Дело -----
УИД 21RS0023-01-2020-005313-37
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
28 августа 2020 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Сидорова И. Н., изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Агрофирма «Путь Ильича»,
установил:
дата в Ленинский районный суд г. Чебоксары поступил протокол об административном правонарушении ----- от дата и иные материалы дела в отношении ООО «Агрофирма «Путь Ильича» по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Изучив протокол и поступивший административный материал, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1.КоАП РФ).
В силу статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении. Эти данные устанавливаются, в частности, протоколом об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие обстоятельства: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.
В случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Указанный протокол подлежит возвращению в орган, составивший его, по следующим основаниям.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ); указанному лицу разъясняются права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении; протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть5).
Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, содержащиеся в ст. 28.2 КоАП РФ, продиктованы не только необходимостью зафиксировать факт правонарушения, но и обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В силу абзаца 2 пункта 4 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Представленный суду материал оформлен без учета вышеприведенных требований закона: суду представлен протокол об административном правонарушении от дата, составленный старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЧР ФИО3, со сведениями о том, что протокол составлен с участием защитника Общества ФИО4, в отсутствие законного представителя - генерального директора ФИО5 (при этом указанная в протоколе выписка из ЕГРЮЛ не приложена), между тем представленная в дело доверенность защитнику на имя ФИО4 выдана директором ФИО6, доверенности, выданной указанным выше законным представителем юридического лица, не имеется; кроме того, согласно приложенному уведомлению с вызовом лица для составления протокола от дата, законный представитель ООО «ФИО1 «ФИО1» приглашается для составления протокола дата, в то время как суду представлен протокол от дата (и в нем содержатся сведения о получении копии протокола защитником дата), данных об извещении для составлении протокола об административном правонарушении на дата материалы дела не содержат.
Лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении.
Изложенные недостатки являются препятствием к принятию материала к производству суда. В связи с этим судья приходит к выводу, что протокол по делу об административном правонарушении с приложенным материалом подлежит возврату в орган, составивший его, для устранения недостатков.
Исходя из смысла закона, для внесения исправлений в протокол об административном правонарушении должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, обязано вызвать указанного лица и с его участием внести изменения в протокол об административном правонарушении, с разъяснением прав, предусмотренных ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ, и вручением копии этого протокола либо посредством вручения определения об исправлении описки (опечатки).
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
Возвратить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ----- от дата с приложенными материалами в отношении ООО «Агрофирма «Путь Ильича» в орган, составивший протокол об административном правонарушении, - в Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Чувашская Республика) для устранения недостатков.
Судья И. Н. Сидорова