Дело № 2-500/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Уинское Пермский край 06 мая 2019 года
Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское) в составе:
председательствующего судьи Братчиковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой И.В.,
с участием представителя истца МЭФ – Марущака Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску МЭФ к Публичному акционерному обществу Страховая Компания «Росгосстрах» о взыскании страховой выплаты в размере 00 рублей, неустойки за просрочку страховой выплаты в размере 00 рублей, штрафа в размере пятидесяти процентов от взысканной страховой выплаты, компенсации морального вреда в размере 00 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
МЭФ обратился в суд с вышеуказанным с исковым заявлением.
В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля <данные изъяты> под правлением ПДА и автомобиля <данные изъяты> под управлением истца. В результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине ПДА, погибла дочь истца. Вина ПДА установлена приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ. Риск наступления гражданской ответственности водителем автомобиля <данные изъяты> (ПДА) на момент дорожно-транспортного происшествия был застрахован в ПАО СК «Росгосстрах». Истец обратился к ответчику за выплатой страхового возмещения в связи со смертью дочери, в выплате ему было отказано по тому основанию, что абз. 2 п. 4.4 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденного Банком России 19.09.2014 № 431-П (далее по тексту Правила ОСАГО) применяется к договорам, заключенным после 01.04.2015, а договор ПДА заключен 24.03.2015.
Ссылаясь на положения ст. 3,7, п.6 ст.12 Федерального Закона от 25 апреля 2002г №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ( далее по тексту Закон об ОСАГО), а также п. 4.4. Правил ОСАГО, истец считает отказ в страховой выплате незаконным. С учетом приведенных положений закона просит взыскать с ответчика в его пользу страховую выплату в размере 00 рублей, в соответствии с п. 21 ст. 12, п. 3 ст. 16.1 Закона об ОСАГО - неустойку в размере 00 рублей и штраф в размере 50 % от суммы присужденной выплаты, на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» - компенсацию морального вреда в размере 00 рублей.
В судебном заседании представитель истца Марущак Д.Н. на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении. Обращает внимание суда на то, что порядок вступления в силу изменений, внесенных ФЗ № 223 от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ( далее Закон от 21.07.2014 № 223 – ФЗ ) регламентирован статьей 5 Закона. Согласно п.13 ст. 5 Закона № 223 от 21.07.2014 положения Закона РФ от 27 ноября 1992 года № 4015 -1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Закона об ОСАГО (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшими из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных после вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Однако в п. 4 ст. 5 Закона от 21.07.2014 № 223-ФЗ прямо установлено, что п.п. «а» пункта 6, абзацы десятый – двадцать седьмой пункта 12, абзац восьмой пункта 20 ст.1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 01.04.2015г. Таким образом, по мнению истца, пункт 4 ст. 5 Закона от 21.07.2014 № 223-ФЗ устанавливает иной порядок вступления в силу положений, касающихся прав истца на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего.
Ответчик ПАО СК «Росгосстрах» в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Представили письменный отзыв, в котором указали, что с исковыми требованиями не согласны. Считают, что с учетом положений абз. 1 и абз.20 п.12 ст.1, п.4 и п.13 ст.5 Закона от 21.07.2014 № 223-ФЗ выплату страхового возмещения в случае смерти потерпевшего могут получать его супруг, родители, дети, граждане у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода ( выгодоприобретатели) по договорам ОСАГО, заключенным с 01.04.2015г. Договор ОСАГО серии ССС № ( страхователь - ПДА) заключен 24.03.2015г., в связи с чем, у ПАО СК «Росгосстрах» отсутствуют основания для выплаты страхового возмещения (л.д.26-27).
Третье лицо ПДА в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, заслушав представителя истца, изучив возражения ответчика, представленные письменные доказательства, приходит к выводу, что в удовлетворении иска МЭФ должно быть отказано.
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 15 мин. по адресу: <адрес>, произошло столкновение 2-х транспортных средств: автомобиля <данные изъяты> под управлением ПДА ( страховой полис ООО «Росгосстрах» серия ССС №) и автомобиля <данные изъяты> под управлением МЭФ (страховой полис ОАО «Ингосстрах» серия ЕЕЕ №), в результате которого погибла пассажир М.Е.Э. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.6-8,10,33).
Истец приходится отцом погибшей М.Е.Э. (л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ приговором суда водитель автомобиля <данные изъяты> ПДА признан виновным в нарушении пунктов 10.1, 1.4, 1.5, 9.1 Правил дорожного движения, повлекших дорожно-транспортное происшествие, в результате которого была причинена смерть М.Е.Э., <данные изъяты> (л.д.64-71).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения в связи со смертью дочери М.Е.Э. с приложением свидетельства о рождении, свидетельства о регистрации по месту жительства, свидетельства о смерти, справки о смерти М.Е.Э. (л.д.29-33).
Согласно страховому полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ( л.д. 72) договор страхования ПДА заключен 24.03.2015 сроком по 23.03.2016.
ДД.ММ.ГГГГ ПАО СК «Росгосстрах» истцу направлен ответ об отказе в выплате со ссылкой на то, что договор страхования ССС №
(страхователь ПДА) заключен 24.03.2015г, в связи с чем, п. 4.4. Правил ОСАГО не применим (л.д.12,34).
ДД.ММ.ГГГГ истец МЭФ направил в адрес ответчика ПАО СК «Росгосстрах» претензию, которая получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ и оставлена без удовлетворения (л.д.36,38).
Доводы истца о незаконном отказе ПАО СК «Росгосстрах» в выплате страхового возмещения в связи со смертью дочери М.Е.Э. суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (выгодоприобретатели) (п. 6 ст. 12 Закона об ОСАГО ).
На основании п. 7 ст. 12 Закона об ОСАГО размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей - выгодоприобретателям, указанным в пункте 6 настоящей статьи; не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение - лицам, понесшим такие расходы.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения п.п. 6, 7 ст. 12 Закона об ОСАГО вступили в силу с 01 апреля 2015 года.
Согласно п. 4.4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19 сентября 2014 года N 431-П, в случае причинения вреда жизни потерпевшего к выгодоприобретателям относятся лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца). Абзацем 2 пункта 4.4 названных Правил установлено, что при отсутствии лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, право на возмещение вреда имеют супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.
Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19 сентября 2014 года N 431-П) предусмотрено, что абзац второй пункта 4.4 Правил применяется с 1 апреля 2015 года (п. 3).
В соответствии с п. 13 ст. 5 Федерального закона N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения Закона об ОСАГО (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшими из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных после вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1).
Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 года N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", разъяснено, что по общему правилу, к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяется закон, действующий в момент заключения соответствующего договора страхования.
Приведенные положения устанавливают общепринятый правовой принцип действия закона во времени.
В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона об ОСАГО, действовавшим до 01 апреля 2015 года:
1) размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью, рассчитывается страховщиком в порядке, предусмотренном правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: а) 135 тысяч рублей - лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца); б) не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение - лицам, понесшим эти расходы;
3) компенсационные выплаты в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, устанавливаются в размере не более чем 160 тысяч рублей с учетом требований подпункта "б" пункта 2 настоящей части.
Статьей 1088 ГК РФ установлено, что в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти. Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами.
Поскольку договор ОСАГО, в соответствии с которым была застрахована гражданская ответственность виновного в дорожно-транспортном происшествии ПДА, был заключен 24.03.2015, т.е. до 01.04.2015, обязательным условием для осуществления страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего является принадлежность истца МЭФ к кругу лиц, предусмотренных ст. 1088 ГК РФ. Вместе с тем, истец к кругу указанных лиц не принадлежит, в связи с чем, ответчиком ему было обоснованно отказано в соответствующей выплате.
Вопреки доводам истца, оснований для применения положений п. 6,7
ст. 12 Закона об ОСАГО в редакции Закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ, а также п.4.4 Правил ОСАГО не имеется, поскольку договор страхования виновным лицом ( ПДС) заключен 24.03.2015. В соответствии со ст. 5 Закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ п.п. «а» пункта 6, абзацы десятый – двадцать седьмой пункта 12, абзац восьмой пункта 20 ст.1 вступают в силу с 01.04.2015. Вместе с тем, данной статьей не предусмотрена возможность применения указанных положений (вступающих в силу с 01.04.2015), к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным до 01.04.2015. Соответственно, в соответствии п. 13 ст. 5 Закона № 223-ФЗ, указанные нормы применяются к отношениям, возникшим из договоров ОСАГО, заключенным после вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения требований истца, поэтому МЭФ в иске к Публичному акционерному обществу Страховая Компания «Росгосстрах» о взыскании страховой выплаты в размере 00 рублей, неустойки в размере 00 рублей, штрафа, компенсации морального вреда в размере 00 следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░