Дело № 2-1279/2022УИД 78RS0020-01-2021-005382-35 | |
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
17 октября 2022 года | г. Санкт-Петербург |
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Цветковой Е.С.,
при секретаре Шелкуновой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело, возбужденное по исковому заявлению Рыбина В.И. к Федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Рыбин В.И. обратился в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний», в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу денежную компенсацию за наем жилого помещения в размере 165 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с октября 2008 года проходил военную службу в ФСИН России. 15 марта 2021 года уволен по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В период прохождения службы истец заключал договоры найма жилого помещения по месту службы. До 15 апреля 2020 года компенсации за наем жилья истцу выплачивались регулярно, однако с 16 апреля 2020 года выплаты прекратились. В период с 16 апреля 2020 по 10 июня 2020 года истец был зачислен в распоряжение и продолжал службу, жил в съемной квартире, однако компенсацию ему не выплачивали. 11 июня 2020 года истец назначен на должность инспектора группы комплектования переменного состава отдела кадров Университета ФСИН России. 15 июля 2020 года Рыбин В.И. заключил договор найма жилого помещения сроком на 11 месяцев и передал его на рассмотрение в жилищно-бытовую инспекцию, однако компенсацию за наем жилого помещения не получал. При обращении к ответчику по вопросу имеющейся задолженности по возмещению компенсации истцу было сообщено о невозможности выплате компенсации в срок в связи с недостаточностью финансирования. На момент подачи искового заявления в суд окончательный расчет с истцом не произведен.
В ходе судебного разбирательства стороной истца представлена правовая позиция, в которой представитель истца Серебрякова Т.А. подтвердила перевод ответчиком денежных средств в счет частичной компенсации за наем жилья. Таким образом, представитель истца полагает, что сумма задолженности компенсации за наем жилого помещения составляет сумму в размере 60 000 рублей.
Представитель истца Рыбина В.И. – Серебрякова Т.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» - Косьяновская А.О., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала, пояснив, что компенсация истцу выплачен в полном объеме.
Представитель ответчика Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» - Разгуляева Т.В., действующая также как представитель третьих лиц ФСИН Российской Федерации и Федерального казенного учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний», действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала.
Истец Рыбин В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, направил своего представителя.
В силу п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из них в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (часть 1).
Не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы (часть 2).
Категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4).
Согласно Правилам выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 сентября 2016 года № 894, денежная компенсация выплачивается сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, если ему не было предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, формируемого соответственно Федеральной службой исполнения наказаний, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной таможенной службой.
Для получения денежной компенсации сотрудник подает на имя руководителя органа (учреждения), в котором он проходит службу, рапорт с приложением следующих документов:
а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи;
в) документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.
Пунктом 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации установлено, что денежная компенсация сотрудникам, замещающим должности рядового состава, не имеющим жилого помещения по месту службы, в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда у федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, а также членам семей погибших (умерших) сотрудников, указанных в настоящем пункте, выплачивается в размере, не превышающем в Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 рублей.
Из материалов дела следует, что Рыбин В.И. с 16 октября 2008 года по 15 апреля 2020 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе, а именно в Федеральном казенном учреждении дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний».
15 августа 2020 года наймодатель (наймодатель) и Рыбин В.И. (наниматель) заключили договор найма жилого помещения № 0 (л.д. 20-24). По условиям договора наниматель выплачивает наймодателю арендную плату в размере 18 000 рублей ежемесячно.
Согласно приказу Учреждения № 846 от 04 декабря 2019 года Рыбину В.И. была назначена выплата компенсации за наем жилого помещения в размере 15 000 руб. ежемесячно с 15 августа 2019 года по 14 июля 2020 года (л.д. 124).
На основании распоряжения Правительства Санкт-Петербурга № 191-р от 03 февраля 2020 года (л.д. 53) 17 апреля 2020 года создано новое юридическое лицо - Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» (ответчик) (л.д. 67-71).
Приказом ФСИН России № № 0 от 16 апреля 2020 года истец зачислен в распоряжение Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» (л.д. 58-59).
19 мая 2020 года истцом на имя врио ректора «Университета ФСИН России» подан рапорт о согласии с предложенной ему должностью инспектора группы комплектования переменного состава отдела кадров Университета ФСИН России на период отпуска по уходу за ребенком другого сотрудника (л.д. 114).
На основании рапорта Рыбина В.И. 10 июня 2020 года между ответчиком и истцом заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации на период отсутствия капитана внутренней службы ФИО13, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (л.д. 121-123).
В соответствии с приказом врио ректора Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» № 0-лс от 10 июня 2020 года Рыбин В.И. назначен на должность . Университета ФСИН России (л.д. 60).
15 июля 2020 года наймодатель (наймодатель) и Рыбин В.И. (наниматель) заключили договор найма жилого помещения № 0 (л.д. 16-19). По условиям договора наниматель выплачивает наймодателю арендную плату в размере 18 000 рублей ежемесячно.
11 марта 2021 года истец подал рапорт о расторжении контракта по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (л.д. 119).
Приказом начальника Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» № 0-лс от 12 марта 2021 года контракт расторгнут (л.д. 61).
В силу п. 9 Правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 сентября 2016 года N 894, выплата денежной компенсации производится со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения по день утраты сотрудником права на ее получение. Основанием для прекращения выплаты денежной компенсации является приказ руководителя органа (учреждения).
На момент зачисления истца в распоряжение Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний», то есть до 15 апреля 2020 года, Федеральным казенным учреждением дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» обязанность по денежной компенсации за наем жилого помещения была исполнена в полном объеме.
С момента зачисления Рыбина В.И. в распоряжение Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний», то есть с 16 апреля 2020 года, обязанность по денежной компенсации за наем жилого помещения возложена на Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний».
Для начисления денежной компенсации за период с 16 апреля 2020 по 14 июля 2020 года истец должен был обратиться с рапортом на имя начальника Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний».
Однако истец в указанный период с рапортом к ответчику не обращался. Доказательств обращения истца к ответчику в период с 16 апреля 2020 по 14 июля 2020 года в материалы дела истцом не представлено, в связи с чем требования истца о взыскании компенсации за наем жилого помещения за 16 апреля 2020 по 14 июля 2020 года удовлетворению не подлежат.
11 февраля 2021 года истец обратился в жилищно-бытовую комиссию Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» с рапортом о выплате денежной компенсации с 15 июля 2020 года.
На основании указанного рапорта приказом начальника Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» № 94 от 15 марта 2021 года истцу с 15 июля 2020 по 15 февраля 2021 года назначена ежемесячная денежная компенсация за наем жилого помещения в размере 15 000 рублей (л.д. 63).
Решение жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» от 15 февраля 2021 года № 1 по установлению денежной компенсации за период с 15 июля 2020 по 15 февраля 2021 года истцом не оспаривалось.
В связи с недостаточным уровнем бюджетного финансирования ФСИН России до ответчика лимиты бюджетных обязательств за наем жилого помещения были доведены только в конце 2021 года. 14 декабря 2021 года на расчетный счет истца Университетом ФСИН были перечислены денежные средства в размере 106 261 рубль 52 копейки, что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением № 0 (л.д. 66), правовой позицией истца, представленной в ходе судебного разбирательства (л.д. 106-108) и не оспаривалось истцом при рассмотрении дела.
Из вышеизложенного следует, что исковые требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 15 июля 2020 по 15 февраля 2021 года также удовлетворению не подлежат в связи с их исполнением ответчиком ранее.
Вместе с тем контракт с истцом расторгнут 12 марта 2021 года. Доказательств перечисления Рыбину В.И. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 15 февраля 2021 года по 12 марта 2021 года ответчиком не представлено.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено документы в отношении истца, которые были предметом рассмотрения жилищно-бытовой комиссии для определения выплаты истцу компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Согласно действующему законодательству выплата денежной компенсации за наем жилого помещения производится со дня заключения договора найма жилого помещения по день утраты сотрудником права на ее получение, при этом Рыбин В.И. не имеет жилого помещения по месту службы.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» в пользу истца денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 15 февраля 2021 года по 12 марта 2021 года в размере 15 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства ответчиком заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
Разрешая данное ходатайство, суд обращает внимание, что истцом заявлены требования о возмещении затрат, понесенных по договору найма жилого помещения, как сотруднику, не обеспеченному жилым помещением по месту прохождения службы, указанная выплата носит компенсационный характер, предусмотрена специальным нормативным правовым актом - Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 сентября 2016 года № 894 и не входит в состав денежного довольствия сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, в связи с чем на заявленные Рыбиным В.И. требования распространяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном случае правоотношения сторон урегулированы нормативно-правовыми актами, поименованными в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в частности, Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации.
При этом в силу положений ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 00.00.0000 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в уголовно-исполнительной системе, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.
Таким образом, срок исковой давности на подачу искового заявления в суд истцом не пропущен.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд также взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате госпошлины в размере 600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Рыбина В.И. к Федеральному казенному образовательному учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» о взыскании денежных средств – удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний» в пользу Рыбина В.И. денежную компенсацию за наем жилого помещения в размере 15 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
В удовлетворении оставшейся части размера требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение составлено 21 октября 2022 года.