Дело №12-550/2023 копия
РЕШЕНИЕ
27 сентября 2023 года г.Нижний Новгород
Судья Нижегородского районного суда г.Нижний Новгород Лисов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Нижегородского районного суда г.Н.Новгород (г.Нижний Новгород, ул.Большая Покровская, д.17, каб.212)
жалобу генерального директора <данные изъяты>» ФИО3 на постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Нижегородской области НОМЕР НС от 04.04.2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении <данные изъяты>», с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование данного постановления,
установил:
Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Нижегородской области НОМЕР НС от 04.04.2023 года <данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В поступившей в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода жалобе генеральный директор <данные изъяты>» ФИО3 выражает несогласие с указанным выше актом, приводя доводы о его незаконности, просит вынесенное по делу об административном правонарушении постановление изменить, производство по делу прекратить.
Одновременно с жалобой <данные изъяты>» подано в суд ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование указанного постановления.
Рассмотрев ходатайство <данные изъяты>» о восстановлении срока обжалования постановления начальника отдела Государственной инспекции труда в Нижегородской области НОМЕР НС от 04.04.2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, суд полагает необходимыми его удовлетворить, поскольку заявителем сроки, установленные ст.30.3 КоАП РФ, последовательно соблюдены, в том числе с момента получения определения судьи Нижегородского районного суда г.Н.Новгород от 12 апреля 2023 года о возврате жалобы, при этом <данные изъяты>» добросовестно пользовалось правами, которыми лицо, в отношении которого ведется производство по делу, наделено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не пыталось злоупотребить ими и имело намерение реализовать свое право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в установленный законом срок.
В ходе рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении защитник ФИО4, действующая в интересах <данные изъяты>», поддержала доводы жалобы в полном объеме, просила суд ее удовлетворить, постановление административного органа отменить, а производство по делу прекратить.
В судебное заседание для участия в рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законный представитель <данные изъяты>», должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, а также должностное лицо, вынесшее постановление по делу, не явились, судом о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ полагает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие неявившихся участников производства по делу, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника ФИО5, исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно абз.1 ч.1 ст.356 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
На основании статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре указываются:
фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
место и дата заключения трудового договора.
Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
условия труда на рабочем месте;
условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В силу ст.72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Из материалов дела следует, что работодателем <данные изъяты>» в нарушение части 2 статьи 57 и статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительное соглашение к трудовому договору НОМЕР от 2 сентября 2022 года, заключенному со ФИО6, об изменении режима ее работы не оформлено.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении НОМЕР от 03.04.2023 года; копией акта расследования группового несчастного случая (легкого несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 20 января 2023 года; копией извещения о несчастном случае на производстве (групповом, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом) от 09 января 2023 года; копией приказа НОМЕР от 09 января 2023 года; копией табеля учета рабочего времени; копией распоряжения НОМЕР от 02.09.2022 года; копией трудового договора НОМЕР от 2 сентября 2022 года; копией приказа о приеме работника на работу; копией графика работы НОМЕР; копией графика работы НОМЕР; копией графика работы НОМЕР; копией приказа НОМЕР/лс от 05 сентября 2022 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совокупность доказательств, полученных в ходе производства по делу об административном правонарушении, объективно свидетельствует о наличии в деянии ООО «Нижновтеплоэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что оснований для проведения Государственной инспекции труда в Нижегородской области проверки в отношении <данные изъяты>» не имелось, поскольку полученная ФИО6 7 января 2023 года травма не связана с выполнением ей трудовых обязанностей, опровергаются копией извещения о несчастном случае на производстве от 9 января 2023 года и копией акта расследования группового несчастного случая от 20 января 2023 года;
В соответствии с ч.5 ст.4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Согласно ч.6 ст.4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
На основании пункта 8 части 3 статьи 1 Федеральный закон от 31.07.2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу.
Доводы жалобы о необходимости объединения нескольких дел в одно производство с назначением по ним административного наказания как за совершение одного административного правонарушения на основании ч.ч.5 и 6 ст.4.4 КоАП РФ подлежат отклонению, поскольку в силу пункта 8 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" административные правонарушения Государственной инспекцией труда в Нижегородской области выявлены в рамках расследования причин возникновения несчастного случая на производстве, которое к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится.
Неправильное указание в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении <данные изъяты>» к административной ответственности времени совершения административного правонарушения не повлияло на правильность, законность и обоснованность принятого Государственной инспекцией труда в Нижегородской области решения по делу, поскольку срок давности привлечения <данные изъяты>» к административной ответственности на момент рассмотрения дела административным органом не истек.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 года N 45"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" необходимо иметь в виду, что административные правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, не являются длящимися.
Таким образом, при правильном исчислении надлежащим временем совершения административного правонарушения будет являться дата подписания генеральным директором <данные изъяты>» приказа об установлении ФИО6 сменного графика работы, то есть 5 сентября 2022 года.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств административным органом установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении <данные изъяты>» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ст.29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в ходе его рассмотрения.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые являлись бы основанием для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом также не усматривается.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного <данные изъяты>» административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, принимая во внимание, что <данные изъяты>» является субъектом малого и среднего предпринимательства (с 1 августа 2016 года зарегистрирвоано как среднее предприятие), суд приходит к выводу о необходимости применения положений части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства указывают на то, что в создавшихся условиях назначение <данные изъяты>» административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений, а потому данное наказание подлежит изменению.
Санкция ч.4 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административное наказание в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Учитывая все обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, характер совершенного деяния, вид деятельности, осуществляемой ООО «Нижновтеплоэнерго», принимая во внимание имущественное и финансовое положение данного юридического лица, исходя из того, что наложенный административный штраф может повлечь избыточное ограничение его прав, суд полагает возможным снизить назначенное ООО «Нижновтеплоэнерго» административное наказание в виде административного штрафа до минимального его размера, предусмотренного санкцией ч.4 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть до 5 000 рублей.
Указанное наказание, по мнению суда, отвечает принципам справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно пункту 2 часть 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При указанных обстоятельствах постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Нижегородской области НОМЕР НС от 04.04.2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты>», подлежит изменению в части назначенного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу генерального директора <данные изъяты>» ФИО3 удовлетворить частично.
Постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Нижегородской области НОМЕР НС от 04.04.2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты>», изменить.
Снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 5 000 рублей.
В остальной части постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Нижегородской области НОМЕР НС от 04.04.2023 года оставить без изменения, а жалобу генерального директора <данные изъяты>» ФИО3 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.В. Лисов
Копия верна
Судья В.В. Лисов