Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Гражданское дело № 2-315/2023
УИД № 43RS0043-01-2023-000333-29
г. Яранск 10 июля 2023 года
Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Сырчиной Т.Ю., при секретаре Плотниковой Н.В.,
с участием помощника прокурора Тужинского района Кировской области Попонина М.С., представителей ответчиков ФИО3 и ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тужинского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Тужинский районный краеведческий музей» и к администрации Тужинского муниципального района Кировской области о возложении обязанности совершить определённые действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тужинского района Кировской области просит возложить на муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тужинский районный краеведческий музей» и администрацию Тужинского муниципального района Кировской области обязанность создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски, для беспрепятственного доступа в здание музея, расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования пандусом и перилами в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого Приказом Минстроя России от <ДД.ММ.ГГГГ> № <...>/пр.
В обоснование иска указано, что в прокуратурой района выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в МБУК «Тужинский районный краеведческий музей». В ходе проверки установлено, что за МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» на праве оперативного управления закреплено здание музея, расположенное по адресу: <адрес>, в котором отсутствует вход, доступный для маломобильных граждан, оборудованный пандусом. <ДД.ММ.ГГГГ> в адрес директора МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам рассмотрения которого нарушения в части оборудования входа в здание пандусом и поручнями не устранены. На диспансерном учёте в КОГБУЗ «Тужинская ЦРБ» состоят не менее 16 инвалидов-колясочников. В связи с чем непринятие мер со стороны МБУК «Тужинский районный краеведческий музей», а также учредителя и собственника имущества – администрации Тужинского муниципального района по обеспечению беспрепятственного доступа в здание нарушает права и законные интересы инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора Тужинского района Попонин М.С. требование иска поддержал.
Представители ответчиков – директор ФИО3 и ФИО4 исковые требования не признали, пояснили, что оборудование пандусом входа в здание музея невозможно в силу объективных причин.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» является некоммерческой организацией, учреждённой для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры. Учредителем и собственником имущества музея является муниципальное образование Тужинский муниципальный район Кировской области в лице администрации Тужинского муниципального района. Музей обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в финансовом управлении администрации Тужинского муниципального района, печать со своим наименованием, штампы, бланки и иную атрибутику юридического лица, обособленное имущество, закрепленное за ним в установленном порядке на праве оперативного управления, от своего имени осуществляет и приобретает имущественные и неимущественные права и обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Музей находится по адресу: <адрес> (п.п.1.3, 1.6, 1.8, 1.9, 1.10, 1.14 Устава МБУК «Тужинский районный краеведческий музей»).
МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» на праве оперативного управления принадлежит здание музея, расположенное по адресу: <адрес>, находящиеся на первом этаже, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <...> от <ДД.ММ.ГГГГ>.
В ходе проведенной прокуратурой Тужинского района Кировской области проверкой соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» не доступен для маломобильных групп населения в связи с отсутствием на входе в здание пандуса с перилами, в связи с чем в адрес директора было внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, однако нарушения не устранены, что отражено в справке о результатах проверки.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от <ДД.ММ.ГГГГ> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ). Целью такой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).
В ч. 1 ст. 1 данного Закона дано понятие инвалида как лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Из вышеприведенных положений Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, а соответственно и здания, в которых расположены учреждения культуры и их подразделения, в том числе МБУК «Тужинский районный краеведческий музей», расположенный по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2021 г. № 815 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Свод Правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденный данный постановлением, предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.
Исходя из требований указанного свода правил, в здании должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединённого с этим зданием (п. 6.1.1), у внешних лестниц для подъёма маломобильных групп населения следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,14 м. до 6,0 м. (п. 5.1.14), на участках пешеходных путей с максимальной расчётной интенсивностью движения пешеходов в двух направлениях до 2400 чел./ч ширину проезжей части пандуса, применяемого совместно с лестницей, назначают по расчёту согласно СП 59.13330.2020 и СП 35.13330, но не менее 0,9 м., а при интенсивности движения пешеходов более 2400 чел./ч – не менее 1,8 м. (п. 5.1.15).
Право оперативного управления в силу ст. 216 Гражданского кодекса РФ является разновидностью вещных прав.
Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обладатель права оперативного управления, а равно фактический пользователь обязаны обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание музея как к социально значимому объекту.
Выбор способа обеспечения доступа (текущий ремонт, капитальный, реконструкция) принадлежит указанным лицам.
Доказательств невозможности обустройства МБУК «Тужинский районный краеведческий музей» пандусом с поручнями, обеспечивающих беспрепятственный доступ в здание, ответчиками не представлено, в связи с чем суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу части статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая характер установленных правоотношений, суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Тужинского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Тужинский районный краеведческий музей», к администрации Тужинского муниципального района Кировской области о возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тужинский районный краеведческий музей» и администрацию Тужинского муниципального района Кировской области в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> создать условия инвалидам, использующим кресла-коляски, беспрепятственного доступа в здание музея, расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования пандусом и перилами в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Яранский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 17.07.2023.
Судья Т.Ю. Сырчина