Дело №12-199/2024 .
33RS0005-01-2024-000416-23
РЕШЕНИЕ
14 мая 2024 года г. Александров
Судья Александровского городского суда Владимирской области Кузнецова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тараканова Андрея Алексеевича на постановление ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО от 02.02.2024 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Тараканова А.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО от 02.02.2024 № Тараканов А.А привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В поступившей в суд жалобе Тараканов А.А просит отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что на основании трудового договора от 10.01.2024 транспортным средством управлял водитель ФИО, при этом он (Тараканов А.А), как собственник транспортного средства был лишен возможности контролировать действия водителя по соблюдению Правил дорожного движения РФ при исполнении водителем трудовых функций при перевозке груза. Кроме того, обращает внимание, что масса перевозимого груза составила 20 000 кг и с учетом массы 5-осного транспортного средства является допустимой для перевозки по федеральным и региональным автодорогам без получения специального разрешения, поскольку не превышает величину допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
В судебном заседании Тараканов А.А и его защитник Борисичев В.Н. поддержали доводы жалобы и просили прекратит производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
МТУ Ространснадзора по ЦФО надлежащим образом извещенное о времени, дате и месте рассмотрения жалобы, в суд своего представителя не направило. Каких-либо ходатайств об отложении судебного заседания в Александровский городской суд не поступало. В отзыве на жалобу указало, что Тараканов А.А пропущен срок обжалования постановления должностного лица.
Поскольку неявка указанных лиц не является препятствием к рассмотрению жалобы, судья считает возможным в порядке ст.30.6 КоАП РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела и доводы жалоб, заслушав объяснения Тараканов А.ААП и его защитника Борисичев В.Н., допросив свидетеля, прихожу к следующему.
Согласно ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п.6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п.2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 №2200, тяжеловесным транспортным средством признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении указанных в данной норме условий.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.
Согласно ч.2 ста.31 Федерального закона №257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Положениями ч.1 ст.2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела следует, что 02.02.2024 в 16:09:24, на 8 км+508 м автодороги «Струнино-Площево», Владимирская область, водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством СКАНИЯ №, государственный регистрационный знак №, в составе 5-осного автопоезда, в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в п.2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения, согласно акту № измерения параметров ТС превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда на 17.49% (0.962 т) на ось №1 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 6.462 т на ось №1 при допустимой нагрузке 5.500 т на ось, на 53.15% (3.189 т) на ось №2 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 9.189 т на ось №2 при допустимой нагрузке 6.000 т на ось, на 29.80% (1.341 т) на ось №3 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 5.841 т на ось №3 при допустимой нагрузке 4.500 т на ось, 35.00% (1.575 т) на ось №4 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 6.075 т на ось №4 при допустимой нагрузке 4.500 на ось, на 27.60% (1.242 т) нам ось №5 (погрешность измерения 10%), с нагрузкой 5.742 т на ось №5 при допустимой нагрузке 4.500 т на ось.
Постановлением должностного лица к административной ответственности привлечен собственник (владелец) транспортного средства, которым по данным ГИБДД ОМВД России по Александровскому району является Тараканов А.А Право собственности на автомобиль Тараканов А.А в жалобе не оспаривается.
Нарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством «СВК-2-Р(М)ВС» (заводской №), свидетельство о проверке №, поверка действительна до дата включительно.
Согласно информации из ГКУ ВО «Центр безопасности дорожного движения Владимирской области» автоматический пункт весового контроля на а/д общего пользования межмуниципального значения «Струнино-Площево» км8+508 введен в эксплуатацию 02.10.2023. В соответствии с приказом Минтранса России от 31.08.2020 №348 комплекс прошел тестовую эксплуатацию до 01.01.2024 включительно. С 02.01.2024 работает в штатном режиме.
В акте № от 26.01.2024, разрешенная нагрузка на ось, а именно допустимые параметры, расчетные показатели отражены в таблице проверки осевых нагрузок АТС, имеются в нем фотографии транспортного средства, и фотоснимок регистрационного знака автомобиля. Указанный знак читаем, сомнений при идентификации не вызывает.
Весовой контроль транспортного средства принадлежащего Тараканову А.А., производился в целях проверки соблюдения законодательства РФ в области дорожного движения. Доказательств того, что выявленное нарушение явилось следствием ненадлежащего измерения, в материал дела не представлено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО 02.02.2024 № о привлечении Тараканов А.А к административной ответственности по ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Вынесенное в отношении Тараканов А.А постановление соответствует требованиям ст.28.6 КоАП РФ, регулирующей назначение наказания без составления протокола, согласно ч.3 которой, в случае выявления административного правонарушения предусмотренного гл.12 КоАП РФ, зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст.29.10 КоАП РФ. Обязательные реквизиты, установленные ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, в оспариваемом постановлении содержатся.
Ссылка в жалобе на то, что общая масса транспортного средства с грузом не превысила допустимых параметров, указанных в свидетельстве о регистрации ТС, не может быть принята во внимание, поскольку Тараканов А.А не вменялось движение транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства. При этом судья обращает внимание, что помимо общей массы транспортного средства, учитывается и допустимая нагрузка на ось транспортного средства.
Вместе тем, ч.2 ст.2.6.1 КоАП РФ предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с ч.3 ст.28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В силу ч.1 и 3 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к ст.1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение ч.3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные гл.12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам ст.26.11 КоАП РФ (п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Аналогичная позиция выражена в п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 №20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
В подтверждение доводов о нахождении транспортного средства, в момент фиксации административного правонарушения в пользовании иного лица в материалы дела представлены в копиях: трудовой договор с водителем от 10.01.2024 из которого следует, что он заключен между ИП Тараканов А.А (работодатель) и ФИО (работник); заявка на оказание транспортно-экспедиционных услуг, где водителем указан ФИО, водительское удостоверение ФИО, страховой полис № (срок страхование 19.04.2023 по 18.04.204), где в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (СКАНИЯ №, государственный регистрационный знак №) указан ФИО
Представленные доказательства позволяют усомниться в виновности привлекаемого к административной ответственности лица в совершении вменяемого ему правонарушения.
Допрошенный в качестве свидетеля водитель (работник по договору) ФИО предупрежденный об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ, в судебном заседании подтвердил факт осуществления трудовой деятельности по трудовому договору заключенному 10.01.2024 с ИП Тараканов А.А Также обратил внимание, что 26.01.2024 осуществлял в связи с осуществлением трудовой деятельности перевозку груза (брусовой сруб) по маршруту <адрес> в <адрес> и проезжал пункт весового контроля, расположенный на 8 км+508 м автодороги «Струнино-Площево», Владимирская область, видел дорожные знаки предупреждающие об ограничении массы. Перевозку груза осуществлял на транспортном средстве СКАНИЯ, государственный регистрационный знак №
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (ч.1, 2 и 4 ст.1.5 КоАП РФ).
Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований ст.24.1, 26.11 КоАП РФ и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 07.12.2010 N 1621-О-О, от 22.03.2011 N 391-О-О, от 21.06.2011 N 774-О-О, от 25.01.2012 N 177-О-О).
При этом доказательства, представленные Тараканов А.А подтверждение довода о том, что в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме транспортное средство находилось в пользовании иного лица, не позволяют сделать однозначный вывод об обоснованности привлечения Тараканов А.А к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Также необходимо учитывать положения ч.4 ст.1.5 КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, и позицию, выраженную в перечисленных выше определениях Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой распределение бремени доказывания, вытекающее из примечания к указанной выше норме, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО от 02.02.2024 № по делу об административном правонарушении в отношении Тараканов А.А по ч.6 ст.12.21.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Тараканов А.А состава административного правонарушения.
Доводы представителя МТУ Ространснадзора по ЦФО о пропуске Тараканов А.А срока на обжалование постановления от 02.02.2024 № являются необоснованными, поскольку как установлено в судебном заседании, оспариваемое постановление получено Тараканов А.А 02.02.2024 посредством Госуслуг, жалоба была подана в суд 12.02.2024, то есть в установленный законом срок.
На основании изложенного, и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу Тараканов А.А - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора ЦАФАП МТУ Ространснадзора по ЦФО от 02.02.2024 № по делу об административном правонарушении в отношении Тараканов А.А по ч.6 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Тараканов А.А прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья . А.В. Кузнецова
.