Е. Грехнев
Ответчики
Администрация Тужинского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Тужинский районный краеведческий музей"
Суд
Яранский районный суд Кировской области
Судья
Сырчина Т. Ю.
Дело на сайте суда
yaransky--kir.sudrf.ru
19.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2023Передача материалов судье
24.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее